Тема: Специфика государства и права на Средневековом Востоке

Учебные цели:

повторение и закрепление знаний, полученных обучающимися при прослушивании лекций и во время самостоятельной работы;

контроль знаний обучающихся и результатов их самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию;

формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний;

развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления;

формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.

Время: 2 часа.

I. Учебные вопросы:

1. Специфика устройства Арабского халифата. Становление и развитие мусульманского права.

2. Особенности эволюции государственного и правового устройства средневековой Индии.

3. Характерные изменения государственно-правовой системы в средневековом Китае.

II. Рефераты, доклады (сообщения):

1. Коран как источник мусульманского права.

2. Ван Аньши. Исторический портрет реформатора.

III. Методические указания обучающимся по подготовке к семинару:

1. Актуализировать лекционный материал.

2. Изучить рекомендованную литературу, а также осуществить самостоятельный поиск информации по вопросам семинарского занятия.

3. В тетради отразить письменную подготовку по каждому вопросу семинарского занятия.

При подготовке к первому вопросу семинарского занятия целесообразно выявить основные признаки халифата как государственной системы и проанализировать теократический характер государства. Далее необходимо изучить суть изменений, которые, с появлением ислама, происходили в системе права параллельно развитию государственной системы. Здесь важно выделить и охарактеризовать основные источники мусульманского права, что позволит усвоить специфику содержания его отраслей и норм. В завершении рекомендуется сформулировать и систематизировать ключевые выводы по конкретным особенностям эволюции государственно-правовой системы в Арабском халифате, а также попытаться определить её место и роль в мировой истории развития государства и права.

При подготовке ко второму вопросу семинарского занятия следует начинать с характеристики исторической обстановки, обобщив наиболее важные этапы и факторы развития средневековой Индии. Перед выявлением конкретно средневековых перемен в устоях и содержании государственного и правового развития, необходимо отметить те традиционные черты, которые во многом остались практически неизменными и относились к незыблемым цивилизационным основам. Далее, в процессе анализа государственного строя средневековой Индии, нужно определить характер государства, чётко обозначить тенденции и суть изменений в государственном устройстве на протяжении различных этапов развития. И, сообразно важнейшим изменениям в жизни государства, следует отмечать особенности перемен в правовой системе. Итогом изучения вопроса должно стать чёткое понимание соотношения новшеств и традиций, результатов и исторических последствий эволюции государства и права средневековой Индии.

Третий вопрос семинарского занятия по алгоритму подготовки совпадает с предыдущим вопросом. Определив исторические условия и этапы развития средневекового Китая, также необходимо выявить соотношение новшеств и традиций в эволюции государственно-правовой системы. Систематизация и характеристика конкретных составляющих государства и права позволит, в итоге, понять не только уникальность китайской истории, но и провести итоговый сравнительный анализ всех трёх изученных восточных систем государства и права.

Структура семинарского занятия, помимо обсуждения поставленных вопросов, включает в себя работу с литературой и историческими источниками (предоставленными преподавателем для отработки и анализа в качестве раздаточного материала), заслушивание и обсуждение докладов (сообщений). Возможен просмотр учебного фильма. Форма контроля знаний, полученных обучающимися в ходе подготовки и работы на семинаре, устанавливается преподавателем.

 

III. Литература для подготовки к семинару:

Основная литература:

История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
А.В. Вениосова. 2-е изд. - Минск, 2012.

История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
Н.В. Михайловой, А.А. Иванова/Юни-Дана, 2012.

http://www.knigafund.ru/books/149260

Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / Юриспруденция, 2010. http://www.knigafund.ru/books/138638

Прудников М.Н. «История государства и права зарубежных стран»
6-е изд. Учебник для бакалавров/ Юрайт, 2014. 

Дополнительная литература:

Иванов А.А. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие/Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/106681

История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред. Михайловой Н.В./Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/106679

Аракелян М.А. Индийская, китайская, исламская цивилизации от древности к современности (основные этапы развития): Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2014.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран
(Древность и Средние века): учебное пособие/ Кафедра государства и права МГУ им. М.В. Ломоносова, сост. В.А. Томсинов.-М.:ЗЕРЦАЛО-М, 2012.

  При подборе литературы и определении содержания сообщения обучающимся рекомендуется проконсультироваться с преподавателем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем характеризуется государственный строй Арабского халифата?

2. Каковы источники мусульманского права?

3. Какие черты своеобразия и сходства с опытом других восточных стран обнаруживает средневековое законодательство Индии?

4. Какова была специфика государственного устройства средневекового Китая?

 





СЕМИНАР 10.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: