Учебные цели:
повторение и закрепление знаний, полученных обучающимися при прослушивании лекций и во время самостоятельной работы;
контроль знаний обучающихся и результатов их самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию;
формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний;
развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления;
формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.
Время: 2 часа.
I. Учебные вопросы:
1. Специфика устройства Арабского халифата. Становление и развитие мусульманского права.
2. Особенности эволюции государственного и правового устройства средневековой Индии.
3. Характерные изменения государственно-правовой системы в средневековом Китае.
II. Рефераты, доклады (сообщения):
1. Коран как источник мусульманского права.
2. Ван Аньши. Исторический портрет реформатора.
III. Методические указания обучающимся по подготовке к семинару:
1. Актуализировать лекционный материал.
2. Изучить рекомендованную литературу, а также осуществить самостоятельный поиск информации по вопросам семинарского занятия.
3. В тетради отразить письменную подготовку по каждому вопросу семинарского занятия.
При подготовке к первому вопросу семинарского занятия целесообразно выявить основные признаки халифата как государственной системы и проанализировать теократический характер государства. Далее необходимо изучить суть изменений, которые, с появлением ислама, происходили в системе права параллельно развитию государственной системы. Здесь важно выделить и охарактеризовать основные источники мусульманского права, что позволит усвоить специфику содержания его отраслей и норм. В завершении рекомендуется сформулировать и систематизировать ключевые выводы по конкретным особенностям эволюции государственно-правовой системы в Арабском халифате, а также попытаться определить её место и роль в мировой истории развития государства и права.
При подготовке ко второму вопросу семинарского занятия следует начинать с характеристики исторической обстановки, обобщив наиболее важные этапы и факторы развития средневековой Индии. Перед выявлением конкретно средневековых перемен в устоях и содержании государственного и правового развития, необходимо отметить те традиционные черты, которые во многом остались практически неизменными и относились к незыблемым цивилизационным основам. Далее, в процессе анализа государственного строя средневековой Индии, нужно определить характер государства, чётко обозначить тенденции и суть изменений в государственном устройстве на протяжении различных этапов развития. И, сообразно важнейшим изменениям в жизни государства, следует отмечать особенности перемен в правовой системе. Итогом изучения вопроса должно стать чёткое понимание соотношения новшеств и традиций, результатов и исторических последствий эволюции государства и права средневековой Индии.
Третий вопрос семинарского занятия по алгоритму подготовки совпадает с предыдущим вопросом. Определив исторические условия и этапы развития средневекового Китая, также необходимо выявить соотношение новшеств и традиций в эволюции государственно-правовой системы. Систематизация и характеристика конкретных составляющих государства и права позволит, в итоге, понять не только уникальность китайской истории, но и провести итоговый сравнительный анализ всех трёх изученных восточных систем государства и права.
Структура семинарского занятия, помимо обсуждения поставленных вопросов, включает в себя работу с литературой и историческими источниками (предоставленными преподавателем для отработки и анализа в качестве раздаточного материала), заслушивание и обсуждение докладов (сообщений). Возможен просмотр учебного фильма. Форма контроля знаний, полученных обучающимися в ходе подготовки и работы на семинаре, устанавливается преподавателем.
III. Литература для подготовки к семинару:
Основная литература:
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
А.В. Вениосова. 2-е изд. - Минск, 2012.
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
Н.В. Михайловой, А.А. Иванова/Юни-Дана, 2012.
http://www.knigafund.ru/books/149260
Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / Юриспруденция, 2010. http://www.knigafund.ru/books/138638
Прудников М.Н. «История государства и права зарубежных стран»
6-е изд. Учебник для бакалавров/ Юрайт, 2014.
Дополнительная литература:
Иванов А.А. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие/Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/106681
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред. Михайловой Н.В./Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/106679
Аракелян М.А. Индийская, китайская, исламская цивилизации от древности к современности (основные этапы развития): Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2014.
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран
(Древность и Средние века): учебное пособие/ Кафедра государства и права МГУ им. М.В. Ломоносова, сост. В.А. Томсинов.-М.:ЗЕРЦАЛО-М, 2012.
При подборе литературы и определении содержания сообщения обучающимся рекомендуется проконсультироваться с преподавателем.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем характеризуется государственный строй Арабского халифата?
2. Каковы источники мусульманского права?
3. Какие черты своеобразия и сходства с опытом других восточных стран обнаруживает средневековое законодательство Индии?
4. Какова была специфика государственного устройства средневекового Китая?
СЕМИНАР 10.2.