Музыкальное занятие как основная форма организации музыкального обучения дошкольников

Большой вклад в разработку теории и практики обучения дошкольников внесли исследования известного отечественного ученого и педагога – А.П.Усовой и ее сотрудников, в которых дано определение понятия «дошкольное обучение», обосновывается его содержание, предлагаются формы организации.

Задачи музыкального воспитания детей реализуются в условиях специально организованного образовательно-воспитательного процесса, который осуществляется в разнообразных формах. Как известно, основной формой музыкального обучения дошкольников в д/с является музыкальное занятие.

 Музыкальные занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Они объединяют детей общими эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, способствуют формированию основ музыкальной культуры.

Методика организации и проведения музыкальных занятий в условиях дошкольных учреждений достаточно хорошо разработана. Существенный вклад в развитие вопросов музыкального обучения и воспитания дошкольников внесли исследования профессора Н.А. Ветлугиной и ее учеников (И.Л. Дзержинской, Л.Н. Комиссаровой, М.А. Медведевой, О.П. Радыновой и др.), в которых велся активный поиск новых форм и методов обучения детей на музыкальных занятиях.

 Музыкальные занятия имеют свою специфику и отличаются от других занятий, прежде всего своей структурой. В нее входят сразу несколько видов деятельности: слушание музыки, пение, музыкально – ритмические движения, игра на ДМИ, ознакомление с элементами музыкальной грамоты.

Построение занятий должно отвечать следующим требованиям:

- учитывать умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;

- устанавливать преемственность развития музыкальных способностей в процессе усвоения музыкальных произведений, приобретении необходимых знаний, умений, навыков;

- обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности;

- соответствовать учебным задачам и возрастным особенностям детей.

Структура музыкального занятия зависит от содержания музыкального материала. Последовательность видов деятельности может быть различной. Т.е. структура музыкального занятия должна быть вариативной. Эффективность занятия зависит от: а) содержания учебного материала; б) учебных целей и задач; в) методов обучения; г) возрастных и индивидуальных особенностей детей; д) от активности педагога и его профессиональных качеств (в первую очередь, взаимодействия с детьми).

В зависимости от количества детей, объединяющихся на занятии, выделяются фронтальные занятия (объединяющие одну возрастную группу), занятия с подгруппами детей, индивидуальные, объединенные (проводятся перед праздниками с двумя группами с целью установления большей слаженности в совместных действиях: перестроениях, танцах, совместном пении).

В зависимости от содержания занятий и учебных и воспитательных задач, которые на них решаются, музыкальные занятия подразделяются: на традиционные, доминантные, тематические и комплексные. На каждом из этих типов занятий могут решаться как общие задачи музыкального развития, так и специфические.

Доминантные, тематические и комплексные занятия стали внедряться в практику в последние десятилетия. До этого основная часть педагогов-практиков ограничивалась применением лишь так называемого традиционного занятия, хотя и с учетом вариативности его структуры. Это вело, по мнению педагогов, к формализации процесса обучения.

Большой вклад в разработку новых типов занятий и методику их организации внесли исследования, проведенные сотрудниками лаборатории эстетического воспитания бывшего НИИ дошкольного воспитания АПНСССР под руководством Н.А.Ветлугиной.

В 1988г. один из учеников Н.А. Ветлугиной – Е.Ф.Корой провел специальное исследование, посвященное изучению проблемы вариативности занятий музыкой. В нем было дано теоретическое обоснование системы музыкальных занятий разного типа с детьми дошкольного возраста на основе обобщения опыта практики, а также на основе исследований, проведенных ранее.

Анализируя практический опыт, Корой Е.Ф. пришел к выводу, что от правильно применяемой структуры занятия зависят степень активности и познавательной деятельности детей, а также развитие их общих и специальных способностей.

К настоящему моменту педагоги пришли к заключению, что не может быть универсальной структуры занятия, способной решать все учебно-воспитательные задачи в равной степени. Применение разнообразных типов занятий в определенной системе позволит сделать процесс музыкального воспитания дошкольников более эффективным.

Рассмотрим 4 основных типа музыкальных занятий, получивших распространение в современной практике:

1 тип – традиционное занятие. Этот тип занятия является наиболее распространенным и известным педагогам. Это занятие призвано решать сразу несколько учебно-образовательных задач. В структуре такого занятия фигурируют сразу все или почти все виды музыкальной деятельности. Последовательность их, как считают педагоги, может быть различной.

 Преимущество этих занятий в том, что они позволяют, экономно используя время, приобщить детей к разным видам музыкальной деятельности, учитывая тем самым интересы и потребности ребенка. Во время занятий принимаются во внимание психологические особенности дошкольников, их быстрая утомляемость и необходимость переключения с одного вида музыкальной деятельности на другой. Все это создает такие условия для проведения занятий, при которых дети мало устают, занимаются с большим интересом и желанием.

Использование традиционных занятий обеспечивает систематичность в обучении, постепенность, последовательность в усвоении учебного материала, в освоении детьми определенных навыков и умений, равномерность в усвоении материала по всем видам деятельности.

У традиционного занятия много достоинств. Однако, слишком частое применение лишь одного типа занятий, по мнению педагогов, снижает интерес детей и их активность, делает процесс обучения стереотипным, тормозит творческие проявления детей.

Методика организации таких занятий достаточно хорошо прописана в методической литературе.

2 – тип занятий – доминантные. В структуре данного типа занятия преобладает какой – либо один вид музыкально деятельности.

 Используется этот тип занятий для преодоления отставаний детей в том или ином виде музыкальной деятельности (т.е. занятия способствуют коррекции). Проведение небольшой серии таких занятий, как правило, ликвидирует отставание, исправляет, выравнивает положение.

Корой выделил 4 варианта доминантного занятия:

а) Занятие, в структуре которого преобладает, доминирует  слушание музыки;

б) доминирует певческая деятельность;

в) преобладающим видом является игра на ДМИ;

г) в котором доминируют движения под музыку.

При включении в работу доминантных занятий решается задача активизации музыкального развития детей и целенаправленного развития навыков в конкретном виде музыкальной деятельности.

На таком занятии могут привлекаться и другие виды деятельности, если это необходимо для реализации поставленных задач. Вместе с тем, на таких занятиях помимо коррекции отставания детей, при помощи одного вида деятельности (доминирующего) решаются задачи, тесно связанные с остальными видами музыкальной деятельности.

3-й тип музыкальных занятий – тематические.

Отличительной особенностью таких занятий является то, что здесь музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединен единой темой. Это позволяет сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. Как указывает Е.Ф. Корой, активность детей значительно повышается. По его мнению, такие занятия хорошо запоминаются детьми, привлекают их внимание к самой музыке и к окружающей действительности. Структура таких занятий может быть гибкой и зависит от выбранной темы, от репертуара, от возраста детей. На таких занятиях возможно использование и другого художественного материала – это могут быть произведения народного творчества, стихи, проза, предметы изобразительного творчества – картины, эстампы, репродукции, художественные фотографии – т.е. все, что может способствовать раскрытию основной темы и сделать занятие более привлекательным, ярким, красочным.

Тематика может быть различной. В этой связи занятия можно подразделить на тематические, в которых тема связана с предметами или явлениями окружающей действительности, природными явлениями: (Золотая осень, Времена года, подснежник), бытом детей (Любимые сказки, праздник города) и на музыкально-тематические, в которых тема связана с особенностями самой музыки (Музыкальные загадки, Что такое танец, В стране музыкальных инструментов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: