Практика сказкотерапии с детьми дошкольного 4 страница

13) повышение самооценки;

14) коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения;

15) развитие внимательности к партнеру, умения соблю­дать общепринятые нормы в отношениях между людьми;

16) обращение внимания на проблему понимания человека человеком;

17)обучение детей способам отреагирования эмоций в конфликте;

18) формирование адекватных форм поведения.

46

Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного воз­раста один раз в неделю.

ЗАНЯТИЕ 1. «Я— ЕДИНСТВЕННЫЙ НА ПЛАНЕТЕ»

Задачи:

1) знакомство детей друг с другом и психолога с группой;

2) создание доброжелательной атмосферы;

3) знакомство с понятиями «жесты», «мимика», «интонация». Ход работы. Дети заходят в кабинет, располагаются на

местах.

«Сейчас мы с вами должны настроиться на серьезный лад, устроиться поудобнее, чтобы ничто не мешало сосредоточить все свое внимание. Пока мы тут с вами общались, смеялись, вокруг нас происходило много событий. В соседней группе дети готовились к занятию, рос цветок на окне, где-то ехали маши­ны, мимо окна летела птица, на втором этаже двигали стул, на станцию прибыл поезд, над городом пролетел самолет. И все это происходило одновременно. Но мы ничего этого не слы­шали и даже не думали об этом. Человек, конечно же, не может все видеть и слышать сразу. Давайте попробуем сейчас сосре­доточиться на чем-то одном. (Дети с закрытыми глазами по­очередно слушают звуки на улице, в кабинете, в коридоре, как одежда прикасается к телу, как растут на голове волосы.)

Каждый день мы просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в детский сад. И все делаем так быстро, торопясь, что заметить, остановиться, понюхать цветочек— нет времени. А планета кружится, птицы поют, цветы растут, солнце всхо­дит... Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза и представить, как над красивым черным космосом, между блестящими звездоч­ками висит теплая круглобокая планета, она кружится, на ней живут люди, зверюшки бегают и прыгают, летают бабочки. При­смотритесь к планете внимательнее, еще внимательнее. От­кройте глазки, вы заметили одну удивительную вещь? Нигде, нигде больше на планете нет ни одного вот такого малыша, нет больше нигде вот такой замечательной красавицы, на всей планете одна вот такая «единственная» девочка и, сколько ни присматривайся, нигде больше на всей планете нет такого оча­ровательного мальчика. Нигде нет такого второго ребенка».

47

То же самое очень искренне говорится о каждом ребенке. В этот момент психолог по очереди обращается к каждому из детей в группе: «Ты на свете один такой единственный, второ­го такого существа нет нигде, сколько бы мы ни искали». При этом «существо» произносится очень нежно, с восторгом, как слово «чудо».

«Давайте, наконец, познакомимся. Чтобы все видели друг дружку, сядьте в кружок».

«Снежный ком» (игра)

Первый ребенок представляется. Второй, прежде чем пред­ставиться самому, называет имя первого, третий — имена пер­вого и второго, и далее по кругу. Психолог завершает круг, называя по именам всех детей, а затем называя свое имя.

«Замечательно, оказалось, что у всех вас есть прекрасные имена. Ну-ка, дайте, я на вас посмотрю. У всех есть глазки, по два глазика у всех? У всех есть носик, у всех ротик, зубки, по две ручки, ни у кого нет трех? А-а-а, дети, так вы все одинаковые».

Психолог выдерживает выразительную паузу на слове «оди­наковые», давая детям возможность прийти в себя и возму­титься. После того как они выразят свое возмущение — «Мы разные», — психолог говорит:

«Да где же вы разные? Вот ноги, вот руки, вот уши и т. п. А, волосы разные? Характер разный? Хорошо, вы меня убедили, давайте разберемся, чем вы отличаетесь».

Дети вместе с психологом перечисляют, чем отличаются друг от друга: характер, внешность, привычки, мысли, внутрен­ний мир. Внутренний мир упоминается особо.

«Вы знаете, что такое внутренний мир? Внешний мир — это природа, небо, солнце. А внутренний? На самом деле в нашем внутреннем мире тоже есть небо и солнце. И если на солныш­ко находят тучки— настроение портится, идет дождь— бегут слезки, светит солнышко— и настроение улучшается, хочется петь песенки. От того, какое у нас настроение, зависит очень многое. Когда у нас плохое настроение, мы грустим, у нас на­дуваются губки, появляются слезинки, уже не хочется играть в мяч или с куклами (все говорится соответствующим тоном).

Как выглядит грустный человек? Брови у него нахмурены, губы надуты, голова опущена, плечи подняты.

48

А как выглядит веселый человек? Он улыбается, ему хочет­ся бегать и прыгать. Ну-ка, давайте встанем и покажем, какие мы, когда веселые. Когда мы радуемся, нам хочется обнять все небо, раскинув руки. А после такой бурной радости можно и устать немножко.

Как выглядит уставший человек? Уф, выдохнули, пополам согнулись, руки тяжелые, упали. Все, лежим и отдыхаем.

Что мы только что делали? А как мы это делали? Правиль­но, внутреннее состояние человека можно передать многими способами. С помощью жестов. Давайте все грустно помашем вслед рукой... При этом наше лицо показывает, что мы грус­тим, грусть буквально написана на нашем лице — это наша мимика. А теперь давайте покажем с помощью мимики, какие мы сонные — тогда мы хотим спать, глазки слипаются. А еще у нас есть голос, и с помощью интонации мы тоже можем о многом рассказать. Давайте голосом покапризничаем: «Мама, не хочу вставать».

Вы уже, наверное, поняли, что все эти способы что-то ска­зать о своем внутреннем мире— жесты, интонация, мимика — вы постоянно используете. И потому, несмотря на то, что у каждого из нас по два глаза, по две руки, по две ноги, по од­ному носу, все же мы очень сложные и разные существа.

Чтобы представить себе, кто вы такие, какие вы удивитель­ные и уникальные, ни на кого не похожие, завтра, как только проснетесь, только-только откроете глазки, не причесываясь и не умываясь, сразу же подбегите к зеркалу. Посмотрите на себя и удивитесь себе — какие вы интересные: какие у меня заме­чательные веснушечки, какие реснички, какие у меня зубки. Вы посмотрите на себя в зеркало и расскажите мне и другим ре­бятам на следующем занятии, кого вы увидите в зеркале, что вам понравится, а что нет.

А сегодня наше занятие заканчивается, до свидания!»

ЗАНЯТИЕ 2. «АССОЦИАЦИИ»

Задачи:

1) развитие интереса к себе;

2) развитие вариативности мышления;

3) стимули). звание творческого самовыражения.

49

Необходимые материалы. Пары предметов, одинаковых по сути, но разных по характеру, внутренней динамике— одинако­вые вазы разных цветов, одинаковые колокольчики с разными голосами и т. д.; кассета с аудиозаписью спокойной музыки.

Ход работы. «Здравствуйте, ребята! Итак, здесь собрались замечательные человечки, неповторимые и единственные. Один не похож на другого, хотя кое-что общее у них все-таки есть. Что же у вас одинаковое? Чем вы можете быть похожи между собой? А похожа^ допустим, вот эта дверь и эта дверь между собой, а чем они отличаются? А характеры у этих дверей одина­ковые или разные?»

Таким же образом сравниваются приготовленные пары предметов. Эта работа проводится столько, сколько потребу­ется группе для понимания ассоциации, мысли психолога о разных характерах предметов.

«Согласитесь ли вы, что каждый предмет в этом кабинете имеет свой характер? И любая вещь в мире вообще имеет свой характер: чемодан, дерево, цветок и т. п. У разных чемоданов разные характеры, у каждого дерева свой характер.

А у вас у каждого тоже свой характер, какой он? (Отзывчи­вый, трудолюбивый, ласковый, добрый и пр.) У вас разные характеры, но иногда вы бываете друг на друга похожи. Так же и вещи могут иметь разные характеры, и при этом бывают друг на друга в чем-то похожи. А могут ли вещи быть похожи на людей? Вот этот цветок может быть похож на эту девочку? Он такой же пушистый и кудрявый. А вот этот мячик на этого маль­чика? Он такой же веселый, попрыгунчик. Если приглядеться к нашему миру, то можно подсмотреть много похожих момен­тов, из которых складывается волшебное слово «ассоциация». Вот, например, этот мальчик ассоциируется у меня с грибоч­ком, который сидит и выглядывает из травки. А эта девочка ассоциируется у меня с бабочкой, которая сложила крылышки и отдыхает на цветочке.

Когда я говорю о ком-то, что он ассоциируется у меня с каким-то предметом, это значит, что он вызывает у меня похо­жее ощущение, чувство, когда я на него смотрю. Представьте белочку, прыгающую с дерева на дерево: веселая прыгающая белочка. И представьте девочку, прыгающую на скакалке. Бу­дут похожи белочка и девочка? Это ассоциация девочки с жи­вотным. Давайте попробуем найти ассоциацию с погодой.

50

Мальчик бежал, упал, разбил коленку, заплакал. Тучки небо затянули, дождик идет. Мальчик два раза носом шмыгнул и улыбнулся наконец. Ветерок подул, тучки рассеялись, солныш­ко выглянуло. Солнышко блестит, мальчик улыбается. Похожее настроение? Ассоциации ищутся именно по настроению и по характеру. Ворчливый шмель похож на дедушку, потерявшего очки, звенящий ручеек похож на голосок младшей сестренки, строгая серая шляпа похожа на папу во время работы, теплень­кая варежка похожа на мамин голос».

«Ассоциации» (игра)

В центре детского круга ставится любой предмет. Психолог подходит за спиной к каждому ребенку и предлагает ему вариант ассоциации с этим предметом (с погодой, настроением и т. п.).

Затем включается запись спокойной музыки, дети ложатся и закрывают глаза.

«Закройте глазки. Где-то за стенами нашего сада бегут машины, шумят деревья, в траве прыгают кузнечики, с цветка на цветок перелетает пчелка. Где-то плавают рыбки среди во­дорослей, где-то еще дальше река впадает в океан, в океане плавают киты, дельфины, над океаном парят чайки. С высоты полета чайки виден островок посреди океана, на острове рас­тут пальмы, на пальмах бананы, под пальмой сидят симпатич­ные обезьянки, которые грызут бананы, а между пальмами летают яркие разноцветные попугаи.

Наш мир состоит из множества красок, наполнен множе­ством существ и предметов. Все они очень разные, но у всех у них найдется что-то общее».

Психолог просит детей открыть глаза и, не вставая, потя­нуться, поменять позу, посмотреть на себя.

«Дома вы, ребята, полежите вот так же, как лежите здесь, с закрытыми глазками, рассмотрите весь наш мир, погуляйте по всей планете, опуститесь в самый глубокий океан, поднимитесь к самым далеким звездам и разыщите предметы, растения или животных, которые похожи на вас. Походите, поищите и потом, когда вернетесь из этого путешествия, нарисуйте их. Может быгь, это даже будут такие существа и такие растения, которых я никогда не видела, это тоже будет очень интересно.

На этом наше занятие заканчивается. До свидания!»

51

ЗАНЯТИЕ 3. «НАШИ ИМЕНА

Задачи:

1) углубление идентификации себя со своим именем;

2) формирование позитивного отношения ребенка к свое­му «Я».

Ход работы. «Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее наше занятие мы начнем с того, что вы расскажете о том, как путе­шествовали по нашей планете, что вы увидели и нашли ли что-нибудь, похожее на вас».

Проводится обсуждение домашнего -дания, дети показы­вают выполненные дома рисунки.

«С какими замечательными существами мы сегодня позна­комились, все ли помнят, какие у них были имена? Совсем недавно я прочитала очень интересную сказку об имени. Хоти­те ее услышать?»

(Дети свободно располагаются на ковре, и психолог читает сказку.)

«В давние времена в одном царстве жил-был маленький мальчик. Был он круглым сиротой и бродил по дорогам своей страны, прося милостыню и перебиваясь случайными заработ­ками. Он совсем не помнил своих родителей и даже имени своего не знал. Закрепилась за ним кличка Оборвыш.

Однажды ночевал он в лесу у костерка. Только собирался съесть краюху хлеба, поданную ему днем сердобольным зем­лепашцем, как вышел из темного леса высокий седой старик с большим посохом.

— Нельзя ли передохнуть у твоего костра? — спросил старик.

— Пожалуйста, дедушка! У меня и хлебушко есть. Угощай­тесь!

Поел старик хлеба и взглянул на мальчика темными глаза­ми, да так, что стало тому жутковато.

— Спасибо тебе, Оборвыш. Доброе у тебя сердце. И еще многое есть в тебе, чего ты сам не ведаешь.

— Откуда вы знаете мое имя? — удивился мальчик.

— Это не имя, а прозвище. Но мне и настоящее твое имя известно, — сказал старик. — Но не пришло еще время на­звать его.

— Кто вы? — со страхом спросил мальчик.

52

— Я волшебник. А имя мое пока не скажу. Я знаю, что течет в тебе кровь колдунов и волшебников. Если хочешь, я возьму тебя в ученики.

Так стал Оборвыш учеником старого волшебника. Главное искусство, которому тот обучал его, — это умение раскрывать Тайну Имени. Много на земле народов и языков, и на каждом языке одна и та же вещь называется по-разному. Мальчику открылось, что все вещи в мире, все люди и все животные на земле имеют настоящие — тайные — имена. Тот, кто сумеет узнать подлинное имя предмета или человека, получает пол­ную власть над ним.

— Любым человеком сможет управлять волшебник, знаю­щий его настоящее имя, — рассказывал мальчику старик. — Но только когда тот сам находится в неведении о подлинном своем имении, принимая за него кличку или прозвище, нельзя в таком

волшебнику произносить вслух его подлинное имя. А что тогда будет?

- Если оно становится известно его носителю, то он обре­тает власть над самим собой и познает самого себя. И тогда уже никто не сможет управлять им, как игрушкой.

— Как же узнать человеку свое настоящее имя? Все это могут?

— Могут-то все, да не все хотят. Потому что совсем не просто стать хозяином самому себе. Да и путь постижения своего имени бывает долгим и трудным.

— А я? Смогу ли я узнать свое подлинное имя?

— Ты узнаешь его, когда придет время. Но прежде я научу тебя определять настоящие имена других людей, животных и вещей.

— Разве это легче, чем узнать свое имя?

— Иногда легче.

Старый колдун десять лет развивал в мальчике умение определять подлинные имена вещей и людей. Оборвыш ока­зался очень способным учеником. Он мог, например, мыслен­но обратиться по имени к яблоне, и она протягивала к нему ветки, увешанные плодами. Он произносил в уме настоящее название топора, и тот, подчиняясь приказу, начинал колоть дрова.

Однажды спросил его старый волшебник:

— Скажи, каково мое настоящее имя?

53

Сначала пожал плечами Оборвыш, но потом понял вдруг и прошептал имя волшебника. При этом тихом звуке произошел обвал в горах и вышла река из берегов.

— Ну вот, теперь и закончилось твое учение, — сказал ста­рик. — Ты можешь все то, что умею я сам. Иди в мир. Исполь­зуй свое искусство, но делай это только во благо людям. А мне осталось жить совсем немного...

— А как же мое подлинное имя, учитель?— воскликнул юноша. — Ты не скажешь его мне?

— Уже очень скоро ты сам узнаешь его. Прислушайся к себе.

И действительно, с недавних пор юный волшебник испы­тывал ощущение, будто внутри него горит маленький огонек, освещающий его собственные мысли и переживания. Этот ого­нек позволял ему как бы насквозь видеть предметы, окружаю­щие его, и чувствовать удивительную, странную связь между ними и собой.

Простился Оборвыш со своим учителем и отправился странствовать по свету. Однажды в пустыне встретился ему разъяренный лев, готовый разорвать человека на части. Но посмотрел на него ласково молодой волшебник, мысленно назвал его по имени (а звучало оно приблизительно так — Гр-р-ау-рр), и сразу успокоился зверь, стал ластиться, как кошка. Вместе пришли они в большой город, где правил злобный вла­ститель. Этот царь творил несправедливость и беззаконие, притеснял и обижал подданных. Была у него дочь, которая дав­но тяжело болела. Никто из врачей не мог ее исцелить, потому что не удавалось определить ее болезнь. Узнав об этом, явил­ся Оборвыш во дворец и попросил встречи с царем, обещая излечить принцессу.

— Если не сумеешь помочь дочери — встретишься с пала­чом, — грозно предупредил его властитель.

Пришел юноша в спальню принцессы, заговорил с нею, сказал ей о чувствах и переживаниях, точно определив их, а затем назвал и болезнь, приковавшую ее к постели. И болезнь сжалась в комочек, струсила и была с позором изгнана юным волшебником. Но даже радость от исцеления дочери не расто­пила злобное сердце царя. Тогда Оборвыш сказал ему несколь­ко слов и произнес имя — то самое ласковое имя, которым когда-то давным-давно, в детстве называла правителя мать. Словно заклятье снялось: царь расплакался, смягчился и больше

54

никогда уже не допускал злобы и несправедливости по отно­шению к своим подданным.

Так и жил Оборвыш со своим другом львом в этом городе, лечил больных, разговаривал с животными, раскрывал тайны, содержащиеся в тайных книгах. Но как-то раз стряслась беда: многоголовый змей напал на город, сжег много домов и ута­щил нескольких девушек. Пришли жители к Оборвышу и умо­ляли спасти их от этой напасти с помощью его волшебного искусства. Когда в следующий раз прилетел многоголовый змей, вышел Оборвыш на площадь и, взмахнув магическим посохом, мысленно подлинное имя чудовища. Присмиревший змей опустился неподалеку. Был он так огромен и страшен, что даже лев дрожа спрятался за спиной Оборвыша. Погово­рив со змеем, понял молодой волшебник, что тот — всего лишь игрушка в руках какого-то злого колдуна, также владеющего Тайной Имени. Тогда Оборвыш потребовал от змея показать дорогу к жилищу злодея.

Долго ли, коротко летел змей, но доставил он Оборвыша и его льва к подножию скалистых гор, где в пещере жил колдун. Только сделал Оборвыш шаг по направлению к пещере, как раз­дался ужасный грохот, земля задрожала под ногами, и между ним и пещерой образовалась трещина. Лев, прижав уши, пере­прыгнул через пропасть и устремился к черной дыре в скале. Оттуда вышел человек в черном плаще с накинутым на голову капюшоном. Лицо, мелькнувшее под капюшоном, показалось Оборвышу знакомым. Человек махнул рукой, и Оборвыш уло­вил его мысленный приказ льву, сопровождаемый именем жи­вотного «Гр-р-ау-рр!». Лев остановился, заскулил и пополз на брюхе к ногам колдуна. А тот откинул капюшон, и Оборвыш увидел... себя!

— Да. Ты не ожидал встретить здесь свою копию?— усмех­нулся колдун. — Все просто. Мы братья-близнецы, рожденные в семье волшебников. Нас разлучили с рождения, и мы пошли в жизни разными путями: ты — белой, а я — черной магии. Я знаю твое подлинное имя, а ты — теперь, наверное, уже знаешь мое. И тебе, и мне понятно, какая мощь заложена в Настоящем Име­ни. Но обоим нам не известны наши собственные имена.

— И если кто-то из нас воспользуется сейчас своим знани­ем и произнесет в уме имя другого... — начал догадываться Оборвыш.

55

—...то навсегда лишит его волшебного искусства и может превратить его в своего раба, — жестоко сказал его двойник.

— И что же ты предлагаешь?— спросил Оборвыш.

— Давай объединимся. Два таких сильных колдуна, как мы, способны поработить весь мир. Ведь стоит нам произнести вслух имена друг друга, и мы многократно усилим нашу кол­довскую мощь. На земле остались только мы двое, умеющие раскрывать подлинные имена. Владение миром или потеря этого великого дара. Выбирай!

— Объединиться с тобой— значит стать таким же, как ты, злодеем. Оставить тебе возможность творить зло было бы преступлением, — медленно проговорил Оборвыш (пылавший в нем огонек разгорался все ярче).

— Значит, ты готов стать моим слугой? — насмешливо спросил колдун.

Оборвыш отчетливо почувствовал его страх, тщательно спря­танный за усмешкой. Ион понял причину этого страха: его про­тивник знал, что никогда ему самому не удастся узнать своего подлинного имени, а Оборвыш, единственный, кто мог назвать его, отказывался это сделать. И вдруг юному волшебнику стало совершенно ясно, чего больше всего боится злой колдун: что его противник окажется способен сам познать свое имя.

— Нет, никогда я не стану твоим слугой, — уверенно ска­зал Оборвыш и взглянул в глаза двойнику.

Словно скрестились два невидимых меча, когда одновре­менно произнесены были в умах два имени, очень похожих— и очень разных. Оборвыш вплотную приблизился к своему про­тивнику. Нескрываемый ужас отразился на лице его брата, и фигура его вдруг расплылась, потеряла форму. Словно легкое облачко окутало Оборвыша, питая его перетекающей силой и постепенно растворяясь.

Он стоял и улыбался. Он уже не был Оборвышем. Он чув­ствовал себя настоящим хозяином — самому себе. Потому что он сам осознал свое подлинное имя, опередив своего против­ника всего на несколько мгновений».

«Понравилась вам сказка? А вы знаете свои имена? Как вы думаете, если имена звучат одинаково, на самом ли деле они абсолютно одинаковые?»

Во время обсуждения психолог помогает детям понять, что даже одинаковые имена звучат по-разному— с разной интона­цией, полные или сокращенные и т. п.

56

«А как вас называют дома? У каждого из вас наверняка есть любимое и нелюбимое имя. Давайте каждый из вас дома с помощью мамы сделает рисунок или аппликацию «Ромашка». В центр цветка впишите свое имя, на лепестках— ласкатель­ные производные от имени, семейные прозвища, и имя, с ко­торым мама обращается к вам, когда сердится. На лепесток с обращением, которое вам нравится больше всего, наклейте божью коровку.

А на сегодня наше занятие заканчивается, до свидания!»

ЗАНЯТИЕ 4. «НАШИ ИМЕНА — 2»

Задачи:

1) стимуляция раскрытия своего «Я»;

2) формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение.

Необходимые материалы. Изготовленный дома цветок с именами; бумага; кисточки; краски; стаканчики для воды; кас­сета с записью спокойной музыки.

Ход работы. «Здравствуйте, ребята! Вы сегодня пришли на занятие с замечательными рисунками. Давайте познакомим­ся с каждым рисунком поближе. Положите их, пожалуйста, пе­ред собой так, чтобы их все могли видеть. Дашенька, расскажи нам, что нарисовано на твоем рисунке. Какой замечательный цветок получился у Даши!» (Таким образом рассматривается рисунок каждого ребенка, и о каждом ребенке и его рисунке говорится что-нибудь хорошее.)

Как здорово, сколько разных имен мы сегодня узнали! А вы заметили, ребята, даже если у кого-то имена и одинаковые, звучат они все равно по-разному. А как наши имена выглядят? Давайте сейчас попробуем нарисовать наши имена».

Включается запись спокойной музыки. Дети берут все не­обходимое для рисования и рисуют свои имена так, как они их себе представляют. Затем проводится обсуждение.

«Спасибо, ребята, у вас получились прекрасные рисунки. Давайте приклеим каждый к своему рисунку приготовленную дома ромашку. Теперь наши имена будут всегда с нами.

Сегодня наше занятие заканчивается. До свидания!»

57

ЗАНЯТИЕ 5. «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ЧУВСТВ»

Задачи:

1)закрепление знаний об эмоциях;

2) развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;

3) развитие интереса к самому себе;

4) повышение самооценки.

Необходимые материалы. Заготовки масок с прорезями для глаз; краски; кисти; стаканы с водой; вырезанные из раз­личных журналов и книг картинки; клей; свеча; аудиокассета с записью спокойной музыки.

Ход работы. «Здравствуйте, ребята! На прошлых занятиях мы с вами знакомились с тем, какие бывают эмоции. Кто мне поможет вспомнить, с какими эмоциями мы познакомились? (Дети вспоминают названия эмоций.)

Вы знаете, есть сказочная страна, в которой правит королева Эмоция, и помогают ей слуги Чувства. Хотите узнать об этой стра­не? (Дети располагаются удобнее, и психолог читает сказку.)

Где-то далеко-далеко есть волшебная страна, где правит королева Эмоция. Придворными у нее были Чувства. Жителям этой волшебной страны жилось очень хорошо, ведь слуги Чув­ства всегда приходили им на помощь в трудных ситуациях.

Но однажды случилось несчастье: в волшебную страну при­летел злой волшебник Безлик и заколдовал всех слуг. Он украл у них их замечательные и такие разные лица, и все Чувства стали совершенно одинаковыми и абсолютно беспомощными. (Детям показывается заготовка маски.)

Теперь жители волшебной страны не могли обратиться за помощью к слугам Чувствам, ведь они не знали, какой слуга может помочь в той или иной беде. Долго королева Эмоция искала, как можно помочь горю, пока однажды не прочитала в Волшебной Книге, что расколдовать ее придворных могут лишь обыкновенные дети, которые согласятся отправиться в ее вол­шебную страну и превратиться в волшебных художников.

Ребята, а вы хотите помочь королеве Эмоции и жителям волшебной страны? Для того чтобы попасть в волшебную стра­ну, мы должны передать по кругу зажженную свечу так, чтобы она не погасла. (Дети передают свечу по кругу.)

58

Вот мы и очутились в волшебной стране и превратились в волшебных художников. Каждый художник может расколдовать одного слугу Чувство. Для этого вам понадобятся волшебные материалы, которые лежат на столе. (Включается аудиозапись спокойной музыки. Каждый ребенок берет заготовку маски и с помощью вырезанных картинок, клея и красок «оживляет» ее.)

Да, ребята, вы оказались настоящими волшебниками. Да­вайте познакомимся, какие слуги-Чувства появились в нашей волшебной стране, как их зовут, какой у них характер? (Дети по очереди представляют свои маски, рассказывают о них.)

Спасибо! Сегодня нам пора возвращаться домой, но на следующем занятии мы обязательно отправимся снова в вол­шебную страну и встретимся со слугами Чувствами, королевой Эмоцией и жителями волшебной страны. Вернуться домой мы можем так же, как и попали сюда, — с помощью нашей вол­шебной свечи».

Дети снова передают по кругу зажженную свечу. Психолог прощается с ними, занятие заканчивается.

ЗАНЯТИЕ 6. «ВОЛШЕБНЫЕ МАСКИ»

Задачи:

1) развитие интереса к самому себе;

2) повышение самооценки.

Необходимые материалы. Оформленные на прошлом занятии маски.

Ход работы. «Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы с вами путешествовали в волшебную страну, и каждый из вас расколдовал одного слугу Чувство. Мы уже немного позна­комились с расколдованными Чувствами. Сейчас мы снова отправимся в волшебную страну и познакомимся с ними по­ближе. А попадем мы в волшебную страну с помощью нашей волшебной свечи. (Дети передают по кругу зажженную свечу.)

Ну вот, мы снова встретились с жителями волшебной стра­ны. Кто же живет здесь? Сейчас все сказочные жители разде­лятся на пары и расскажут друг другу, как их зовут, какой у них характер, увлечения, интересы».

Дети с помощью психолога разбиваются на пары и, держа маску перед лицом, рассказывают, как зовут маску, какие у нее есть хорошие качества. Затем дети в своих парах меняются

59

масками и от имени полученной маски стараются повторить то, что услышали, сохраняя интонации говорившего.

«Какие замечательные жители живут в волшебной стране! Здесь, наверное, происходит много всяких интересных исто­рий. Давайте сейчас все вместе расскажем какую-нибудь ис­торию о жителях волшебной страны».

Дети по кругу рассказывают сказку с участием своих геро­ев. Если вначале дети затрудняются придумать сюжет сказки, психолог оказывает помощь, затем дети рассказывают само­стоятельно. Также можно помочь завершить сказку.

«Замечательные события происходят в волшебной стране. Но нам пора возвращаться. (Дети передают по кругу зажжен­ную свечу.)

Мы снова дома. Но не грустите, когда-нибудь мы еще от­правимся в волшебную страну и встретимся с ее волшебными жителями. А сегодня наше занятие заканчивается, до свидания!»

ЗАНЯТИЕ 7. «МАЛЬЧИК, КОТОРЫЙ НЕ УМЕЛ ИГРАТЬ»

Задачи:

1) развитие внимательности, соблюдения общепринятых норм в отношениях между людьми;

2) знакомство детей с проблемой понимания человека че­ловеком.

Необходимые материалы. Карточки с изображениями фантастических животных; бумага; цветные карандаши; аудио­кассета с записью спокойной музыки.

Ход работы. «Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю начать наше занятие с игры, которая называется «Ответить — не ответить». Для того чтобы в нее сыграть, кому-то из вас нужно выйти ненадолго за дверь».

Группа стоит в круге. Один из детей (водящий) выходит за дверь. С группой договариваются о том, что, когда водящий входит и здоровается с кем-либо, этот ребенок демонстратив­но отворачивается (или начинает разговаривать с кем-то дру­гим). После нескольких попыток игра прекращается, психолог извиняется перед водящим, все отвечают на его приветствие.

Проводится обсуждение игры. При обсуждении водящего просят рассказать о своих чувствах во время игры. Об этом также спрашивают тех, кто в игре не отвечал на приветствие.

60

«А сейчас располагайтесь поудобнее и приготовьтесь слу­шать сказку о мальчике, который не умел играть».

Психолог читает сказку, параллельно показывая карточки с нарисованными чудесными животными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: