Практика сказкотерапии с детьми дошкольного 7 страница

«Мелодия группы» (упражнение)

Ход работы. Дети рассаживаются по кругу. Каждый ребе­нок решает, каким инструментом он будет. Вся группа — это оркестр. Звучание осуществляется голосом или подручными средствами. Инструменты могут повторяться. Если ребенок выбрал какой-либо инструмент, но не знает, как он звучит, будьте готовы продемонстрировать это сами.

Первый круг упражнения. Дети пробуют воспроизвести звук инструмента, предварительно его назвав.

93

Второй круг упражнения. Группа делится на пары (они об­разуются из сидящих рядом детей), и инструменты воспроиз­водят мелодию в дуэте.

Третий круг упражнения. Вся группа одновременно начина­ет играть на своих инструментах, создавая мелодию. Ведущий может помогать, выступать в качестве дирижера. Если сразу мелодия не получилась, можно попробовать еще несколько раз. Здесь важны спонтанность и экспрессивность.

Дракон Везения прощается с каждым ребенком и улетает.

«Своей мелодией мы разбудили все волшебные силы Фан­тазии, и сейчас, используя самые простые материалы, мы бу­дем изготавливать сказочные подарки друг для друга. Каждый из вас сможет сделать для другого подарок-амулет. Это может быть открыточка, может быть рисунок или оригами — кто что захочет и умеет делать. Главное, вложить в эту работу свое тепло и любовь, и тогда этот подарок станет действительно амулетом для того, кому вы его подарите. Если вы хотите сде­лать несколько подарков — пожалуйста. Главное, чтобы каж­дый в группе получил такой амулет».

Изготовление амулетов

Необходимые материалы. Бумага для рисования, цвет­ная бумага, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, мелки, краски, нитки шерстяные (вязальные) и многое другое.

Ход работы. Накануне этого занятия уточните у ребят, что они умеют делать руками, и подберите материалы в соответ­ствии с этим. Также это задание может быть домашним, в этом случае ребята придут на занятие уже с подарками.

Ведущий тоже может приготовить подарки для всей группы. Это могут быть, например, маленькие альбомчики с фотографи­ями путешествия и волшебными пожеланиями. Их можно сделать на родительском занятии (вместе с родителями), предваритель­но согласовав затраты на покупку пленки, альбомов и печать фотографий. Кто-то из родителей может взять это на себя.

«Спасибо за прекрасное путешествие» (упражнение)

Ребята встают в общий круг. Один ребенок становится в Центр. Другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за прекрасное путешествие!» Затем вручает ему свой

94

подарок-амулет. Тот в ответ делает то же, и оба остаются в центре, держась за руки. Затем подходит третий, берет за сво­бодную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и гово­рит: «Спасибо за прекрасное путешествие!» Затем они обме­ниваются подарками. Таким образом группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Ког­да к группе присоединится последний ребенок, замкните круг и вручите детям свои подарки. В этой церемонии также могут участвовать и родители.

Этим путешествие завершается, и ребята прощаются с Фантазией.

Ритуал выхода из сказки

См. занятие 1.

МОЙ ДРУГ — МУЛЬТИК (Т. В. КУНИГЕЛЬ)

Мишка очень любит мед! Почему? Кто поймет? В самом деле, почему Мед так нравится ему? А. Милн. Винни-Пух и все-все-все

В рамках программы «Сказочное королевство детства» был создан цикл занятий с использованием современного жанра кино— мультипликации. Сама программа базируется на «дет­ском» методе сказкотерапии, который обращен к чистому и восприимчивому детскому началу, счастливому, прекрасному и любознательному взгляду на мир, на жизнь. Сказки есть в каждом доме: в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество знаний, среди которых— первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Однако следует учитывать и реальности нашей жизни, в которой с развитием массового телевидения, при наличии домашнего видео и компьютера родители стали читать детям значительно меньше. В поединке с книгой телевизор без труда

95

вышел победителем, ведь смотреть зрелище легче и интерес­нее. И этот интерес мы решили использовать, выбрав для сказ-котерапевтической программы работы с детьми 6-8 лет муль­типликационный жанр. Для мыслящего и любящего воспитате­ля, а также родителей мультики могут стать еще одним помощником, другом, наряду с книгой, искусством, наукой. Результат воспитания во многом определяется самим процес­сом воспитания. Поэтому необходимо стремиться к процессу доброму, умному,.веселому, здоровому и счастливому.

Как и сказка, специальным образом подобранные мульт­фильмы несут метафорическую нагрузку, доступную для осмыс­ления детям данного возраста. Ребенку мало просто посмот­реть мультфильм и пересказать сюжет. Необходимо быть рядом и помогать ему осмыслить увиденное, вместе искать и находить значение тех или иных поступков героев и полученных ими жиз­ненных уроков. В этом случае мультфильм, сказка, кинофильм никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным создателем.

Занятия с детьми, проведенные совместно с родителями, дадут последним образец иеще одного вида взаимодействия и взаимопонимания, еще одну возможность весело, интересно, каждый раз по-новому общаться друг с другом.

В содержание мультфильма «упаковываются» учебные за­дания, которые подаются в форме игр, упражнений, этюдов.

Игры, задания, упражнения, этюды условно разделяются на несколько видов в соответствии с развиваемыми с помо­щью них сферами психики:

• сенсорно-перцептивная сфера (ощущения и восприятия);

• психомоторная сфера (мимики, моторики рук, общей ко­ординации движений);

• эмоционально-волевая сфера;

• произвольное внимание и память;

• коммуникативные навыки;

• мышление, воображение, речь;

• знания об окружающем мире.

Необходимые материалы. Телевизор; видеомагнитофон; видеокассета с мультфильмами, пульт управления видеомагни­тофоном.

Материалы, необходимые для проведения отдельных заня­тий, указаны в конспекте.

96

В процессе просмотра мультфильма ведущий нажимает кнопку «Стоп» или «Пауза» в местах, указанных в конспекте занятий, после чего следует задание для детей. По окончании выполнения задания, просмотр мультфильма возобновляется.

ЗАНЯТИЕ 1. МУЛЬТФИЛЬМ «ОРЕХОВЫЙ ПРУТИК»

Задачи:

1) развитие произвольного внимания — умения максимально концентрироваться на происходящем на экране;

2) развитие связной речи, умения описывать предметы;

3) формирование умения различать эмоциональные ощу­щения и связанные с ними физические состояния — напряжен­ность, расслабленность;

4) развитие умения двигаться легко и свободно, координи­ровать движения;

5) развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

6) развитие силы голоса, высоты, длительности звучания, интонационной выразительности;

7) формирование представления об особенностях обоня­тельных ощущений;

8) тренировка выразительности жестов, движений, мимики. Необходимые материалы. Мелкие предметы, прутик,

палка, трафареты для двух замков, цветные карандаши, шар­фы, большие кубы, пирамидки, игрушки, фрукты и цветы с за­пахом.

Ход работы. Просмотр мультфильма с начала.

«Стоп» N3 1: Мариука уходит за грибами.

• Перечислите все предметы, которые вы увидели в доме этой семьи?

• Как звали сестру?

• Как звали брата?

• Что делала мама?

«Закончи предложение» (упражнение)

Ход работы. Каждый из детей по кругу заканчивает пред­ложение «Моя мама вкуснее всего готовит...»

97

«Расскажи!» (упражнение)

Ход работы. «Теперь давайте попробуем рассказать нача­ло сказки тому, кто этого еще не видел».

Желающий ребенок рассказывает содержание начала мульт­фильма. Другие могут помогать или дополнять.

«Стоп» № 2: Вид черного сухого дерева.

Обсуждение. Дети рассматривают картинки с изображе­нием грибов и отвечают на вопросы:

• Какие грибы вы знаете?

• Почему сестра посмеялась, когда брат нашел такие кра­сивые грибы?

• Почему ядовитые грибы не собирают?

• Что означает пословица «Не все то золото, что блестит»? Подходит ли она к этому эпизоду?

«Кто больше соберет?» (игра)

Ход работы. Дети собирают мелкие игрушки, детали, фиш­ки, палочки и т. п. с условиями: а) только правой рукой, б) толь­ко левой рукой, пальцами ног, г) сжав пальцы рук в кулаки.

«Стоп» № 3: Девочка опустила голову.

Обсуждение. Детям предлагают ответить на следующие вопросы:

• Что произошло?

• Что чувствует Мариука?

• Как вы это узнали?

«Позовем потерявшегося» (упражнение)

Ход работы. Детям предлагается представить, что они в лесу. Выбирается робкий, застенчивый ребенок, который пря­чется в комнате. Остальные дети зовут его, интонируя в голосе и отчаяние, и надежду.

Обсуждение. Дети отвечают на вопросы:

• Как вы думаете, что будет Мариука делать дальше? Да­вайте посмотрим.

• Какое настроение у музыки?

«Стоп» № 4: Слова кустика «На дубе сидит ворон».

98

«Возвращение силы» (этюд)

Ход работы. Один ребенок изображает кустик, которому холодно, другой ребенок играет Мариуку. Проигрывается диалог:

— Что с тобой?

— Ах, как холодно (печальное выражение лица, соответству­ющие жесты, тихий голос). Я погибаю, мои корни грызет червяк.

— Сейчас я прогоню его (берет палку и прогоняет). Уйди!

Ребенок начинает изображать расцветающий куст, пере­давая это выразительными жестами, мимикой, движениями, затем на его лице появляется благодарность Мариуке.

Этюд проигрывается всеми детьми по очереди. «Стоп» № 5: Ворон: «Я уже обедал», картинка дуба.

«Превращения» (упражнение)

Ход работы. Дети делятся на пары. Один ребенок— де­рево, другой — Мариука. Мариука дотрагивается одной сторо­ной прутика до ребенка-«дерева», тот медленно опускается, дотрагивается другой — ребенок снова превращается в высо­кое дерево. Затем дети меняются ролями.

«Давайте посмотрим, что же в это время происходит с Григорашем».

«Стоп» № 6: Мышки смеются.

Обсуждение.

• Как вы думаете, боится ли Григораш злую Клоанцу?

• Как вы это поняли?

Что было дальше и чем закончилась эта история, мы узна­ем в следующий раз.

«Страшный замок» (рисование)

Ход работы. Дети, используя готовый трафарет, рисуют замок.

ЗАНЯТИЕ 2. МУЛЬТФИЛЬМ «ОРЕХОВЫЙ ПРУТИК» (ОКОНЧАНИЕ)

«Стоп» № 1: Мариука говорит: «Моего брата забрала Клоанца».

99

«Сердитый — радостный» (этюд)

Обсуждение. Дети сидят в кругу, им предлагаются следу­ющие вопросы:

• Как вы думаете, почему звери назвали великана серди­тым? Что его рассердило?

• А что сердит вас? Отчего вы бываете сердитыми? Что чаще всего сердит людей? (Каждый ребенок высказывает свое мнение.)

• Что изменило настроение великана? Почему он стал ра­достным?

• Изобразите сначала сердитого великана, а потом радост­ного.

«Доброта» (беседа)

Обсуждение.

• Что вы можете сказать о девочке, какая она? Какое у нее сердце?

• Почему вы так решили?

• Кому еще она помогла? Какое сердце у человека, кото­рый всем помогает? (Доброе, золотое, мягкое и т. д.)

«Стоп» № 2: Великан скатывается с камня.

• Как вы думаете, что надо сделать, если что-то сразу не получилось?

«Найди самое маленькое» (игра)

Ход работы. Детям предлагается найти в комнате то, что меньше шкафа; меньше кресла, меньше телевизора, меньше игрушки и т. п.

«Стоп» № 3: Мариука говорит: «Как же я найду среди них свой?»

«Кот и мыши» (игра)

Ход работы. По комнате расставляются предметы. Один ребенок изображает кота — он спит. Остальные стараются обойти комнату, преодолевая препятствия-предметы очень тихо, чтобы не разбудить кота. Кот просыпается только тогда, когда услышит шум.

100 Игры на внимание, память, мышление

Ход работы.

1. «Что потерялось?» Детям предлагаются для сравнения две картинки — им необходимо определить, чем они отличаются.

2. Выдаются силуэты детей или незаконченные рисунки. За­дача детей — дорисовать потерявшиеся предметы. (Здесь можно использовать задания из графических субтестов Торренса.)

3. Что потерялось, исчезло со стола? Ребенок запоминает игрушки, находящиеся на столе. Пока он отворачивается, ве­дущий прячет оговоренное число игрушек, после чего ребенок смотрит на те, что остались, и называет игрушки, которых не хватает.

«Стоп» № 4: Мышонок падает с прутиком. Обсуждение.

• Что помогло мышонку найти прутик?

• С помощью какого органа мы определяем запах?

«Угадай по запаху» (игра)

Ход работы. Дети должны только при помощи обоняния опре­делить предмет (банан, яблоко, апельсин, груша, роза и т. п.). «Стоп» № 5: Конец мультфильма. Обсуждение.

• Что в этом отрывке понравилось больше всего?

«Великаны и колдуньи» (игра)

Ход работы. «Давайте попробуем представить себя вели­канами-богатырями и постараемся победить злую Клоанцу».

Дети делятся на две группы: великаны и колдуньи. По сиг­налу ведущего они начинают битву между собой, используя шарфы, при этом оговаривается, что колдуньи слабее, поэто­му детям придется в конце боя по сигналу ведущего быть по­верженными — упасть замертво.

Заключительная беседа

Обсуждение.

• Что больше всего понравилось в этой сказке?

• Какой герой больше всего понравился? Почему?

• Чему учит эта сказка?

101

«Замок для великана» (рисование)

Ход работы. Дети должны раскрасить трафарет замка для доброго великана. Выбирается лучший замок: дети предлага­ют два любых рисунка, кроме своего.

В дальнейшем можно провести выставку рисунков замков, обсудить с детьми, почему замки, одинаковые по силуэту, по­лучились такими разными.

е ЗАНЯТИЕ 3. МУЛЬТФИЛЬМ «ВАРЕЖКА»

Задачи:

1) расширение представлений об эмоциях грусти и радости;

2) расширение знаний о породах собак и их роли для чело­века;

3) развитие эмпатии, умения сопереживать, понимать со­стояние другого человека;

4) воспитание бережного заботливого отношения к животным;

5) развитие воображения и фантазии: формирование на­выка управлять мышцами тела.

Необходимые материалы. Веревка или лента для каждо­го ребенка, открытки с изображением собак, бумага, цветные карандаши.

Ход работы. Просмотр мультфильма с начала.

«Стоп» № 1: Девочка отдает собачку.

Обсуждение.

• Что произошло с девочкой?

• Как вы думаете, о чем она мечтала?

• Что чувствует девочка?

«Изобрази чувство» (упражнение)

Ход работы. Каждому ребенку предлагается по очереди пантомимически изобразить чувства грусти и радости.

«Стоп» № 2: Девочка начинает тянуть за собой варежку.

«На поводке» (этюд)

Ход работы. Каждому ребенка дается веревка, ленточка или скакалка. Ребенок представляет, что у него на поводке собака: а) маленькая; б) большая; в) огромная.

102

Дети по очереди демонстрируют, как они будут играть с собакой. Другие должны отгадать, какого размера собака на поводке.

«Стоп» № 3: Перед появлением выставки.

«Дразнилка» (игра)

Ход работы. Ребенок изображает кота, который сидит высоко (на столе) и, чувствуя себя в безопасности, дразнит собаку. Ребенок, изображающий собаку, сердится, лает, под­прыгивает, злится. Затем дети меняются ролями.

«Необыкновенный хор» (упражнение)

Ход работы. Ведущий делит детей на две команды: одни — «кошки», другие— «собаки». «Кошек» просят попеть по-коша­чьи— «Мяу, мяу» на мотив «Мы едем, едем, едем в далекие края...», «собаки» по команде тоже вступают в хор, но на своем языке— «Гав, гав!». Песня получается очень веселая!

«Стоп» № 4: Судья смотрит в бинокль.

Обсуждение.

• Почему собаки такие разные?

• Чем они отличаются друг от друга?

• Какие породы собак вы знаете?

• Для чего нужны разные породы?

• Может ли пудель быть сторожевой собакой?

Ведущий предлагает детям рассмотреть открытки с изоб­ражением собак, уточняя функциональное назначение каждой породы.

«Придумаем клички собакам» (упражнение)

Обсуждение.

•  Какое имя подойдет крупной, маленькой собаке? Дети предлагают свои варианты.

«Стоп» № 5: Конец соревнований. Обсуждение.

• Что случилось?

• Почему девочка такая грустная?

• Что бы вы хотели изменить в этой ситуации? «Стоп» № 6: Конец мультфильма.

103

«Придумай продолжение» (упражнение)

Ход работы. Сначала дети придумывают свои варианты возможных поступков мамы. Затем разыгрывают этюд «Радость»: они изображают радующуюся девочку, играющую с собачкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: