План написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту
Независимо от текста, предлагаемого на экзамене, следует придерживаться следующего плана, составленного на основе требований, предъявляемых к выполнению задания части С:
1) Сформулировать проблему.
2) Прокомментировать проблему.
3) Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.
4) Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.
5) Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них дается в новом абзаце):
♦ первый аргумент - из русской или зарубежной литературной классики, публицистической литературы;
♦ второй аргумент - из собственного жизненного опыта или жизненного опыта других людей; или из русской или зарубежной литературной классики, публицистической литературы.
6) Сделать итоговый вывод.
Примечание: наверное, вы обратили внимание на то, что в предлагаемом плане отсутствует вступление. Жанр эссе позволяет начать работу непосредственно с формулировки проблемы. Однако хорошо, если в вашей работе будут присутствовать и вступление, и заключение.
|
|
Алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения
Формулировка проблемы
Проблема - вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Какую из них выбрать для комментария и положить в основу сочинения? Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая
ü находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, то есть является одной из главных, а не второстепенной;
ü дает выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твердо знает, какие аргументы приведет в доказательство своей точки зрения).
Сформулировать проблему можно разными способами:
Способы формулировки проблемы | Примеры | ||
Ряд риторических вопросов, созвучных проблеме текста | Должны ли мы помнить известных людей? Почему зачастую мы забываем их тогда, когда они исчезают с экрана телевизора или со сцены? Что нужно сделать, чтобы сохранить память о них? Именно такие вопросы невольно возникают после прочтения текста А.Н.Вертинского. | ||
Сочетание слова проблема с существительным, употреблённым в родительном падеже: проблема (чего?) | А.Н.Вертинский в предложенном для анализа тексте затрагивает проблему забвения выдающихся личностей. В тексте писателя А.Вознесенского поднимается проблема духовной деградации человека. | ||
Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки. Но выбранное высказывание должно служить способом выхода на проблематику текста
| «Чудаки украшают мир», - когда-то мудро заметил Максим Горький. Эта мысль обретает жизнь, становится бесспорной, когда знакомишься с биографиями известных учёных, художников, музыкантов, писателей. В данном тексте Н.Рерих поднимает проблему непризнанной гениальности людей, благодаря которым мир меняется и совершенствуется. | ||
У итальянцев есть пословица: «Кто в состоянии выразить, как он пылает, охвачен слабым огнём». У русских – «Пустая бочка громче гремит». Но смысл этих пословиц одинаков: настоящее чувство не нуждается в громких словах, особенно если это чувство – любовь к Родине. Злободневную проблему истинного и ложного патриотизма поднимает в своём тексте Л.Жуховицкий. | |||
Иллюстрация каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста | Каждый человек имеет собственное мнение о том, что хорошо и что плохо. Это принято связывать с большим количеством личных ассоциаций, с различиями в интеллектуальном и духовном развитии людей, со спецификой социальной обстановки вокруг них. Но есть такие явления, которые имели одинаковое значение для человечества во все времена. Одно из подобных явлений – благородство. Но благородство настоящее, основными проявлениями которого являются честность и сила духа, благородство, не выставляемое напоказ, как раз такое, о каком пишет автор данного текста. Ю. Цетлина волнует проблема истинного человеческого благородства. | ||
Ряд назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста | Родители...Любовь...Забота...Терпение...Что объединяет эти понятия? Какой истинный смысл заключается в них? Почему мы стесняемся своих родителей, не ценим их любовь и заботу? Над этими вопросами предлагает задуматься автор предложенного для анализа текста. М.Агеев поднимает нравственную проблему, над которой размышляли величайшие умы прошлого и которая остается актуальной и в настоящее время. Её можно обозначить как проблему «отцов и детей». | ||
Можно начинать с ключевого слова текста (в именительном падеже) | Жадность… Один из отвратительных нравственных пороков, который овладевает человеческими душами. Но одно дело, когда жаден один человек, и совсем другое, когда эта моральная червоточина поселяется в сердцах тысяч людей. О том, к каим немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повествует в своей статье В.Солоухин. |
Примечание. На наш взгляд, несмотря на разнообразие видов формулировки проблемы исходного текста, всё же лучше начинать с 2-3 риторических вопросов с последующей формулировкой основной проблемы, выбранной пишущим для комментария. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя, например, следующую фразу: «Именно такие вопросы возникают после прочтения текста NN».
Примеры возможных вариантов начала сочинения-рассуждения:
1) Нужно ли оберегать русский язык от засорения? Насколько опасно для него употребление в речи людей жаргонных слов? Именно такие вопросы возникают после прочтения текста С.Маршака.
Проблема засорения русского языка, поднятая автором, является актуальной в последние десятилетия.
2) Какое значение для человека представляет культурное наследие его предков? Почему так важно сохранять и оберегать исторические памятники? К чему может привести общество их утрата? Именно над этими вопросами заставляет задуматься Л.А.Жуховицкий.
Экологическая проблема сохранения культурных ценностей, поднятая автором в предложенном для анализа тексте, существовала всегда, но особенно она обострилась в последние десятилетия.
|
|
Избегайте типичных ошибок при формулировке проблемы:
· Помните о том, что термины «проблема» и «тема» не являются синонимами. Поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать слово «тема». Иначе эксперты при проверке сочинения подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку в фоновом материале и снимут 1 балл по критерию К12.
Так начинать работу нельзя: «Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Это тема нравственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни».
· Нужно учитывать, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, при этом достаточно выявить только одну и работать с ней, а не формулировать все проблемы и в дальнейшем комментировать каждую из них.
Типы проблем
Философские | Самые общие вопросы развития общества, природы, человека | - смысл жизни - познание и самопознание - свобода и ответственность - человек и история - человек и культура |
Социальные | Устройство и жизнь общества | - социальная несправедливость - создание правового государства - соблюдение прав человека - прогресс и общество - наука и общество |
Политические | Деятельность государственной власти | - политика в жизни общества - гражданское общество - международные конфликты - разоружение - терроризм - национализм |
Нравственные | Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей | - эгоизм и гуманизм - доброта и жестокость - духовность и бездуховность - честь и бесчестье - интеллигентность и хамство - дружба и предательство - любовь и ревность - конфликт поколений (отцы и дети) |
Экологические | Взаимодействие человека и окружающей среды | - взаимосвязь человека и природы - экологическая катастрофа - потребительское отношение к природе - экология культуры - экология языка |
Эстетические | Восприятие человеком прекрасного | - восприятие искусства - воспитание эстетического вкуса - духовность в искусстве - чтение, роль книги в жизни человека - влияние произведений искусства на человека - массовая культура, телевидение, Интернет |
|
|