· проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных возрастных поколений уважать взгляды друг друга?);
· проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви;
· проблема предательства детьми своих родителей.
2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров:
· проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров;
· проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?);
· проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).
3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества:
|
|
· проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека;
· проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?);
· проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).
4. Сложность и противоречивость человеческих поступков:
· проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?);
· проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации;
· проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизни.
5. Человеческое благородство:
· проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека;
· проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношения человека к своему делу?);
· проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей;
· проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?).
6. Честь и человеческое достоинство:
· проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?);
· проблема защиты чести и собственного достоинства;
· проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
7. Отношения человека с другими людьми:
· проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми;
|
|
· проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом;
· проблема истинной дружбы;
· проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?);
· проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);
· проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.
8. Восприятие человеком окружающего мира:
· проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц;
· проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).
9. Одиночество человека:
· проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);
· проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя одиноким?);
· проблема одинокой старости.
10. Человек и искусство:
· проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?);
· проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?);
· проблема восприятия музыки человеком.
11. Отношение человека к миру природы:
· проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы;
· проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы;
· проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека;
· проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?);
· проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным?).
12. Бережное отношение человека к языку:
· проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).
13. Человек и власть, которой он наделен:
· проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).
14. Сострадание окружающим:
· проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);
· проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку.
15.Отношение человека к войне:
· проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?);
· проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);
· проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?);
· проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях;
· проблема героизма и стойкости перед лицом военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).
|
|
Запомните!
v Проблема (чего?) смысла жизни
v Вопрос (о чём?) о смысле жизни.
Не забудьте!
Ø Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.
Например: Некрасов Виктор Платонович (1911 – 1987) – прозаик, участник Велиой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.
Ø Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель – журналист – публицист – фамилия автора.