Житейское знание приобретается отдельным человеком и обществом стихийно, путем накопления отдельных наблюдений и обобщается индуктивным путем.
Художественное психологическое знание отражает уникальное авторское видение ситуации, воплощается в форме художественных произведений, где в образном и эмоциональном описании единичного осуществляется переход к пониманию универсальной сущности человека. Художественное знание насыщено житейским знанием и является формой его передачи.
Житейские психологические знания | Научные психологические знания |
Конкретны, фрагментарны, противоречивы т.к. приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам. | Стремиться к обобщению, использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, их связи и отношения. |
Интуитивный характер, т.к. приобретаются путем проб и ошибок. | Рациональный, осознанный характер. Сначала формулируется гипотеза, затем проверяется. |
Сложно передаются и усваиваются другими людьми. | Относительно легко усваиваются другими в процессе обучения и самообразования, т.к. знания содержаться в понятиях, законах и закономерностях, зафиксированных в литературе. |
Основной метод: наблюдение, размышление | Основные методы: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, социометрия, анализ продуктов деятельности, моделирование. |
Ограничена памятью отдельного человека, группы людей. | Сохраняет огромный материал в научной литературе. |
Ограниченные возможности в плане обобщения данных, переноса знаний в новые сферы деятельности, передачи знаний другим людям. | Большие возможности в обобщении, систематизации, расширении знаний и передачи их другим. |
Вывод: 1. Житейская психология является основой научной психологии; 2. Научная психология дает больше возможностей по сравнению с житейской психологии. Житейская психология ставить цели и задачи научной психологии, а также проверяет ее на достоверность.
|
|
Направления научных психологических знаний.
Академическая психология изучает психические явления характерные для человека и животных в целом, общие психологические закономерности.
Прикладная психология - особое направление научной психологии, изучающее общие психологические закономерности и проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей.
Практическая психология – часть психологического знания, непосредственно связанная с удовлетворением практических запросов широкого круга людей
Академическая психология | Прикладная психология | Практическая психология | |||
Предмет
| Психика, закономерности ее проявления, формирования и развития | ||||
в целом, во всех сферах психической жизни. | в определенной сфере профессиональной деятельности человека. | у конкретного индивида. | |||
Задачи | 1. На основе отдельных наблюдений придти к пониманию общих закономерностей 2. Выдвижение и проверка теоретических предположений, гипотез 3. Прогнозирование определенных психических фактов, явлений и их динамики. | 1. На основе понимания общих закономерностей придти к пониманию наблюдаемых психических явлений 2 Изучение путей прикладного применения знаний для решения практических задач 3. Прогнозирование развития отрасли, направления человеческой деятельности | 1. Придти к пониманию индивидуальности конкретного человека или группы людей. 2. Применение знаний для решения практических задач психодиагностики, консультирования, развития, профилактики и коррекции. 3. Прогнозирование поведения и развития отдельного человека, группы. | ||
Методы | наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, социометрия, анализ продуктов деятельности, моделирование. | То же что и в академической психологии + методы отдельных отраслей профессиональной деятельности | То же что и в академической психологии + частные психотерапевтические модели. | ||
Направления | Общая психология Возрастная психология Психология аномального развития Психология личности Социальная психология Зоопсихология Психофизиология и др. | Педагогическая психология Медицинская Юридическая Экономическая Политическая Психология труда Психология спорта и др. | Психоанализ, гештальттерапия, НЛП, психодрама, когнитивно-эмотивная терапия, провокативная терапия и др. |
Методологические принципы психологии.
Принцип (лат. – основа, первопричина) – исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, внутреннее убеждение и основное правило поведения.
Принцип детерминизма.
Психика определяется образом жизни и перестраивается с его изменением. Психика животных определяется естественным отбором, как биологическим законом, открытым Ч.Дарвином.
Происхождение и развитие человеческого сознания определяется, в конечном счете, законами развития, способами производства материальных средств жизни.
Формы детерминизма:
А. Детерминизм причинности (казуальности) – совокупность обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.
Б. Системный детерминизм – зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого.
В. Детерминизм обратной связи – следствие воздействует на вызвавшую его причину.
Г. Статический детерминизм – при исходных причинах возникают различные эффекты.
Д. Целевой детерминизм – предваряющая результат цель, определяет процесс его достижения.
Принцип развития.
Закономерности всех психических явлений познаются в их развитии, в процессе возникновения, движения и отмирания. Развитие – это не только рост, но и изменение, т.е. это процесс при котором количественные изменения переходят к качественным, скачкообразным появлениям новообразований.
Развитие психики – это поступательный переход от одной ступени к другой, качественно новой. Задача психологии вскрыть как преемственность развития высших форм психики на основе низших, а также изучить качественное своеобразие высших форм психики.
Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, между старыми, отживающими формами психики, и новыми, только нарождающимися.
Принцип развития предполагает 3 этапа развития личности: 1 этап – усвоение действующих норм, овладение знаниями и соответствующей деятельностью. Возникает необходимость максимальной адаптации к среде за счет утраты некоторых своих индивидуальных особенностей.
|
|
2 этап – индивидуализация. Характеризуется поиском способов и средств утверждения своей индивидуальности.
3 этап – интеграция. Требует от личности проявлять те индивидуальные особенности, которые соответствуют ценностям среды.
Если личность успешно проходит все эти этапы, то результативно проходят и ее самоопределением и самоутверждение.