Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Структура СРС

Код формируемой компетенции Тема Вид Форма Объем учебной работы (часов) Учебно-методические материалы
ПК 27 1 Подготовка к лекциям СРС 1

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. - М.: Омега-Л, 2015. - 584 c. - (Университетский учебник).

2. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление. – М.: Проспект, 2013. – 560 с.

3. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. – М.: Проспект, 2015. – 640 с.

4. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учебник. – М.: Проспект, 2012. – 463 с.

5. Иванова, А. А. Государственное управление: хрестоматия / А. А. Иванова, М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет", Ин-т экономики и упр., Каф. гос. и муницип. упр. - Ижевск: ИЭиУ УдГУ, 2016. - 113 с.

6. Иванова, А. А. Государственное управление: хрестоматия. Ч. 2 / А. А. Иванова, М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет", Ин-т экономики и упр., Каф. гос. и муницип. упр. - Ижевск: ИЭиУ УдГУ, 2016. - 140 с.

 

ПК 27   Подготовка к лекциям   1
ПК 27 2 Подготовка к лекциям СРС 1
ПК 27 3 Подготовка к лекциям, Подготовка к контрольной работе СРС 1
ПК 27 4 Подготовка к лекциям СРС 1
ПК 27 5 Выполнение контрольной работы СРС 1
ПК 27 6 Подготовка к лекциям СРС 1
ПК 27 7 Подготовка к лекциям СРС 1
ПК 27 8 Подготовка к лекциям СРС 1
ПК 27 9 Подготовка к лекциям СРС 1
ПК 27 10 Подготовка к лекциям СРС 2
ПК 27 11 Подготовка к лекциям СРС 2
ПК 27 12 Подготовка к лекциям СРС 2
ПК 27 13 Подготовка к лекциям СРС 2
ПК 27 14 Подготовка к лекциям СРС 2
ПК 27 15 Подготовка к лекциям СРС 2
ПК 27 16 Подготовка к лекциям СРС 2  
ПК 27 17 Подготовка к зачету КРС 2  
ПК 27 18 Подготовка к зачёту КСР 2  

Виды СРС:

- подготовка к лекциям и семинарским занятиям

- подготовка к контрольной работе;

- решение задач;

- эссе

- доклады

- конспекты

По одной теме может быть несколько видов СРС.

Формы СРС:

- СРС без участия преподавателя;

- КСР контроль самостоятельной работы студента.

Вопросы для самостоятельного изучения

Тема 1. Понятие, сущность и предмет теории и методологии государственного управления

1. Дайте определение термину управление, раскройте его сущность.

2. Что такое управленческая парадигма? Покажите процесс ее формирования.

3. Охарактеризуйте понятие государственного управление, его природу и специфику.

4. Рассмотрите государственное управление в широком и узком смысле.

5. Чем вызвана необходимость государственного управления? Какова целевая направленность и границы государственного управления?

6. Охарактеризуйте принцип субсидиарности.

7. Раскройте, как Вы понимаете свободу и ответственность в государственном управлении.

8. Что такое дискреционная деятельность в государственном управлении? Ее черты и виды.

9. Свобода действий и мера ответственности за них. Как Вы это понимаете? Виды ответственности.

10. Охарактеризуйте виды государственного управления.

11. Что такое субординационное управление?

12. Что такое отраслевое и функциональное управление? Раскройте их суть.

13. Какие бывают виды управления в зависимости от его масштабов и временных рамок? Раскройте их.

14. Какие бывают виды управления по способам учета интересов объектов управления и используемых методов? Раскройте их суть.

15. Охарактеризуйте уровни государственного управления.

16. Что такое представительство интересов в государственном управлении и что включает в себя система представительства интересов?

17. Что такое лоббизм? Основные модели лоббизма.

18. Что такое трипартизм? Какова его суть?

19. Перечислите факторы, оказывающие воздействие на управляемую систему.

20. Охарактеризуйте предмет, содержание, цель и задачи курса теории и методологии государственного управления.

Тема 2. Методологические основы государственного управления

1. Что такое методология? Дайте определение, раскройте суть.

2. Раскройте понятие методологии государственного управления.

3. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы методологии государственного управления.

4. Какие можно выделить цели в государственном управлении?

5. Охарактеризуйте целеполагание в государственном управлении.

6. Перечислите и охарактеризуйте виды целей в государственных организациях.

7. Дайте классификацию целей в государственном управлении.

8. Охарактеризуйте субъект государственного управления. Перечислите их признаки.

9. Охарактеризуйте объекты государственного управления. Какими качествами они обладают? Какие свойства имеют?

10. Какие можно назвать видовые группы управляемых объектов в соответствии с основными сферами общества?

11. Что такое функции государственного управления? Какие существуют классификации функций?

12. Охарактеризуйте внутренние функции государства.

13. Охарактеризуйте внешние функции государства.

14. Охарактеризуйте политические функции государства.

15. Охарактеризуйте универсальные управленческие функции.

16. Охарактеризуйте специфические управленческие функции.

17. Что такое принцип? Дайте определение.

18. Сформулируйте 14 общих принципов управления по Файолю А.

19. Охарактеризуйте основные принципы государственного управления.

20. Что такое методы государственного управления? Охарактеризуйте их.

21. Что такое методология? Дайте определение, раскройте суть.

22. Раскройте понятие методологии государственного управления.

23. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы методологии государственного управления.

24. Какие можно выделить цели в государственном управлении?

25. Охарактеризуйте целеполагание в государственном управлении.

26. Перечислите и охарактеризуйте виды целей в государственных организациях.

27. Дайте классификацию целей в государственном управлении.

28. Охарактеризуйте субъект государственного управления. Перечислите их признаки.

29. Охарактеризуйте объекты государственного управления. Какими качествами они обладают? Какие свойства имеют?

30. Какие можно назвать видовые группы управляемых объектов в соответствии с основными сферами общества?

31. Что такое функции государственного управления? Какие существуют классификации функций?

32. Охарактеризуйте внутренние функции государства.

33. Охарактеризуйте внешние функции государства.

34. Охарактеризуйте политические функции государства.

35. Охарактеризуйте универсальные управленческие функции.

36. Охарактеризуйте специфические управленческие функции.

37. Что такое принцип? Дайте определение.

38. Сформулируйте 14 общих принципов управления по Файолю А.

39. Охарактеризуйте основные принципы государственного управления.

40. Что такое методы государственного управления? Охарактеризуйте их.

Тема 3. Система государственного управления

1. Что такое система, каковы ее свойства?

К какому типу систем относится государственное управление. В чем проявляется его специфика?

2. Назовите свойства системы государственного управления.

3. Обозначьте системообразующие элементы в структуре государственного управления. Дайте им характеристику.

4. Из каких подсистем состоит система государственного управления? Охарактеризуйте их.

5. Каков механизм функционирования системы государственного управления?

6. Что включает система взаимодействия?

7. Что означает прямые связи и каковы их виды?

8. О чем свидетельствуют обратные связи?

9. В чем различие между объектными и субъектными обратными связями?

10. Какие системы государственного управления можно выделить в зависимости от функционирования прямых и обратных связей?

11. Что такое система, каковы ее свойства?

12. К какому типу систем относится государственное управление. В чем проявляется его специфика?

13. Назовите свойства системы государственного управления.

14. Обозначьте системообразующие элементы в структуре государственного управления. Дайте им характеристику.

15. Из каких подсистем состоит система государственного управления? Охарактеризуйте их.

16. Каков механизм функционирования системы государственного управления?

17. Что включает система взаимодействия?

18. Что означает прямые связи и каковы их виды?

19. О чем свидетельствуют обратные связи?

20. В чем различие между объектными и субъектными обратными связями?

21. Какие системы государственного управления можно выделить в зависимости от функционирования прямых и обратных связей?

Тема 4. Становление и развитие теории государственного управления

1. Каковы предпосылки возникновения теории государственного управления.

2. Назовите основоположников теории государственного управления.

3. Назовите основные положения «классической школы». В чем ее достоинства и недостатки.

4. В чем состоит вклад в теорию государственного управления Г.Саймона, Д.Трумэна, К.Дейча, Д.Спингера?

5. Какова роль ООН в популяризации науки государственного управления?

6. Какие проблемы в теории государственного управления являются наиболее актуальными в настоящее время?

7. Какой вклад в развитие теории государственного управления внесла «школа человеческих отношений»?

8. В чем суть концепции «мотивационной гигиены» и кто ее автор?

9. В чем суть социологического направления в Великобритании? Назовите его представителей.

10. Что нового внес М.Дюверже в теорию институтов?

11. Какие и кем были разработаны радикальные теории во Франции? В чем их суть.

12. В чем состоит специфика германской научной школы?

13. Назовите представителей философского направления в германской научной школе. Их основные выводы?

14. Назовите представителей социологического направления в германской научной школе. Их основные выводы?

15. Каковы предпосылки возникновения теории государственного управления.

16. Назовите основоположников теории государственного управления.

17. Назовите основные положения «классической школы». В чем ее достоинства и недостатки.

18. В чем состоит вклад в теорию государственного управления Г.Саймона, Д.Трумэна, К.Дейча, Д.Спингера?

19. Какова роль ООН в популяризации науки государственного управления?

20. Какие проблемы в теории государственного управления являются наиболее актуальными в настоящее время?

21. Какой вклад в развитие теории государственного управления внесла «школа человеческих отношений»?

22. В чем суть концепции «мотивационной гигиены» и кто ее автор?

23. В чем суть социологического направления в Великобритании? Назовите его представителей.

24. Что нового внес М.Дюверже в теорию институтов?

25. Какие и кем были разработаны радикальные теории во Франции? В чем их суть.

26. В чем состоит специфика германской научной школы?

27. Назовите представителей философского направления в германской научной школе. Их основные выводы?

28. Назовите представителей социологического направления в германской научной школе. Их основные выводы?

Тема 5. Обеспечение государственного управления

1. Дайте определение правовому обеспечению административно-государственного управления.

2. Какой нормативно-правовой акт имеет основополагающее значение в правовом обеспечении административно-государственного управления?

3. Дайте характеристику важнейшим формам правового обеспечения административно-государственного управления.

4. Что включает в себя правовой статус государственного органа?

5. Назовите и охарактеризуйте источники, объективно порождающие управленческую информацию.

6. По каким основаниям и признакам можно классифицировать информацию в органах государственного управления?

7. Какие требования предъявляются к управленческой информации?

8. Охарактеризуйте цель информационного обеспечения административно-государственного управления. Какие шаги нужно сделать для достижения этой цели?

9. На каких принципах должно основываться информационное обеспечение административно-государственного управления?

10. Назовите основные направления в области информационного обеспечения административно-государственного управления.

11. Дайте определение терминам «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «кадровый состав государственных органов».

12. Охарактеризуйте цель государственной кадровой политики. По каким направлениям ведется решение основных задач государственной кадровой политики?

13. Охарактеризуйте основные направления практики работы с кадрами, используемые методы, технологии.

14. Дайте определение правовому обеспечению административно-государственного управления.

15. Какой нормативно-правовой акт имеет основополагающее значение в правовом обеспечении административно-государственного управления?

16. Дайте характеристику важнейшим формам правового обеспечения административно-государственного управления.

17. Что включает в себя правовой статус государственного органа?

18. Назовите и охарактеризуйте источники, объективно порождающие управленческую информацию.

19. По каким основаниям и признакам можно классифицировать информацию в органах государственного управления?

20. Какие требования предъявляются к управленческой информации?

21. Охарактеризуйте цель информационного обеспечения административно-государственного управления. Какие шаги нужно сделать для достижения этой цели?

22. На каких принципах должно основываться информационное обеспечение административно-государственного управления?

23. Назовите основные направления в области информационного обеспечения административно-государственного управления.

24. Дайте определение терминам «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «кадровый состав государственных органов».

25. Охарактеризуйте цель государственной кадровой политики. По каким направлениям ведется решение основных задач государственной кадровой политики?

26. Охарактеризуйте основные направления практики работы с кадрами, используемые методы, технологии.

Тема 6 Эффективность государственного управления

1. Чем обусловлена необходимость определения эффективности государственного управления?

2. Раскройте понятие эффективности и результативности государственного управления.

3. Представьте виды эффективности государственного управления и охарактеризуйте их.

4. Дайте определение экономической эффективности национальной экономики.

5. Что представляют собой критерии и показатели эффективности?

6. Какие группы критериев и показателей используются при оценке эффективности национальной экономики?

7. Кем оцениваются результаты государственного управления?

8. По каким направлениям оценивается эффективность государственного управления?

9. Какие формы используются при оценке эффективности государственного управления?

10. Какие методики используются при оценке эффективности государственного управления в рамках научных исследований?

11. Какие методы можно использовать при оценке эффективности управления на уровне отдельного государственного органа?

12. Что представляют собой традиционные формы оценки эффективности государственного управления?

13. Чем обусловлена необходимость определения эффективности государственного управления?

14. Раскройте понятие эффективности и результативности государственного управления.

15. Представьте виды эффективности государственного управления и охарактеризуйте их.

16. Дайте определение экономической эффективности национальной экономики.

17. Что представляют собой критерии и показатели эффективности?

18. Какие группы критериев и показателей используются при оценке эффективности национальной экономики?

19. Кем оцениваются результаты государственного управления?

20. По каким направлениям оценивается эффективность государственного управления?

21. Какие формы используются при оценке эффективности государственного управления?

22. Какие методики используются при оценке эффективности государственного управления в рамках научных исследований?

23. Какие методы можно использовать при оценке эффективности управления на уровне отдельного государственного органа?

24. Что представляют собой традиционные формы оценки эффективности государственного управления?

Формы контроля самостоятельной работы – консультации, контрольные работы, рефераты, доклад, эссе.

Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе самостоятельной работы студентов. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем.

К самостоятельному виду работы студентов относится работа в библиотеках, в электронных поисковых системах и т.п. по сбору материалов, необходимых для проведения практических занятий или выполнения конкретных заданий преподавателя по изучаемым темам. Студенты могут установить электронный диалог с преподавателем, выполнять посредством него контрольные задания.

Важным видом самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме.

Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо изучаемой проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики. Это должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей, привитию интереса к исследовательской деятельности.       

Примерные темы эссе

1. Инвестиционные процессы в муниципальном образовании.

2. Цели и стратегия развития муниципального управления.

3. Информационное обеспечение процесса муниципального управления.

4. Кадровое обеспечение муниципального управления.

5. Муниципальное образование как объект управления.

6. Органы местного самоуправления как субъект управления.

7. Юридические средства, приемы и способы, составляющие метод правового регулирования государственного управления.

8. Взаимосвязь законности, правопорядка и дисциплины в государственном управлении.

9. Средства и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

10. Сущность социально-экономических процессов как объектов государственного управления.

11. Роль государственного управления в централизованной и рыночной экономике.

12. Социальная политика государства.

13. Государственное регулирование в области национальных и религиозных отношений.

14. Особенности государственного управления административно-политической сферой.

Написание реферата практикуется в учебном процессе в целях приобретения студентами необходимой профессиональной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного поиска: через изучение литературы по выбранной теме, анализ различных источников и точек зрения, обобщение материала, выделение главного, формулирование выводов и т.п. С помощью рефератов студент глубже постигает наиболее сложные проблемы курса, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своего труда. Подготовка рефератов способствует формированию правовой культуры у будущего специалиста, закреплению у него юридических знаний, развитию умения самостоятельно анализировать многообразие общественно-политических явлений современности, вести полемику.

Реферат (от латинского «докладывать», «сообщать») представляет собой обобщенное изложение идей, концепций, точек зрения, выявленных и изученных автором в ходе самостоятельного анализа рекомендованных и дополнительных научных источников, законодательных и иных нормативных правовых актов о предмете исследования, а также предложение на этой основе собственных (оригинальных) суждений, выводов и рекомендаций по совершенствованию понятийного аппарата муниципального права, правового регулирования муниципальных отношений, практики функционирования институтов местного самоуправления.

Процесс написания реферата включает:

– выбор темы;

– подбор нормативных актов, специальной литературы и иных источников, их изучения;

– составление плана;

– написание текста работы и ее оформление;

– устное изложение реферата.

Рефераты пишутся по наиболее актуальным темам. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные взгляды авторов и определяются собственные позиции студента с изложением соответствующих аргументов.

Темы рефератов должны охватывать и дискуссионные вопросы курса. Они призваны отражать передовые научные идеи, обобщать тенденции юридической практики, учитывая при этом изменения в текущем законодательстве.

Работу над рефератом следует начать с общего ознакомления с темой. После этого необходимо изучить нормативные акты, литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем.

Студент вправе использовать произведения, самостоятельно подобранные в результате изучения библиографии в библиотеке.

План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал тему работы. Реферат, как правило, состоит из введения, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы, основного материала, содержащего суть проблемы и пути ее решения, и заключения, где формируются выводы, оценки, предложения.

Объем реферата – от 15 до 20 машинописных страниц.

На титульном листе студент указывает название учебного заведения, полное наименование темы реферата, свою фамилию и инициалы, а также ученую степень, звание, фамилию и инициалы преподавателя, а в самом конце дату написания работы и личную подпись.

Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата и, прежде всего, подстрочных сносок. Сноска должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или соответствующее положение. Для статей из журнала, сборников указывают фамилию и инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника статей с указанием года издания и номера. При ссылке на газетную статью, кроме названия и года издания, указывают дату. Оформляя нормативные источники, необходимо указывать полное и точное название нормативного акта, дату его принятия и редакции, а также изменений и дополнений. Обязательным является название, год, номер и статья официального издания, где был опубликованы нормативный акт.

Текст полностью написанной и оформленной работы подлежит тщательной проверке.

Примерные темы рефератов

1. Революция в сознании и принципы инновационного государственного управления.

2. Креативный менеджмент и научные образы будущего государственного управления.

3. Научные стратегии инновационной управленческой деятельности в государстве.

4. Принцип рациональности Р. Декарта и его применение в государственном управлении.

5. Рациональная критика как главная движущая сила науки в методологии К. Поппера.

6. Теория научных революций Т. Куна.

7. Диалектический материализм и его роль в развитии методологии познания государственного управления.

8. Концепция научно-исследователь­ских программ И. Лакатоса.

9. Объективная истинность, обоснованность, системность, эссенциальность в научном познании государственного управления.

10. Способность к прогнозированию в научном познании государственного управления.

11. Общезначимость, точность и однозначность научного языка государственного управления.

12. Объект и предмет научного исследования государственного и муниципального управления.

13. Управление в представлениях постнекалассической рациональности.

14. Государственный менеджмент в синергетической картине мира.

15. Методология и методы исследования управления в постнеклассической картине мира.

16. Методологические уровни анализа государственного и муниципального управления.

17. Научные и вненаучные знания в исследованиях государственного и муниципального управления.

18. Научная рациональность и государственное управление.

19. Научные определения государственного и муниципального управления.

20. Персонификация управления как аспект научного исследования.

21. Гетерогенность и многофункциональность управления.

22. Менеджмент как вид рационального управления организацией.

23. Менеджмент как вид научной организационно-управленческой деятельности.

24. Общенаучные методы в исследовании государственного и муниципального управления.

25. Методы эмпирического этапа исследований социума и управленческой деятельности.

26. Методы теоретического этапа исследований общества и управленческой деятельности.

27. Системный подход и системный анализ в исследованиях государственного и муниципального управления.

28. Построение «дерева целей».

29. Модели системного анализа эффективности государственного менеджмента.

30. Конкретно-предметные методы исследований государственного и муниципального управления.

31. Научный анализ эффективности управленческой деятельности.

32. Порядок и хаос в управленческой деятельности и саморазвитии общества.

33. Принцип ненасилия в государственном управлении.

34. Синергетическая методология резонансного управления.

35. Глобализация и экологический подход в государственном управлении.

36. Глобальный контекст локальных управленческих действий.

37. Коэволюция, сотрудничество, соучастие.

38. Всеобщая связь и когерентность в управленческой деятельности.

39. Наука и инновационное муниципальное управление.

40. О природе инноваций в обществе и управлении.

График контроля СРС

 

Недели семестра 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Формы контроля д д р д д д р д д э э рк э р э э д рк

 

Условные обозначения: кр – контрольная работа, э - эссе, р – реферат, д – доклад, рк – рубежный контроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: