Учитель. А сейчас мы познакомимся с конкретными произведениями народного творчества, которые были созданы во время войны

Урок гражданина, политинформация, классный час: «События на Донбассе в народном художественном творчестве» (Для 5-7 классов)

 

АВТОРЫ:

Никифорова Ирина Валерьевна,

учитель МБОУ «Лицей № 4» (г. Псков);

Костыря Григорий Валерьевич,

учитель ГБОУ «Средняя школа № 123» (г. Санкт-Петербург);

Цель: сформировать представление о новом творчестве, порождёном событиями с 2014 года, его значении в освободительной борьбе, в памяти народа.

Задачи:

1. Помочь получить представление о природе творчества вообще, особенностях выбора тематики авторами произведений.

2. помочь сформировать представление о том, как война отобразилась в народном творчестве

3. Продемонстрировать разнообразие направлений творчества (изобразительное искусство и иконопись, как его разновидность, песни, стихи, литьё, клипы, фото, электронные плакаты и т.д.), в которых отражены события войны.

4. Расширить знания по учебным дисциплинам, в основе которых художественное творчество: изобразительному искусству, музыке, технологии, литературе.

5. Развивать творческие наклонности.

Заставка к занятию: дети занимаются творчеством

Ход занятия

Слово учителя. Дорогие ребята! У каждого из вас обязательно есть какая-то мечта, желания, стремления. И наверняка очень многие не только мечтают, но и как-то отражают и запечатлевают это: в стихах, рисунках, музыке, то есть в творчестве.

Но прежде, чем мы будем говорить о произведениях, давайте сформулируем, что же такое творчество.

Учитель добивается формирования формулировки: творчество – создание новых, значимых для общества или самого человека художественных произведений.

Наводящие вопросы для формирования определения.

1. Что такое творчество? Это какие-то произведения, изделия или их создание? (Создание).

2. Все эти продукты уже ранее создавались или они новые, ранее никем не созданные? (Новые).

3. Имеет ли творчество значение для общества в целом? (Да. Творчество одного человека может вызывать сопереживания других людей, отражать их мечты, надежды, мысли).

4. Всегда ли творчество значимо для общества? (Не всегда. Детский рисунок или аппликация значимы только для самого создателя).

По мере того, как дети отвечают на вопросы, на доске формируется определение:

 Творчество – создание новых, значимых для общества или самого человека художественных произведений.

Какие виды творчества вам известны? (Учитель должен постараться, что бы были названы самые разнообразные виды творчества: песни, стихи, рассказы, фотография, клипы и ролики, изобразительное искусство, в том числе иконопись, скульптура, аппликация). Учитель демонстрирует детям набор фотографий, помогающих вспомнить различные виды творчества.

Задание. У поэта Корнея Чуковского есть сказка о чудо-дереве, на котором росли «чулки и башмачки». Создайте дерево, на котором будут расти разные виды творчества. Постарайтесь, чтобы их было побольше. О разных видах творчества и мы и будем говорить сегодня.

Учитель. Зачастую занятия творчеством не приносят хороших отметок в школе, а взрослым - заработка. Но почему же тогда это интересно и увлекательно? Чтобы ответить на вопрос, вспомните, какие темы стихов, песен, рисунков мы встречаем чаще всего? (Ребята вспоминают, что самыми распространёнными темами творчества всегда были красоты природы,  дружба, героизм, войны, любовь к Родине. Они приходят к выводу, что через творчество человек выражает свои чувства, стремления, желания, мечты).

Как вы думаете, какие новые темы появляется в творчестве у русского и украинского народов с 2014 года? (События на Донбассе).

Об этом мы будем говорить сегодня на уроке. Сформулируйте тему.

 

 События на Донбассе в народном художественном творчестве

Учитель.                                                                                                                                                                          Значительная часть первых ополченцев – религиозные люди. Вспомните, какую религию исповедует русский народ? (Христианство, православие).                                                                                                                                       - Как вы думаете, какой вид творчества в связи с этим получил развитие? (Иконопись). Прочитайте текст о новой иконе, созданной после начала войны на Донбассе.

Текст 1. В июле 2017 года в Донецк была привезена икона «Богоматерь Донецкая», написанная и освященная специально для Донецкой Народной Республики.       «Есть множество икон с изображением Богоматери и младенца – Тихвинская, Смоленская, Казанская, теперь появилась совершенно новая икона – Богоматерь Донецкая. Что примечательно, это единственное изображение плачущего младенца Христа, который закрыл лицо руками», - рассказал священник перед молебном.         В ближайшее время богослужения с иконой «Богоматерь Донецкая» пройдут в воинских частях Донецкой Республики.

Вопросы.

- Какая, совершенно новая икона появляется после событий 2014 года? (Богоматерь Донецкая).                                                                                                                               - Почему в воинских частях так важно провести богослужения с иконой? (Это вдохновляет   бойцов на ратные дела, на подвиги, придаёт им силу и отвагу

Учитель Важнейшие произведениями творчества – плакаты. Сегодня они создаются преимущественно в интернете всеми желающими.

Учитель демонстрирует плакаты, задаёт вопросы

Помни кто ты! В тебе течёт кровь победителей!

1. К кому обращается автор плаката? (К каждому из нас, к каждому русскому человеку).

2. О каких победителях идёт речь? (О наших прадедах – победителях Великой Отечественной войны)

3. К чему это обязывает? (Быть такими, как наши прадеды).

Жги хунту! Очистим Украину от бандеровской мрази!

- С какой целью художники рисовали эти плакаты? (Чтобы люди активнее боролись с фашистами. Это плакаты, побуждающие к определённым действиям).

Учитель. Плакаты и рисунки по силам создать и вашим ровесникам.

Ещё раз демонстрируется заставка к уроку.

Вопросы.

- К чему призывают дети Донбасса? (Бороться за мир, любить родной город).

Учитель.  

-Каждый вид творчества воздействует на человека определёнными способами. Песня – с помощью музыки и слов, иконы – с помощью изображения. С помощью чего воздействуют на человека плакаты? (С помощью изображений и кратких словесных формулировок).

1. С помощью изображений и кратких словесных формулировок помогают сформировать нужные убеждения. Приведите примеры таких плакатов, которые формируют убеждения. («Помни! В тебе течёт кровь победителей!»,)

2. Плакаты воодушевляют человека на борьбу с врагом («Жги хунту!», «Очистим Украину от бандеровской мрази!»)

3. Выражают мнение, общественную позицию человека (Мы хотим мира!)

Задание. Завершите предложение, начатое учителем.

Среди различных видов творчества есть один, занимающий в жизни людей совершенно особое место. Он поднимал боевой дух воинов и мирных жителей во время войны, помогал пережить невзгоды и ужас плена, объединял и вдохновлял на добрые дела. Он возник задолго до создания письменности. Это __________ (Песня).

Сегодня, имея в распоряжении технические средства, люди комбинируют песни с фотографиями, видеоизображениями, получая ещё более интересные произведения. Это _______________ (клипы или музыкальные фильмы). На наших занятиях мы смотрели много клипов. Больше всего запомнились______

 

Учитель.  Сейчас познакомимся ещё с одним.

Демонстрируется клип «Вставай, Донбасс несломленный».

https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239027%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2

 

- С какой песней времён Великой Отечественной войны перекликается эта песня?

- Почему произведения о войне на Донбассе часто перекликаются с произведениями о Великой Отечественной войне? (Много общего: героизм народа, готовность защищать Родину, борьба с фашизмом).

 

Учитель.   Часто различные творческие произведения, акции, коллекции становятся событием не только в жизни народа, но и в политике. Об одном таком событии – прочитайте в тексте.

Текст 2.   В конце 2016 года по Украине, Донбассу и России прокатилась волна так называемых флешмобов. Их организаторы собирались в людных местах, обычно на вокзалах, и исполняли советские песни. В украинском городе Запорожье студенты музыкального училища собрались на вокзале и исполнили песню на русском языке. И это не вызвало никакой агрессии и неприязни. Напротив! Русская песня нашла отклик в сердцах украинцев. Многие подошли и подпевали. Видео вызвало горячую поддержку в сети. Инициативу подхватили в Харькове, Одессе, Донецке, Мариуполе, Николаеве, Днепре, Киеве. В ответ в Москве, в Липецке, на Дальнем Востоке зазвучали украинские народные песни. Акция приобрела более широкую направленность, заявив о дружбе между всеми народами, всколыхнули память о советской стране, где был мир, где люди разных национальностей никогда не враждовали, стала призывом к возрождению Советского Союза.  Флэшмобы вышли далеко за границы Украины и России. Они охватили Молдавию, Италию, Германию, Испанию, Канаду! Акцию по её значимости, искренности, проникновенности стали сравнивать с «Бессмертным полком».  Накануне Нового, 2017  года акция, по непонятным причинам, была завершена.

Исполняется клип «Харьковчане подхватили…»

https://vk.com/videos-149405295?z=video-149405295_456239030%2Fclub149405295%2Fpl_-149405295_-2

 

Вопросы.

1. Какие цели преследовали организаторы акции? (Заставить людей вспомнить о дружбе между русскими и украинцами, между всеми народами вообще. Вспомнить о том, что раньше они жили в едином государстве – Советском Союзе. Это призыв к объединению народов, к объединению в одну большую страну).

2. Какой вид творчества стал главенствующим при проведении флэшмобов? (Песня).

Учитель. А сейчас мы познакомимся с конкретными произведениями народного творчества, которые были созданы во время войны.

Учитель. Войну на Донбассе многие творческие люди пытаются отразить и в стихах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: