Тема 11. Возникновение исламской цивилизации

Сильнейшим государством Среднего Востока на пороге средневековья являлось государство Сасанидов в Иране. Оно возникло в 226 г. в результате восстания персов против парфянского владычества. Эта Вторая Персидская держава долгое время на равных противостояла слабеющему Риму, а затем Византийской империи. Ей удалось пережить первый вал «варварских» нашествий в V-VI вв., а также внутренние смуты. Сасаниды покорили большую часть Закавказья, Среднюю Азию, некоторые области Аравии. Но постоянные войны истощили державу Сасанидов, и она в итоге не смогла противостоять арабскому нашествию.

Cо II тыс. до н. э. почти весь Аравийский полуостров заселен племенами арабов. Арабы относились к западносемитской группе народов. Северные арабы, принесшие на полуостров собственно арабский язык, являлись сородичами древнееврейских племён. Арабы исповедовали многобожие, близкое языческим религиям других семитских народов. Верховным божеством считался Аллах (соответствующий общесемитскому Элу или Илу). Общеаравийской святыней к середине VI в. н.э. стал храмАллахав оазисе Мекка, выстроенный в честь упавшего с неба «Черного камня» – Кааба.

С IV в. активизировалась проповедь в Аравии единобожия. На полуостров проникали иудаизм и христианство. Иудаизм был принят несколькими северными и западными арабскими бедуинскими племенами. Важным его центром стал оазис Йасриб. Христианство утвердилось в северных арабских княжествах, граничивших с Византией и Ираном. Под влиянием других единобожных религий к началу VII в. в Аравии окончательно складываются собственные секты единобожников – т. н. ханифов. Ханифы проповедовали веру в Аллаха как в Единого Бога, не имея четкой догматики и культовых правил.

Основатель ислама – Мухаммад (Мухаммед). Мухаммад ибн Абдаллах (сын Абдаллаха) родился около 570 г. и был представителем знатного семейства владевшего Меккой племени курайш. Тем не менее, рано потеряв родителей, Мухаммад был вынужден добывать пропитание, служа пастухом и проводником караванов. Во время своих путешествий он неплохо познакомился с вероучениями единобожных религий. В 610 г. Мухаммад выступил перед соплеменниками с проповедью единобожия. По утверждению Мухаммада и исламскому вероучению, Аллах говорил с Мухаммадом через Джибрила (Джебраила, библейского архангела Гавриила) и сподобил его пророческого достоинства. Пророк должен принести в Аравию поклонение Аллаху как Единому Богу, отменить идолопоклонство и языческие жертвоприношения, нести новую веру всему миру. Вера Мухаммада получила название «ислам» (покорность), а ее последователи – «мусульмане». Проповедь Мухаммада не имела успеха в Мекке и вызвала гонения со стороны курайшитской знати. Но у него появились и верные соратники, стойко переносившие преследования. В 622 г. Мухаммад вынужден был переселиться из Мекки в Йасриб (известный затем как Город – Медина), куда его пригласили как духовного лидера местные племена. Переселение из Мекки в Медину (хиджра) считается началом мусульманского летоисчисления и истории исламской государственности.

В Медине Мухаммад объединил под своей властью местные племена, обратив большинство иудеев и язычников в ислам. Затем он начал «священную войну» (джихад, газават) против Мекки и в 630 г. завоевал ее. Все языческие идолы Каабы были уничтожены, и «Черный Камень» стал главной святыней ислама, примером величия Аллаха. В последующие годы Мухаммад распространил новую веру на большую часть территории Аравии. Языческие культы искоренялись, «людям писания» (иудеям и христианам) обычно давалась веротерпимость при уплате специального налога – джизьи. В 632 г. Мухаммад умер в Медине, где и похоронен. После этого община избрала ему преемника или «заместителя» – халифа – из числа учеников. Первым халифом стал один из первых мусульман, Абу Бакр. С этого времени халиф надолго стал первым лицом в исламе, соединяя высший имамат (духовную власть) и эмират (светскую власть). Халиф носил титул «амир-ал-муминин» – «повелитель правоверных».

Так возник Арабский халифат, вскоре ставший одним из самых могущественных государств Евразии. Пограничные столкновения с Византией и Сасанидским Ираном вылились в 633 г. в широкомасштабную «священную войну» за распространение веры. Непрерывный джихад продолжался до 656 г. и привел к широчайшему распространению ислама на Ближнем и Среднем Востоке. В 651 г. под ударами арабов пало государство Сасанидов. На востоке границы Халифата дошли до Средней Азии и Инда. На Западе были завоеваны Египет, Сирия, Палестина, Армения. К концу VII в. мусульмане покорили всю Северную Африку. В 711 – 713 гг. ислам пришел в Европу. Арабы захватили большую часть раздираемого внутренней смутой вестготского королевства в Испании. Их остановили лишь в 732 г. франки в битве при Пуатье. На Востоке арабы не решились продолжать завоевания после 751 г., столкнувшись в победоносной битве при Таласе с передовыми отрядами шедшей на запад китайской армии. Во всех покоренных странах проводилась арабская колонизация (не имевшая успеха лишь в Иране, Средней Азии и Закавказье). Христианскому и иудейскому населению предлагались на выбор «ислам или джизья» (язычникам — «меч или ислам»). На Ближнем Востоке принятию ислама содействовали далекие от понимания многих верующих богословские споры в среде только утвердившегося христианства. В Иране, религией которого на протяжении веков был зороастризм, утверждение ислама сопровождалось острыми конфликтами и репрессивными мерами.

Ислам по-разному относился к местным религиозно-культурным традициям. Местный «обычай» (адат) принимался в той мере, в какой не противоречил религиозным обязанностям – шариату. В результате со временем в исламе сложилось несколько религиозно-правовых школ, ориентированных на традиции покоренных арабами народов. Ислам быстро переставал быть этнической религией арабов. Уже в VIII в. мавлы (мусульмане-неарабы) выдвинули из своей среды представителей религиозно-политической элиты и ярких богословов. Для остававшихся иноверными подданных в халифате была разработана строгая иерархия прав. На вершине ее стояли «люди писания» – христиане и иудеи. Они пользовались полной веротерпимостью на условиях уплаты джизьи, из их числа многие правоведы дозволяли брать жен. Самым же порицаемым считалось языческое идолопоклонство. Идолопоклонники в идеале подлежали принудительному обращению в ислам, однако это не всегда удавалось произвести быстро. Переход из ислама в любую другую веру карался в Халифате смертью, на основе шариатского права.

Первые четыре халифа именуются в исламской традиции праведными, в отличие от многих позднейших. Четыре «праведных» халифа – Абу Бакр (632-634), Умар (634-644), Усман (644-656) и Али (656-661). Все они принадлежали к высшей знати племени курайш и были родичами Мухаммада. Али был его двоюродным братом и зятем. Но власть не передавалась по наследству, а доставалась на основе выборов верхушкой общины, соратниками Пророка. Ближайшие родичи Мухаммада – Усман и Али – получили Халифат в последнюю очередь и потеряли его в результате мятежей. Со временем «праведных» халифов связаны наиболее значительные успехи в распространении ислама и расширении Халифата. При них складывается в общих чертах мусульманское право, сводится священное писание Коран, закладываются основы исламского богословия.

Уже вскоре после смерти Мухаммада в общине стали возникать разногласия. Причинами их были сперва противоречия между мекканскими и мединскими соратниками Пророка, а также новообращенными мекканцами. Позднее добавились противоречия между арабами и мавлами, имущественное расслоение в общине, проблемы богословия и политического устройства. В 656 г. недовольство политикой Усмана вылилось в мятеж и убийство халифа. Халифом был избран Али, что отвечало идеям тех мусульман, которые придавали ему особые права на власть в силу близости с пророком. Наиболее радикальные из них предполагали в Али особую мистическую силу и даже проявление Божества, но он всегда отвергал такие претензии.

Избрание Али на практике привело к расколу общины. Оно не было признано частью мусульман. Началась первая в истории ислама гражданская война. Главным из многочисленных противников Али быстро стал наместник Сирии Муавия. Муавия был троюродным братом Усмана. Как и Усман, он происходил из рода Умаййа, родственного и некогда враждебного Пророку. Но Муавия к тому же был сыном Абу Суфйана – одного из главных врагов Мухаммада. Это отталкивало от него многих. Тем не менее, теперь Муавия был известен как довольно ревностный мусульманин. Со временем он объединил вокруг себя всех противников Али.

Ислам раскололся на две враждующие партии. Сторонники Али и Алидов позже стали называть себя шиа («группа», «секта»). Шииты признают источником веры лишь Коран, отвергая авторитет дополняющих его хадисов, то есть рассказов о Мухаммаде и его высказываний, не вошедших в Коран. Они признают лишь некоторые хадисы, восходящие к Али и его соратникам. Халифом и подлинным имамом, по учению шиитов, может являться лишь потомок Али и дочери Мухаммада Фатимы (род Алидов или Фатимидов). Противники шиитов позже получили название «сунниты». Они считают сунну (хадисы, священное предание) источником веры наряду с Кораном, хотя не наравне с ним. Они также считали, что «повелителем правоверных» может являться любой представитель курайшитов. Тем не менее, и в суннитской среде установилась, в конце концов, передача Халифата по наследству.

От сторонников Али вскоре откололась радикальная группа хариджитов («возмутившихся»). Они добивались полного имущественного равенства мусульман и сохранения выборности халифа, отстаивали право каждого мусульманина на занятие халифата. Хариджизм вскоре превратился в массовое течение, распавшееся на ряд сект. Некоторые из этих сект далеко отошли от ислама. Хариджиты боролись против всех халифов, пытались создавать собственные государства, но в конце концов были оттеснены на периферию исламского мира.

Кровопролитная гражданская война между суннитами, шиитами и хариджитами продолжалась с 656 по 661 г. В 661 г. Али, пошедший на компромисс с суннитами, был убит хариджитским фанатиком. Наследник Али, его сын Хасан, отрекся от халифата в пользу Муавии. Столица Халифата была перенесена в резиденцию Муавии –   Дамаск. Муавия основал первую правящую династию Арабского Халифата – династию Омейядов (Умаййадов). Передача власти халифа по наследству утвердилась не сразу, но к концу VII в. уже не вызывала сомнений у подавляющего большинства суннитов.

В 680 г. умер Муавия, оставив престол сыну Йазиду. Возглавлявший шиитов после смерти Хасана и претендовавший на Халифат Хусайн ибн Али был убит сторонниками Йазида. Это привело к полному размежеванию суннитов и шиитов. Шииты ушли в стойкую оппозицию, признавая главенство над собой лишь потомков Али. Во время второй гражданской войны в Халифате (683-693 гг.) они попытались захватить хотя бы области Ирака и Ирана, где их было больше всего. Эта попытка окончилась провалом. Омейяды обрушили на шиитов преследования, а позднее религиозное общение шиитов и суннитов прервалось окончательно. Единственной связью между ними осталось само по себе исповедание веры Мухаммада и общие паломничества (хадж) к Каабе.

Правители династии Омейядов были склонны к ограничению роли религии в жизни страны. Некоторые из них отдали дань еретическим течениям. Поэтому большинством мусульманских богословов Омейяды считаются «неправедными», в отличие от первых четырех «праведных» халифов. В немалой степени это было связано и со сложными социальными процессами в Халифате.

Исламская община представлялась Мухаммаду как общество равных, заботящееся о благе каждого. Отвергалось сословное деление. В исламе не было особого замкнутого духовного сословия. Исламские ученые (улемы, маулана), из числа которых комплектовалось духовенство, занимались также торговлей или даже крестьянским трудом. В исламском мире пока не сложилось и устойчивого сословия военной, светской аристократии.

С другой стороны, уже соратники Мухаммада составили довольно замкнутый круг, из которого позже и выходили как духовные, так и светские лидеры раннего ислама. Особенно поощрялись в их среде торговые занятия, что вело к появлению в городах новой «торгово-духовной знати». Военно-чиновничий аппарат, сложившийся в ходе завоеваний, всё больше отрывался от массы даже простых арабов, не говоря уже о покорённом населении. В целом общественный строй Халифата с полноправными «гражданами» (арабами), неполноправными (мавлами), свободными «негражданами» («людьми Писания») отчасти напоминал античные государства. Это сходство усугублялось широким распространением, особенно в VIII-IX вв., государственного и частновладельческого рабства.

Все противоречия – этнические, религиозные, социальные – в 30-х гг. VIII в. вылились в новую гражданскую войну. В 750 г. Омейяды пали. К власти пришла новая династия Аббасидов – потомки дяди Мухаммада, Аббаса. Столицей Халифата вскоре стал основанный ими Багдад в Ираке. Ко времени правления Аббасидов относится бурное развитие суннитского богословия и окончательное складывание вероучения суннизма. Им, однако, не удалось вывести из кризиса огромное государство. Завоевательный порыв выдохся, и внутренние противоречия с новой силой давали себя знать. Высшим главой ислама всё ещё считался халиф. Однако его авторитет в религиозных вопросах уже был не столь непререкаем, как в светских. А с конца VIII в. уменьшается и светская власть халифов.

В правление Аббасидов ислам начинает распространяться за пределы Халифата. В отличие от более раннего периода, этот этап распространения ислама носил в большей степени характер мирной проповеди. Это объяснялось и формированием новой системы дипломатических связей, и недостаточностью сил для дальнейшего победоносного джихада. Мусульманская проповедь была направлена на север к северокавказским, поволжским и центральноазиатским народам, на юг в Африку, на восток в Индию.

И в самом Халифате, и за его пределами суннитам приходилось вступать в острое соперничество с шиитами и хариджитами. В конечном счете, деятельность всевозможных сект и «ересей» запрещалась суннитскими властями. Хариджизм проявлял активность в пору разнообразных внутренних смут в Халифате, но, как правило, терпел неудачу. В VIII – X вв. существовало хариджитское государство в Северной Африке. Возникали государства хариджитов в Омане и других регионах.

Более серьезной угрозой, однако, оставался шиизм. Он распространился в Иране, Ираке, Азербайджане и Йемене. Шииты не раз поднимали восстания против омейядских и аббасидских властей. Результатом этого стало возникновение нескольких шиитских государств, чаще всего во главе с мнимыми или подлинными потомками Али. Строгая иерархичность шиитской общины в первые века существования не спасла ее от расколов. В условиях нелегальной борьбы и авторитарного управления отдельными школами происходило отделение тех или иных популярных лидеров от большинства. Главной побудительной причиной расколов явились споры из-за наследования и замещения имамата. Последний из двенадцати имамов, Мухаммад аль-Аскари, исчез в возрасте 12 лет в 873 г. По учению имамитов (большинства шиитов), он «скрылся», чтобы вернуться в конце времен. После этого никто из рода Алидов не стал принимать титул имама, оставшийся за «скрытым имамом» Мухаммадом до конца грешного мира.

Однако лидеры некоторых шиитских течений продолжали претендовать на имамат и халифат. Так, ещё в 766 г. появилось течение исмаилитов. Имам Джафар лишил наследства своего внука от старшего умершего сына ИсмаилаМухаммада. Имамиты утверждают, что Исмаил отличался дурным поведением и нарушал ритуальные запреты. После смерти Джафара приверженцы партии Исмаила, исмаилиты, объявили имамом Мухаммада. Мухаммад считается последним из явленных миру имамов. Последующие его потомки – «скрытые имамы», последний из которых будет явлен в конце времен. Это стало зародышем первых расколов уже в самом исмаилизме из-за притязаний отдельных авторитетных проповедников (даи) на происхождение от Али и сан «скрытого имама».

В IX в. начался распад Арабского халифата. В нем сыграли свою роль как этнополитические, так и религиозные противоречия. Многие возникавшие на развалинах Халифата государства создавались враждебными суннизму сектами и группами. Но большинство государств, созданных собственно суннитами, признавали на словах верховную власть и авторитет багдадских халифов. Исключение с самого начала представляла Испания, где еще в 756 г. обосновались изгнанные из Дамаска Омейяды. В 929 г. они вновь приняли титул халифов, основав Кордовский халифат. Таким образом, в суннитском мире произошел открытый раскол, и халифский титул стал предметом ожесточенной борьбы.

Из шиитов первыми перешла к открытой вооруженной борьбе секта карматов. Они порвали с культовыми традициями ислама, не поклонялись Каабе. С другой стороны, они объявили веротерпимость всем прочим течениям. Это позволило захваченному в 899 г. карматами острову Бахрейн стать центром всевозможных ересей и сект. В конце IX – X вв. карматское движение охватило Восточную Аравию, ряд областей Сирии и Ирана. Возник ряд карматских государств, ведших постоянную войну со своими соседями. Карматские правители Бахрейна притязали на главенство в секте и титул «скрытых имамов», однако открыто себя таковыми не провозглашали. В 930 г. карматы взяли и разграбили Мекку. «Черный Камень», вывезенный на Бахрейн, некоторое время служил их вождю подставкой для ног и лишь позже был выкуплен. Только в 1029 г. карматское государство было уничтожено.

Помимо карматов, массовый характер в IX в. приняло движение хуррамитов. Хуррамиты были отколовшейся от шиизма радикальной сектой, затем совокупностью сект, почти исключительно иранского происхождения. Они проповедовали идеи всеобщего равенства и обобществления имущества. Самым мощным хуррамитским движением было неудачное восстание Бабека в Азербайджане (816-837 гг.). Позднее вспыхивал еще ряд хуррамитских и близких к ним по духу восстаний, предпринимались попытки создания собственных государств.

В 893 г. исмаилиты подняли восстание против Аббасидов среди берберов Северной Африки. Когда в 909 г. восставшие захватили тунисский город Кайруан, сюда прибыл «скрытый имам» Убайдаллах, в 910 г. провозглашенный халифом и последним пророком Махди. Так возник исмаилитский халифат Фатимидов – единственный шиитский Халифат в истории. Исмаилиты верили, что в их вождях пребывает переходящий от Мухаммада через Фатиму «Дух», дающий право на наследственное звание Махди. Убайдаллах и его потомки, опираясь на поддержку тайных исмаилитских организаций, захватили большую часть Северной Африки. Заняли они и святые места ислама. В 969 г. был покорен Египет, а в 973 г. столица халифа перенесена в Каир. Суннизм в Халифате Фатимидов преследовался. Христиан и иудеев принуждали к обращению в ислам, нередко насильно. Шииты других направлений преследовались. Фатимиды ограничили доступ суннитов к святым местам, что приводило к постоянным войнам.

В 1000 г. к власти в Египте пришел шестой халиф Хаким. С самого начала правления он бросил все силы государственного аппарата на преследования иноверцев. Для гонений была укреплена за счет отрядов из придворных рабов-негров исмаилитская гвардия «воителей за веру» – ахдас. Приверженцы до тех пор широко еще распространенного в Египте христианства изгонялись из государственных учреждений. В 1003-1014 гг. прошло три волны массовых гонений, в ходе которых уничтожались христианские храмы, разгонялись монастыри, истреблялось духовенство. Всё это было подготовкой к коренному изменению вероучения. В 1017 г. духовный наставник халифа, шейх ад-Дарази провозгласил его прямым воплощением Аллаха. Это вызвало бурную реакцию не только среди шиитов вообще, но и среди самих исмаилитов. Ряд известных богословов выступили с опровержениями и разбили Дарази в публичном диспуте. Но Хаким не пожелал отступать и обрушил репрессии на противников. В 1020 г. по его приказу были подожжены христианские и суннитские кварталы Каира. В 1021 г. халиф таинственно исчез ночью во время прогулки. Дарази, к этому времени обосновавшийся в горах Ливана, объявил о чудесном вознесении Хакима на небеса и его будущем возвращении. Так возникла небольшая секта друзов.

Власть багдадских Аббасидов, между тем, становилась все более эфемерной. В 945 г. правитель Западного Ирана Ахмед ибн Бувейх захватил Багдад и лишил аббасидского халифа светской власти, сам став «эмиром правоверных». Только в 1055 г. кочевые турки-сельджуки «освободили» Багдад и халифа. Тот дал сельджукскому вождю титул султана, признав его высшей светской властью в исламском мире. Под контроль халифа вернулся лишь город Багдад. Нашествие пришедших из Средней Азии турков-сельджуков положило начало эре тюрко-монгольских завоеваний в исламском мире, продлившейся до XVI в. Завоеватели, как правило, принимали ислам, но их действия способствовали падению престижа исламского духовенства и ослаблению роли религиозных норм в жизни общества.

Сельджуки двинулись дальше на запад, войдя в столкновение с Фатимидами. Постоянные богословские споры, разочарование в установлении всемирного господства Махди подрывали дух исмаилитов. В 1064-1076 гг. сельджуки, действуя от имени аббасидских халифов, нанесли исмаилитам сокрушительное поражение, захватив Сирию и Палестину. Немедленно отложились Мекка и Медина, в 1076 г. признавшие власть Аббасидов. На этом фоне Фатимиды фактически лишились светской власти, перешедшей в руки главарей гвардии из числа придворных рабов- мамлюков. Это вызывало недовольство ахдаса, поскольку «правоверные» оказались оттеснены от управления страной.

В западной части исламского мира в XI в. создали собственную державу кочевники- берберы. В 1050 г. в населённой ими Сахаре под лозунгом борьбы за очищение ислама возникло государство Альморавидов. Вскоре они очистили от исмаилитов весь Магриб (Северная Африка без Египта), а к концу века захватили Испанию. Правитель берберов принял халифский титул «эмир мусульман», но не именовал себя открыто халифом.

Сельджукские и берберские завоевания привели к серьёзным социальным изменениям в исламском мире. Кочевое общество организовывалось на иерархических началах, возглавлялось мощной военно-родовой знатью. На Среднем и Ближнем Востоке кочевники переходят к осёдлости и воспринимают арабскую культуру. Однако знать стремилась сохранить свои привилегии и наследственную власть над завоёванными землями. В конечном счёте, складывается система пожалований знатным воинским родам за службу земли – икта. В число крупных землевладельцев вливается также верхушка старого военно-чиновного аппарата и духовной знати. Жившее на пожалованных землях население, независимо от исповедания, оказывалось в зависимости как от государства, так и от землевладельца. Таким образом, складывается общественная система феодального типа.

Главным внешним противником для исламских государств VIII – XI вв. оставалась всё ещё сильная Византия. При поддержке Византии от арабского владычества освободились Армения и Грузия. Ромеи отбили острова Крит и Кипр, время от времени завладевали Сирией. С приходом сельджуков мусульманам удалось добиться решающего перелома. В 1071 г. сельджуки разгромили византийцев в битве при Маназкерте. За этим последовало завоевание Малой Азии, Сирии и большей части Закавказья. Христианское население вынуждено было бежать, а оставшееся подвергалось преследованиям. Однако это и положило конец сельджукскому могуществу. Препятствия, с которыми столкнулись христианские паломники в Иерусалиме, послужили непосредственным толчком к крестовым походам.

Источники

Абу Йусуф ал-Куфи. Китаб ал-харадж. СПб., 2001.

Ал-Бухари. Мухтасар. М., 2003.

Ибн абд ал-Хакам. Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса. М., 1985.

Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. М., 2003.

Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. М., 2009.

Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов. М., 2002.

Мухаммад ал-Хушани. Книга о судьях. М., 1992.

Тысяча и одна ночь. Т.1-12. М., 2008.

Литература

Большаков О. Г. История Халифата. Т. 1 – 3. М., 1989 – 1998.

Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2004.

фон Грюнебаум Г. Э. Классический ислам: очерки истории. М., 2007.

История Востока. Т. 2. М., 1995.

Ланда Д.Г. История арабских стран. М., 2005.

Массэ А. Ислам. М., 2007.

Панова В. Ф., Вахтин Ю. Б. Мухаммед. Т.1-2. М., 1997.

Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991.

Фильштинский И.М. История арабов и Халифата. М., 2001.

 

Тема 12. Византия и славянский мир в IX – XI вв.

К IX в. на основе своеобразной культуры и общественного уклада восточной части былой Римской Империи закладываются основы особой византийской цивилизации. Она единственная в тогдашней Европе являлась прямой наследницей античности, так же как Византия являлась непосредственной преемницей Древнего Рима. С другой стороны, поскольку исторические центры Византии располагались в пределах древнего эллинского мира, постольку греческие традиции оказывали на новую империю большее влияние. И в политике, и в культуре происходит постепенный переход от римских к эллинистическим по происхождению началам.

Духовной и идейной основой становления Византии при этом являлось уже христианство, точнее греческое православие. Восточная Империя, где были сосредоточены главные интеллектуальные силы «римского мира» и его высшая власть, была главным полем борьбы с ересями. Именно здесь формировались основные догматические положения христианства в эпоху Вселенских Соборов. Отсюда преимущественное осознание себя средневековой Греческой Церковью как Ортодоксальной (Православной). В ходе арабских завоеваний в VII в. под власть мусульманских правителей перешли такие древние центры христианства, как Александрия, Антиохия и Иерусалим. Таким образом, наиболее мощной и единственной независимой от иноверцев из восточных патриархий осталась Константинопольская. С одной стороны, это упрочило лидерство столичной патриархии в восточном православии, с другой – затруднило сообщение между Поместными Церквями. Этот политический фактор – один из решающих в прекращении практики созыва Вселенских Соборов после IX в.

Православие играло роль государственной религии. Согласно официальной идеологии, отношения между Церковью и государством строились на основе взаимодействия, «симфонии». Православный государь выступал как защитник Церкви в светских делах. Церковь, в свою очередь, предстательствовала за государя перед Богом и поддерживала его во всех благих начинаниях. С другой стороны, на практике принцип симфонии подчас нарушался. Некоторые императоры предпринимали попытки подчинения Церкви, в том числе насильственного. Чаще всего, однако, отношения между Церковью и государством развивались ровно. Патриархам удавалось сохранить значительную степень независимости, а иногда довольно жестко критиковать действия власти. Церковь пользовалась значительными привилегиями, политическими и экономическими. При этом православное христианство никогда не было единственно дозволенным вероисповеданием. Свободу веры сохраняли иудеи и некоторые христианские исповедания.

Восточная Церковь пережила несколько серьёзных расколов. Первые из них были связаны ещё со спорами о природе воплощения Бога в Христе, шедшими в V – VII вв. Третий Вселенский собор (431 г., Эфес) осудил несторианскую ересь, утверждавшую раздельное существование в Христе божественной и человеческой природ. Четвертый Собор (451 г., Халкидон) осудил т.н. «монофизитов» (одноестественников) и их учение о поглощении во Христе человека божественной природой. В результате последнего Собора обособился ряд восточных церквей, в том числе Армянская и Эфиопская.

К началу IX в. обозначились противоречия внутри между Востоком и Римским Западом. На Западе патриархи (папы) воспринимались как единоличные главы Церкви, господствующие даже над светскими правителями. Эта роль утвердилась в борьбе с ересями (от которых сам Рим оставался, как правило, свободен) и язычеством. Восток выступал за более коллегиальное, соборное устройство управления христианской Вселенной. Несмотря на преодоление в конце VIII в. иконоборческой ереси, нормализации отношений между Западом и Востоком христианств не произошло.

В 800 г. папа римский венчал на императорский престол Запада короля франков Карла Великого. Это осложнило политические отношения с Византией. Карл, в свою очередь, добивался и религиозного разрыва с Востоком. В 804 г. он сознательно обострил возникшие еще в конце VI в., но до тех пор не осознанные догматические расхождения между Западом и Востоком. На Ахенском соборе западных епископов была принята догмат, согласно которому Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Сына. Особенно обострились церковные отношения между Константинополем и Римом при восточном патриархе Фотии. Император Востока Василий I (867-886), искавший союза с Западом, принял решение о созыве Вселенского собора. Восьмой собор 869 – 870 гг. в Константинополе подтвердил осуждение иконоборчества, а помимо этого осудил церковную политику Фотия. Еще при жизни Василия, однако, в 879 – 880 гг. в Константинополе состоялся новый Собор, который отменил осуждение Фотия, вновь ставшего патриархом. На Западе Фотия предали анафеме, но позднее вынуждены были примириться с Византией и патриархией. Конфликт, однако, на деле продолжался.

К началу IX в. Византия утратила статус мировой державы. Арабские завоевания лишили Империю многих восточных провинций – Сирии, Палестины, Армении, Египта и других земель Северной Африки. На Балканах произошло расселение южных славян, занявших весь север полуострова, а также Македонию и большую часть Греции. На землях Фракии существовало новое сильное государство – Дунайская Болгария, в котором славянское начало постепенно становилось преобладающим.

С конца VIII в., по мере преодоления церковной и политической смуты, императорские власти предпринимают попытки восстановить контроль над Балканами. В 804 г. славянские племена в Греции и Южной Македонии были, наконец, подчинены. Позднее они были в основном ассимилированы греками. Однако покорить Болгарию не удалось. Войны с ней шли с переменным успехом, и перемежались мирными периодами. Независимость сохраняли сильные славянские княжества в Сербии и Хорватии.

IX-X вв. стали временем складывания государственности и у более северных славянских племён, слабее вовлечённых в орбиту имперского влияния. В IX в. возникает крупное западнославянское государство — Великая Моравия. На протяжении IX-X вв. восточные славяне объединяются в единое государство — Русь, ставшее одним из крупнейших в Европе. Взаимоотношения со славянским миром становятся одним из главных объектов внимания имперской политики.

Укрепление императорской власти завершилось при Македонской династии, основанной Василием I, по происхождению армянином, уроженцем Македонии. Василий был придворным, а с 866 г. соправителем императора Михаила III Пьяницы. В 867 г., организовав переворот и убийство Михаила, он захватил единоличную власть. Македонская династия – одна из самых продолжительных в истории Византии. С её правлением связан расцвет средневековой Византийской империи. Однако оно не раз прерывалось присвоениями реальной власти и императорского трона выходцами из других влиятельных родов. Республиканское наследие всё ещё напоминало о себе. Вплоть до конца XII в. сохранялось убеждение, что императорский престол достаётся «достойнейшему» независимо от происхождения.

Тем не менее, Византия уже являлась несомненной монархией. Император, именовавшийся теперь официально автократором (самодержцем) и василевсом, был единоличным главой государства. Единственным ограничителем его власти осталась Церковь, от лица Бога освящавшая и благословлявшая императорскую власть. Попытки Василия сломить неуступчивого Фотия и полностью подчинить Церковь себе успехом не увенчались, а только закрепили принцип симфонии. Именно этот принцип обеспечивал стабильность политического строя и доверие к нему основной массы народа.

Должности и титулы времён принципата сохранились, но как чисто придворные. Главнокомандующий, второе лицо после автократора, носил титул кесаря. В Константинополе в качестве высшего совещательного органа по-прежнему заседал сенат (синклит). Император жаловал титулы патрикиев, консулов (ипатов) и т.д.

К IX – X вв. относятся довольно глубокие изменения в общественном строе. Они были связаны с упорядочением системы управления, с включением в византийское общество покорённых «варварских» племён. С одной стороны, практически все принявшие христианство «варвары» автоматически становились ромеями, «римлянами», равноправными гражданами империи. С другой стороны, их общественный строй и обычаи не могли не оказать влияние на социальный уклад державы.

Основным производителем материальных благ в Византии окончательно стал свободный крестьянин-общинник, одновременно солдат фемного ополчения – стратиот. Античное рабство ушло в прошлое. Христианин не мог быть рабом иноверца, – что резко сужало возможности работорговли, – а в идеале и христианина. Рабы в Империи работали почти исключительно по дому, иногда в ремесленных мастерских. Сельское же хозяйство обеспечивалось общинами стратиотов. Стратиот должен был иметь достаток, позволяющий выкормить коня и запастись оружием.

Власть над фемами находилась в руках местной чиновной знати, хотя наместников (стратигов) часто перемещали из фемы в фему. Постепенно, однако, наиболее влиятельные в фемах сановные и военные роды начинают приобретать обширные земли и закреплять за собой управление ими. Высшие слой чиновной и военной знати получил название динатов (могущественных). К концу Х в. эта новая аристократия уже оформилась в замкнутое сословие, обладавшее огромными богатствами, влиянием при дворе и военной силой. Динаты не раз бросали вызов монархам уже Македонской династии. Внутри динатов, однако, постепенно сложились две противостоящие группировки. Столичным придворным и чиновникам, которых обычно поддерживало духовенство, противостояли военачальники, опиравшиеся в первую очередь на постоянно сражавшиеся восточные армии.

Низший слой господствующего класса составляли в Х-XI вв. т.н. акриты – владельцы небольших укреплённых хозяйств и минимума зависимых людей, жившие по восточной границе Империи. На акритах лежала обязанность постоянной обороны рубежей от набегов арабов и других мусульманских соседей. Их подвиги легли в основу византийского народного эпоса.

Появление сословия акритов в Х в. было первым признаком разложения стратиотской общины. С конца Х в. большая часть стратиотов разоряется и попадает в зависимость от динатов, вливаясь зачастую в их личные армии. Фемное войско выступает в полосу кризиса и постепенно заменяется наёмным. К XII в. наёмные и сословные части уже становятся основными в византийской армии, а село теперь интересует правительство прежде всего с точки зрения налогообложения.

В жизни Византии большую роль играли города. Константинополь являлся в полном смысле слова «столицей мира», крупнейшим городом тогдашней Европы и перекрёстком торговых путей. Процветали и другие города Византии, являвшиеся важнейшими экономическими и культурными центрами. Бурно развивались ремесло и торговля. Купцы и наиболее зажиточные ремесленники играли важную роль в городском самоуправлении, отчасти сохранившемся с античности. С другой стороны, значительная часть городских мастеров работала на заказ императорского двора и находилась от него в личной зависимости. Влиятельность городских слоёв была несопоставима с властью динатов и военно-административного аппарата в целом.

IX – X вв. – эпоха т.н. «Монашеского Возрождения» в византийской культуре. В это время расцветает церковное строительство и освободившаяся от преследований иконопись. Монастырские писатели обобщают античное и раннехристианское историческое, богословское, естественнонаучное наследие. Особенно известен «Миробиблион» Фотия, в котором он реферировал сотни известных ему античных и раннесредневековых книг. Создаются и оригинальные труды, особенно по истории и богословию, жития святых.

Эти тенденции, развивавшие античное наследие на новой христианской основе, получают развитие в XI – XII вв. («Византийское Возрождение»). В этот период Византия превращается в культурный центр Европы, откуда Запад получает сведения о древнегреческой и раннехристианской культуре. Высшего расцвета достигает Константинопольская высшая школа – крупнейшее учебное заведение Европы, ставшее образцом для университетов Запада. Наряду с церковной, развивается светская литература, философия и наука. Появляются учёные-энциклопедисты, вроде Михаила Псёлла – философа, богослова, историка, астронома, алхимика и политического деятеля.

После поражений, понесённых от арабов, болгар и франков, при Македонской династии происходит возвращение к активной внешней политике. Уже Василию I удалось добиться признания зависимости от Византии в Сербии и Хорватии. Значительные успехи были в IX-X вв. достигнуты на Востоке, где Империя переходит в решительное контрнаступление против арабов.

Важнейшим направлением византийской внешней политики являлось болгарское. Здесь тесно переплелись политические и религиозные интересы, поскольку при Фотии и его ближайших преемниках происходит расцвет византийского миссионерства. К Х в. в целом завершается обращение в христианство сербохорватских племен. Успеху византийской проповеди способствовало создание в 860-х гг. азбуки византийскими посланниками в славянской МоравииКириллом и Мефодием. В 867 г. христианство из Византии принимает Болгария. Это сопровождалось заключением мирного и союзного договора. Принятие христианства содействовало окончательному слиянию болгар и дунайских славян в единый народ. Болгарские ханы принимают славянский титул «князь».

Однако прочного мира с Византией не наступило. Князь Болгарии Симеон (893-927) вступил в конфликт с Византией и в 919 г. провозгласил себя «царем», т.е., в славянском понимании, императором. Симеон создал на Балканах огромную державу и пытался захватить Константинополь. Позднее мир восстановился вновь, но теперь уже Византия стремилась любыми способами подчинить себе Болгарию. В 968 г. при помощи русского князя Святослава ромеям удалось нанести Болгарскому царству смертельный удар. Однако Святослав не захотел покидать Балканы, и разгорелась ожесточённая Болгарская война (968-971). Император Иоанн Цимисхий (969-976) полководец не менее талантливый, чем прославленный русский князь-завоеватель, нанёс ему в конечном счёте поражение. Однако болгары тем временем смогли отчасти восстановить силы. Окончательно покорить Болгарию удалось только в 1018 г., когда ромеи завоевали запад страны. Император Василий II (976-1025) получил от приближённых лестное прозвище «Болгаробойца».

Свирепое подавление болгарских восстаний, унижение славянского духовенства спровоцировали подъём еретического движения в Болгарии. Богомильство стало наиболее опасной массовой ересью в византийской истории. Богомилы отвергали материальный мир, семью, собственность, государство и Церковь, предсказывали скорый конец света. Прообразом богомильства была секта тондракийцев, возникшая в VIII в. в Армении. На базе тондракийства возникла ересь павликиан, распространившаяся в Армении и Малой Азии. Название богомилов павликиане приняли в Европе – либо от самоопределения себя как «милых богу», либо по имени болгарского священника Богомила, обновившего их вероучение. Болгария и Сербия, где христианство не вполне еще утвердилось, стали главными территориями распространения ереси. Она преследовалась византийскими и местными славянскими властями с XI в. Вытесняемые в Западную Европу богомилы положили там начало катарской и некоторой другим схожим ересям.

Если южные славяне могли быть подчинены византийской власти, то с усиливающейся на северо-востоке Европы Русью отношения могли строиться только на равных. На рубеже VIII – IX вв. первый известный по имени русский князь Бравлин, совершив поход на византийские владения в Крыму, заключил мир с греками и принял христианство. Через Восточную Европу протянулся знаменитый путь «из Варяг в Греки», ставший магистралью не только торговых, но и культурных связей. В 839 и в 866 гг., после военных столкновений, заключались мирные договора между Русью и Византией. К 860 г. относится первый поход русов на Константинополь, продемонстрировавший ромеям возросшую силу северного народа.

Однако параллельно военно-дипломатическим перипетиям шло распространение на Руси христианства. В 866 г. патриарх Фотий учредил на Руси епархию. А в 874 г. христианство принял киевский князь, и епископия была заменена архиепископией. Захват Киева новгородским князем-язычником Олегом Вещим задержал распространение христианства. В начале Х в. Олег воевал с Византией и, по русским преданиям, в знак победы прибил щит на вратах «Царьграда» – Константинополя. Так или иначе, но в 907 г. заключается новое мирное соглашение, а в 911 – большой торговый и союзный договор, обеспечивший привилегиями русских купцов.

 В начале 940-х гг. между Русью и Византией вновь возник военный конфликт. В 941 г. киевский флот был уничтожен у берегов Империи т.н. «греческим огнём» – горючей смесью, самым страшным оружием средневековья. В 944 г. был заключён новый мирный договор. В Киеве, в том числе в княжеской дружине, оставались многочисленные христиане, а в 957 г., во время визита в Константинополь, приняла христианство княгиня Ольга. Затем, однако, последовал новый период враждебности, связанный с Болгарской войной. С именем великого князя киевского Владимира связано окончательное утверждение христианства на Руси. В 988-989 гг. Владимир, заключив мир с Византией и женившись на греческой царевне Анне, принял крещение, после чего крестил свои земли.

Тем не менее, и эти события не вполне положили конец русско-византийским конфликтам. Последний неудачный поход русов на Константинополь относится к 1043 г., а последняя война между Русью и Византией – к 1116. Конфликты возникали из-за нарушения прав русских купцов и монахов, обладания важными торговыми пунктами в Керченском проливе, низовьях Днепра и дельте Дуная.

Тем не менее, связи с Византией имели огромное значение для Древней Руси. Из «Греков» пришли книжность, иконопись, церковная монументальная архитектура. Принятие христианства из Византии включило Русь на равных в семью европейских христианских народов, расширило её дипломатические связи и возможности. Первые международные договора Руси заключались именно с Византией. Русская Церковь возникла как составная часть, подчиненная митрополия Константинопольской патриархии. Подчинение Русской Церкви Константинополю имело свои положительные последствия. Церковь, на протяжении некоторого времени и возглавлявшаяся греками, оставалась над начавшимися княжескими распрями, смогла исполнять функцию высшего морального авторитета и арбитра. С другой стороны, очень быстро формировались кадры местного, русского духовенства. Духовенство посредничало в разрешении междоусобий времён раздробленности, выступало в качестве консолидирующей силы в жизни страны.

Отношения с латинским Западом у византийских императоров Македонской эпохи складывались неровно. Налаживанию постоянных союзных отношений мешали и территориальные споры, особенно в Южной Италии, и религиозные разногласия. При этом одно переплеталось с другим – епархии Южной Италии подчинялись то Константинополю, то Риму. Догматические же изменения, внесенные западными христианами, делали раскол неизбежным. В 1054 г., во время очередного спора из-за церковной подчиненности Южной Италии, различия в догматах обнаружились и привели к обострению конфликта. Папский легат во время богослужения в соборе святой Софии объявил анафему патриарху Михаилу Кирулларию «со всеми еретиками». В ответ Кирулларий предал анафеме легата, папу и всех заблуждающихся «латинян». 1054 г. считается годом окончательного раскола (схизмы) между Западом и Востоком.

Наивысшего расцвета Византия времён Македонской династии достигла именно в эти годы, при императоре Константине IX Мономахе (1042-1055). Он успешно воевал и на востоке, и на западе, как с мусульманами, так и с христианами. Вдобавок к южноитальянским владениям Константин на время покорил часть Сицилии. На востоке он удерживал побережье Сирии и подчинил Армению. С Русью после короткой войны был заключён мир и союз. Дочь Константина стала женой Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Её сын Владимир унаследовал дедовскую фамилию Мономах.

Однако этому подъёму Византии вскоре настал конец. В 1056 г. со смертью императрицы Феодоры пресеклась Македонская династия. Последовали гражданские войны и перевороты, которыми не преминули воспользоваться внешние враги. В 1071 г. вторгшиеся с востока кочевники сельджуки обрушились на восточные рубежи Империи. В битве при Маназкерте имперская армия была разбита, а император Роман Диоген попал в плен. Сказались как личная неопытность государя, так и распри между ромейской и покорённой армянской знатью.

Последствия сельджукского нашествия оказались катастрофичны. Малая Азия, Сирия и Армения были потеряны почти целиком. Империя лишилась огромных сельскохозяйственных угодий, источников сырья и драгоценных металлов, важнейших городских центров, сотен тысяч подданных. В довершение несчастий, на западные рубежи напали норманны, захватившие Южную Италию и Сицилию. А с севера вторглись отброшенные к тому времени от русских границ печенеги. Между динатами к тому же разгорелась гражданская война за императорский престол.

Стабилизировать ситуацию удалось только Алексею Комнину (1081-1118). Первым представителем знатного рода Комнинов на престоле являлся Исаак I (1057-1059). Одарённый полководец Алексей Комнин взошёл на престол в 1081 г., победив в гражданской войне. С этого началось непрерывное правление Комнинов, продлившееся более 100 лет. С Комнинами связан последний взлёт могущества Византии как державы европейского значения. Алексей подавил мятежи знати, на севере окончательно разгромил печенегов и отражал набеги половцев, на западе остановил продвижение норманнов. Последним так и не удалось закрепиться на Балканах. Остановил он и сельджуков – однако вытеснить их из Малой Азии не мог. Это побудило его обратиться за помощью к Западу. Обращение Алексея стало одним из официальных поводов к началу крестоносного движения, серьёзно повлиявшего на судьбы Византии.

Источники

Анна Комнина. Алексиада. СПб., 2010.

Византийская любовная проза. М., 1995.

Византийские легенды. М., 1994.

Византийский сатирический диалог. Л., 1986.

Дигенис Акрит. М., 1994.

Житие Андрея Юродивого. СПб., 2002.

Кекавмен. Советы и рассказы. СПб., 2003.

Константин Багрянородный. Об управлении Империей. М., 1989.

Лев Диакон. История. М., 1988.

Михаил Псёлл. Хронография. Краткая история. СПб., 2003.

Никифор Вриенний. Исторические записки. М., 1997.

Повесть о прощении императора Феофила. Торжество Православия. М., 2004.

Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. СПб., 2009.

Литература

Васильев А.А. История Византийской империи. Т. 1. СПб., 1998.

История Европы. Т. 2. М., 1992.

Каждан А.П. Два дня из жизни Константинополя. СПб., 2000.

Лебедев А.П. Очерки внутренней истории византийско-восточной Церкви. СПб., 2003.

Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. СПб., 2001.

Тальберг Н.Д. История христианской Церкви. М., 2008.

 

Тема 13. Западная Европа в IX – XI вв.

Завоевания Карла Великого положили конец «тёмным векам» Западной Европы. К моменту смерти императора (814 г.) почти весь христианский Запад был объединён под его властью. Немалую роль в этом сыграл тесный союз Каролингов с римским папством. Ещё в 756 г. король Пипин защитил папство от агрессии лангобардов и создал церковное государство – Папскую область, охватившую большую часть Средней Италии. Это событие стало прелюдией к коронации Карла императором в 800 г. Сперва Карл выступал как «защитник Церкви», но после коронации поставил пап под свой полный контроль. Мечта об идеальной христианской монархии вкупе с идеей защиты христианского мира от язычников и мусульман были положены Карлом в основу имперской идеологии Запада. Официальным названием державы Карла ещё до коронации являлось «Христианская Империя». Социальные и политические преобразования Карла заложили основу для развития европейского феодализма. Экономические меры стабилизировали денежную систему. Карл поощрял обогащение и рост городов, основывал новые.

С именем Карла связано т.н. «Каролингское возрождение». Возрождение науки, искусств, латинской литературы являлось важной частью программы «Обновления Римской империи». При Карле возобновляется монументальное строительство (Ахенский собор начала IX в.). Ко двору выписывались учёные монахи с Британских островов, где традиции латинской книжности сохранились лучше. Среди выходцев из Британии был знаменитый поэт, богослов и переписчик Алкуин. Трудились при дворе Карла и образованные франки – как его биограф Эйнхард. Сам Карл – редкий случай среди вчерашних «варваров» – научился читать.

Сыну Карла, Людовику Благочестивому (814 – 840), досталась в наследство огромная империя, самое большое государство Европы. Держава эта включала в себя земли современных Франции, Бельгии, Нидерландов, запад Германии, большую часть Италии. Правители других христианских государств – британские, ирландские, испанские короли, – признавали первенство франкского властелина. Людовик успешно противостоял внешним врагам – арабов теснили из Северной Испании, скандинавы-норманны и западные славяне лишь изредка решались беспокоить франкские границы. Но Людовик не сумел сохранить внутреннее единство страны. Ссоры с сыновьями расшатали престол. А в 843 г., уже после кончины отца, по Верденскому договору сыновья поделили между собой империю. Договор остановил разразившуюся уже войну между самими наследниками.

Центральные области с древней столицей Ахеном, с Римом и императорским титулом остались за старшим, Лотарем (840 – 855). Людовик Немецкий получил под свою руку германские племенные герцогства на востоке. Младший, Карл Лысый, – западные земли, все чаще именовавшиеся уже не Галлией, а Францией. Так вместо единого Франкского государства возникло три королевства. Каждое из них, по сути, развивалось почти самостоятельно.

Впрочем, еще сохранялся императорский титул, и некоторым Каролингам – то из одной, то из другой линии, – удавалось временами воссоединить империю под своей властью. Но распри между королями вспыхивали то и дело. Сын Лотаря, император Людовик II (855-875), смог удержать видимость власти, но не отстоять собственное наследство. В 870 г. Карл Лысый и Людовик Немецкий поделили между собой северную часть удела Лотаря – Лотарингию. Потомкам Лотаря оставались Италия и Прованс.

После смерти императора Карла III (881-888) Франкская империя развалилась окончательно. Весьма некстати – поскольку на франков обрушились внешние враги. С новыми силами наступали с юга арабы. С севера же явился новый «бич Божий», как говорили тогда – скандинавские пираты- викинги. Разрозненным королевствам с трудом удавалось отбиваться от их натиска. Многим тогда казалось, что наступает конец света.

К началу Х в. южные ветви Каролингов измельчали и пресеклись, а северные сородичи потеряли и к Риму, и к Империи интерес. За императорский титул, ничего уже не означавший, боролись теперь дальние свойственники южных Каролингов – короли Италии и Бургундии (на юго-западе Галлии). Но на севере тем временем из осколков распавшейся Империи выросли сильные королевства – Франция и Германия. Впрочем, их созревание стало закатом для Каролингов. Местная знать воспринимала их повсюду как чужаков, как препону для своей самостоятельности. В 911 г. германские герцоги отняли власть у Каролингов, воспользовавшись пресечением немецкой их ветви. Они избрали короля из своей среды – франконского герцога Конрада (911-918). Его сменил саксонский герцог Генрих (919-936), основатель Саксонской династии королей Германии.

В пору распада Франкской империи вновь возросли самостоятельность и политический вес папства. Какое-то время оно оставалось важным стабилизирующим фактором. Но в конце IX – первой половине Х в. папство оказалось под мощным давлением со стороны усилившихся лангобардских (ломбардских) феодалов. Сам папский престол стал игрушкой в руках противоборствующих группировок ломбардской и римской знати. Престиж пап упал. В 961 г. по призыву папы король Германии Оттон I Великий (936-973) нанёс ломбардцам поражение. После этого он был коронован как император обновленной, Священной Римской Империи. В её состав вошли Германия и Италия, а позже Бургундия. Император избирался германской духовной и светской знатью (курфюрстами – «князьями-выборщиками») и утверждался папской коронацией. Оттону удалось пресечь внутренние распри, отразить вражеские вторжения и временно упрочить императорскую власть. Он и его наследники также уделяли немало внимания развитию культуры («Оттоновское возрождение»).

Однако сильнейшее из возникших на развалинах Империи королевств – Французское – Священной Римской империи поглотить не удалось. В 987 г. правлению Каролингов во Франции настал конец. Долгая борьба за власть с парижскими герцогами Робертинами закончилась поражением. Герцог Гуго Капет вступил на королевский престол Франции и стал основателем новой, уже только французской династии Капетингов. Попытки германских императоров подчинить себе Францию в 70-х-90-х гг. Х в. провалились. Именно в это время начался длительный спор из-за Лотарингии, задавший тон отношениям между двумя государствами на многие века.

В IX – XI вв. в Западной Европе окончательно складывается социальная структура феодализма. Сам термин «феодализм» изначально прилагался именно к западноевропейскому средневековому общественному строю. Потому западноевропейский (прежде всего, французский) феодализм часто именуют «классическим». Слово «феодализм» происходит от понятия «феод», обозначающего лен, земельное владение с зависимыми людьми, жалуемое за наследственную службу феодалу. Складывание феодализма на Западе проходило в несколько этапов. Начало ему положили «варварские» нашествия, когда романское в массе своей население Франции, Италии, Испании оказалось в зависимости от германской военно-дружинной знати. Военные, административные и социальные реформы Каролингов завершили складывание классического феодализма раннего средневековья.

В основе феодализма лежало чёткое сословное деление общества. По представлениям политической и богословской мысли Западной Европы IX – XIII вв., общество делится на три сословия. Высшим является духовенство, долг которого – заступничество за общество перед Богом. Вторым сословием является «воинское», феодальное, долг которого – защита других сословий и государства. Третье сословие составляют простые крестьяне и горожане, которые должны обеспечивать всех пропитанием. В известной степени эта идеальная схема взаимных обязательств соответствовала реальности, – что, конечно, вовсе не исключало конфликтов. Повинности каждого сословия соответствовали его теоретическим обязанностям. Духовенство освобождалось от повинностей в пользу государства. Феодалы должны были служить с оружием в руках за полученную землю. Третье сословие исполняло продуктовые или денежные повинности в пользу государства и землевладельца. В то же время, сословия не являлись кастами. Переход из одного в другое был возможен, а в некоторых случаях (в XI в. введено безбрачие католического духовенства) неизбежен. Некоторые группы, формально относившиеся к третьему сословию (королевская бюрократия, городское купечество), на практике занимали весьма высокое общественное положение.

Основную массу третьего сословия, однако, составляли зависимые крестьяне. В раннее средневековье господствующей формой феодальной зависимости являлся серваж. В Древнем Риме сервами называли рабов. Уже в Поздней Империи сервов часто сажали на землю, выделяя небольшие наделы. Ввиду «варварских» завоеваний и распространения христианства система классического рабства рухнула. В итоге, с одной стороны, сервы обрели личную свободу, с другой, – сервами «варварских» вождей, обязанными работать в их пользу, стали практически все селяне покорённых земель. В IX в. уравнение прав и обязанностей сервов и крестьян, независимо уже от происхождения последних, в большей части Франкской империи завершилось. Все крестьяне, живущие на земле феодала, превращались в его сервов. Они серьёзно ограничивались в личной свободе, подлежали господскому суду и прикреплялись к господской земле. Сервы либо платили феодалу оброк, либо отрабатывали барщину на его земле. В то же время они имели собственные земельные наделы и могли распоряжаться продуктами с них по своему усмотрению. Со временем под влиянием германской общины (марки) повсеместно развилось сельское самоуправление.

Серваж не являлся всеобщим западноевропейским явлением. Прочнее всего он утвердился в романских странах – Франции, Италии, Испании. В Германии он так и не прижился из-за крепости местных общинных устоев, не допустивших порабощения общин и полного захвата феодалами их земель. В Англию серваж проник только к концу XI в. после франко-нормандского завоевания страны и столкнулся с упорным сопротивлением. Однако и в Англии, и в Германии, и в других странах складывались свои формы крестьянской зависимости, пусть и с большей степенью личной свободы крестьян.

Основой отношений феодала с королём или иным вышестоящим феодалом (сюзереном, сеньором) являлись вассалитет и иммунитет. С одной стороны, принимая лен, получая подтверждение прав при получении наследства или смене сюзерена, феодал приносил вассальную присягу (оммаж). Он обязывался нести военную службу своему сеньору, а часто также делиться доходами с полученной земли. С другой стороны, на условии принесения оммажа феодал получал в своих владениях полный иммунитет. Он вершил суд надо всеми своими подданными, сам и преимущественно в свою пользу собирал налоги, организовывал всю систему управления. Наконец, он мог жаловать лены собственным вассалам.

Порождением многоступенчатой ленной системы явилась т.н. «феодальная лестница». В основе её лежал принцип, согласно которому оммаж приносится только своему непосредственному сеньору, но не его сеньору («вассал моего вассала – не мой вассал»). На вершине феодальной лестницы стояли монархи западноевропейского мира – император и короли. Номинально император считался сюзереном всего Запада, но на практике никто из независимых королей (кроме чешского) не приносил ему оммаж. Следующую ступень феодальной лестницы занимали крупнейшие феодалы – герцоги, графы, маркграфы (маркизы). Это были прямые преемники германской и отчасти древнеримской аристократии. Их вассалами, как правило, являлись бароны – ленники средней руки. Наконец, низшую ступень феодальной лестницы занимала нетитулованная знать, рыцари (кавалеры, шевалье – «всадники»). Их ряды периодически пополнялись выходцами из третьего сословия. Собственно, изначально это и были просто конные воины на службе у феодалов, не обладавшие собственными землями.

Иммунитет и «феодальная лестница» автоматически вели при ослаблении центральной королевской власти к феодальной раздробленности. В условиях развала империи Каролингов Франция, Германия и Италия фактически распались на отдельные феодальные владения. Каждое из крупных герцогств и графств являлось по сути независимым государством, в дела которого король не вмешивался. Король рассматривался, самое большее, как общий военный вождь и судебный арбитр. Он был «первым среди равных», но полновластным владыкой являлся только в собственных родовых владениях – домене. Домен отнюдь не охватывал большей части государства. Так, домен французских Капетингов ограничивался сравнительно небольшим древним Парижским герцогством (Иль-де-Франс). Домен германских королей из Саксонской династии сводился, как правило, к Саксонии, у сменившей их в 1024 г. Салической династии – к Франконии. Власть королей носила более символический характер и зависела от согласия со знатью.

Важное место в социально-политической структуре феодального общества занимала Римско-католическая церковь. В раннее средневековье Римская церковь оказалась важнейшей сплачивающей силой на раздробленном Западе, не раз вмешивалась в политические дела королей. Это способствовало формированию доктрины о примате (первенстве)церковной, духовной власти над светской.Духовенство в католицизме традиционно воспринималось как особое сословие, играющее роль посредника между Богом и людьми. Церковь, по учению католицизма, обладает коллективной благодатью, которая обеспечивается «запасом добрых дел», совершенных святыми. Этим избытком Церковь может делиться с верующими – в том числе через раздачу за религиозные заслуги индульгенций (грамоты с отпущением грехов).

Церковь вошла в систему феодального землевладения. Короли выделяли епархиям и монастырям обширные земли, в результате чего епископы и аббаты (настоятели монастырей) превратились в крупных феодалов. Папа Римский сам возглавлял феодальную монархию – Папскую область.

В XI в. были проведены преобразования, укрепившие моральный престиж пап, усилившие внутреннюю дисциплину и самостоятельность церкви. Реформы связаны с именем папы Григория VII (1073-1085). В частности, в 1075 г. было введено безбрачие (целибат) всего католического духовенства. Реформа преследовала цель положить конец злоупотреблениям – передаче церковных должностей по наследству, а также их продаже. Реформы Григория VII привели к увеличению роли католического монашества в жизни церкви. Монастыри и монашеские школы превратились в единственные центры подготовки кадров духовенства. Резко выросла роль монашеских орденов. Ордена – централизованные структуры во главе с главой (генералом), назначаемым папой с согласия ордена, с жесткой иерархией членов. Орден объединялся принятым в его рядах и утвержденным папой единым уставом монашеского общежития. Реформирована была и коллегия кардиналов, выбиравших папу. Она возникла в раннем средневековье и сперва включала светских и духовных аристократов города Рима и округи. Сложились целые кардинальские фамилии, оказывавшие большое влияние на политику пап. Теперь в коллегии остались лишь представители духовенства, и кардинальский сан стал вторым после папского в Римской церкви.

В ходе реформ Григория VII папство попыталось освободиться от опеки императоров, на деле осуществить принцип примата духовной власти. Это привело к серии острых конфликтов между императорами и папами. Между папским Римом и Священной Римской империей разгорелась борьба за инвеституру – право назначения епископов и аббатов. Григорий VII закрепил это право за папским престолом, против чего выступил император Генрих IV (1056-1106). Папа дважды отлучал Генриха от церкви. После первого раза император униженно просил прощения под стенами замка в Каноссе, – что в немалой степени подвигло его к новому конфликту. В 1083 г. германские войска захватили Рим, и император возвёл на папский престол своего ставленника


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: