Тема 14. Эпоха крестовых походов

В 1095 г. папа римский Урбан II призвал западных христиан «взять крест» и отправиться в вооружённое паломничество для освобождения Гроба Господнего в Иерусалиме из рук мусульман. Так началась эпоха крестовых походов – величайшего совместного предприятия католических государств средневековья. В крестовых походах неразрывно сплелись высокие и корыстные побуждения. С одной стороны, массовость и сила крестоносных армий в немалой степени проистекали из охватившего всю Европу религиозного подъёма. Этим объяснялся и высокий боевой дух крестоносцев. С другой стороны, те же самые массы населения стремились избавиться в богатых странах Востока от терзавшей перенаселявшуюся Европу нищеты. Феодалы искали новых земель. Духовенство хотело, с одной стороны, прекратить феодальные распри в самой Европе, с другой, – укрепить пошатнувшееся в борьбе за инвеституру положение папского Рима.

Первый крестовый поход начался в 1096 г. Предполагалось, что крестоносцы будут действовать в тесном союзе с Византией, однако их грабежи на ромейских землях настроили императора Алексея против них. Передовые отряды, состоявшие из плохо вооружённой бедноты и мелких рыцарей во главе с проповедником Петром Пустынником, были разбиты сельджуками. Но за ними следовали полки западноевропейских феодалов – из Германии, Франции, Южной Италии. Ими командовал германский герцог Готфрид Бульонский. Рыцари смели войска малоазийских турок и двинулись к Сирии. Одновременно византийские армии развернули собственные военные действия против сельджуков. В 1099 г. после долгой осады пал Иерусалим. Крестоносцы подвергли город страшному разгрому, а затем несколько дней молились и постились перед Гробом Господним.

В результате Первого крестового похода на Ближнем Востоке появились государства крестоносцев. Формально это было единое Иерусалимское королевство. Но фактически княжество Антиохийское, графства Триполи и Эдесса сохраняли полную независимость. Крестоносцы принесли с собой в Сирию и Палестину феодальную систему и «феодальную лестницу».

В среде крестоносцев возникли т. н. «духовно-рыцарские ордена». Их членами становились светские феодалы, принимавшие полностью или частично монашеские обеты и «бравшие крест» ради войны с врагами веры. Сперва в рыцарских орденах обязательным считался обет безбрачия. Позднее это правило было смягчено. Ордена возглавляют выборные магистры – обычно из числа самых родовитых членов. Древнейшие ордена, возникшие на рубеже XI-XII вв. – госпитальеры (рыцари госпиталя святого Иоанна в Иерусалиме) и тамплиеры (рыцари Храма Гроба Господня в Иерусалиме).

От первого крестового похода выиграли и восточные христианские народы. Алексею Комнину, вопреки изначальной договорённости, не удалось добиться вассальной присяги от латинских владетелей (кроме Антиохии). Но зато, используя успехи крестоносцев, ромеи освободили от турок значительную часть Малой Азии. На юго-востоке же Малой Азии возникло ещё одно христианское государство, независимое от Византии, но союзное крестоносцам, – Киликийское Армянское царство.

Военные поражения ускорили кризис Сельджукской империи, непрочной, как и другие кочевнические державы. Она стала стремительно распадаться на отдельные султанаты (Румский султанат в Малой Азии и др.). Правда, династии Сельджукидов пока удавалось удерживать гегемонию на Ближнем и Среднем Востоке.

Гораздо более серьёзный кризис охватил в те годы халифат Фатимидов. Ещё в 1094 г. из-за наследования власти халифа произошел новый раскол среди исмаилитов. В Халифате одержала победу партия мусталитов (от имени халифа Мустали), поддержанная гвардией мамлюков. Вождь партии низаритов (по имени старшего брата Мустали, Низара) и лидер ахдаса Хасан ас-Саббах со своими сторонниками бежал в Иран. Низариты обосновались в Иране, в горных областях к югу от Каспия, а также в Сирии. Возглавляли их «Горные Старцы» – потомки Хасана, которые уже в XII в. стали претендовать на Алидское происхождение и именоваться имамами. Крепость Аламут, резиденция «Старцев», считалась неприступной. Здесь происходило посвящение фидаев – членов гвардии ахдас. Им в состоянии наркотического опьянения демонстрировали дворец «Старца» со всеми его усладами, затем объясняя, что это райские кущи, уготованные Аллахом для мучеников за веру. Фидаи были беззаветно преданы своему вождю, уничтожая по его приказу любых «врагов веры». Жертвами их стали многие политические противники династии Хасана. «Орден» аламутских исмаилитов являлся могущественной тайной организацией, наводившей ужас на христианских и мусульманских правителей Ближнего Востока, собиравшей с них дань. Аламутских фидаев в Европе звали ассасинами (от арабского «хашшашин» – курители гашиша), и во многих языках Европы это слово обрело значение «убийца».

Несмотря на все внутренние распри, мусульманские правители понимали, что крестоносцы являются общей угрозой. Временами уже в первой половине XII в. мусульманам временами удавалось переходить в наступление. В 1144 г. сельджуки отбили Эдессу. В ответ был объявлен второй крестовый поход 1147-1149 гг. В него отправились уже монархи католического мира – император Конрад III и французский король Людовик VII. Им не удалось вернуть Эдессу, но они остановили дальнейший натиск мусульман.

Второй крестовый поход показал мусульманам эффективность слаженных действий. В 1163 г. под предлогом совместной борьбы против крестоносцев сельджуки оккупировали Фатимидский халифат в Египте. Террор против суннитов и других иноверцев был окончательно прекращен, исмаилиты начали покидать Египет. В 1171 г. сельджукский военачальник Салах-ад-дин (Саладин) после смерти халифа Адида провозгласил себя маликом (царем) Египта.

Держава Саладина быстро заняли место дряхлеющей и распадающейся империи Сельджукидов на Ближнем Востоке. Саладин, уничтоживший конкурирующий шиитский халифат, заручился поддержкой багдадского халифа. С его благословения он объединил под своим главенством владетелей Аравии, Сирии и Палестины, а крестоносцам объявил «священную войну». В 1187 г. войска Саладина взяли Иерусалим и изгнали оттуда всех «франков». В Европе был объявлен Третий крестовый поход.

К моменту его начала изменилась политическая ситуация и в Византии. Беспрецедентно тесные контакты с Западом вызвали после короткого подъёма серьёзный кризис в Империи. Завершился переход к наёмной армии, и знатные вожди западных наёмников играли всё большую роль при дворе. В то же время фемные ополчения превратились в частные армии динатов. В Константинополе и крупных городах Эгеиды сложилось засилье итальянских купцов из Венеции и Генуи, что вызывало недовольство горожан. Стремление двора подражать западноевропейской феодальной культуре имело и социальные последствия – отрыв от массы населения, рост амбиций знати.

В 1185 г. в результате поддержанного массами дворцового переворота был свергнут и убит деспотичный император Андроник I. К власти пришла новая династия Ангелов, которой не удалось, однако, добиться признания во всей стране. Началась затяжная гражданская война. Отложились Болгария, Кипр, многие области Малой Азии. На этом фоне отношения Византии с «латинянами», испорченные уже при Андронике, перешли в фазу военного противостояния. В том же 1185 г. южноитальянские норманны захватили и жестоко разорили Фессалоники.

Третий крестовый поход (1189-1192 гг.) явился во многих отношениях поворотным пунктом крестоносного движения. В поход выступили император Фридрих Барбаросса, короли Франции Филипп Август и Англии Ричард Львиное Сердце. Однако Фридрих утонул по дороге при переправе через одну из малоазийских рек. Филипп же и Ричард боролись едва ли не больше друг против друга, чем против мусульман. В итоге поход закончился поражением европейского воинства. Столица Иерусалимского королевства была перенесена в Акру. Впрочем, Ричард по дороге в Палестину захватил остров Кипр. Вопреки данному Византии обещанию, возвращать остров ромеям король не стал. Здесь возникло ещё одно крестоносное государство – Кипрское королевство.

Четвертый крестовый поход (1202-1204 гг.) вновь был нацелен на освобождение Иерусалима. Ситуация, казалось, благоприятствовала. Саладин умер в 1193 г., и его наследники из династии Айюбидов разделили огромную державу. Немало их сил было отвлечено к тому же на войну в Закавказье, где под влиянием крестовых походов развернули освободительную борьбу грузинские цари из рода Багратиони.

В Четвёртый крестовый поход выступили многие французские и итальянские феодалы. Но венецианцы, поддержавшие поход материально, путём хитрой интриги направили крестоносцев против православной Византии – сильного конкурента Венеции в торговле. В 1204 г. после многомесячной осады рыцари взяли и разграбили Константинополь. На Балканах они основали собственную Латинскую империю со столицей в захваченном городе. По сути, это означало крах идеологии крестоносного движения.

Основным итогом Четвёртого крестового похода стал распад Византийской империи. Не все ромеи смирились с поражением. В Малой Азии возникли Никейская и Трапезундская империи во главе с местными динатами, на Балканах – Эпирский деспотат (затем Фессалоникская империя). С другой стороны, падение Константинополя окончательно освободило Болгарию. Возникло Второе Болгарское царс тво во главе с династией Асеней. Его первый царь Калоян в 1205 г. нанёс сокрушительное поражение крестоносным войскам при Адрианополе.

Несмотря на скандальный исход Четвёртого похода и последующий упадок крестоносных настроений, крестовые походы ещё объявлялись. Захваченные у ромеев земли Греции, Эгеиды и Кипра служили надёжными тыловыми базами для сражавшихся в Святой земле.

Пятый крестовый поход предпринял в 1217-1221 гг. венгерский король Эндре II. Он попытался занять важный египетский порт Дамиетту в дельте Нила, но в итоге вынужден был покинуть её. Последним успешным крестовым походом был Шестой (1228-1229 гг.). Его возглавил император Фридрих II. Прибыв в Палестину и устрашив египетских султанов, он миром добился у них возврата Иерусалима.

В XIII в. исламский, а затем и христианский мир потрясло новое кочевое нашествие – монголов. К этому времени на развалинах державы турков-сельджуков существовал ряд независимых государств. Одним из них был халифат Аббасидов в Ираке, правитель которого считался духовным лидером большинства суннитов, жаловал султанские титулы. Сильнейшим государством Среднего Востока, получившим султанат от халифа, стала держава Хорезмшахов, опиравшаяся на туркменские племена.

В 1219-1224 гг. государство Хорезмшахов было уничтожена внезапно обрушившимися с востока монголами Чингис-хана. В состав строящейся Монгольской империи вошли Средняя Азия и Восточный Иран. В 1221-1223 гг. монголы к тому же разорили Кавказ, разгромили кочевавших в южнорусских степях половцев, а в битве на реке Калке – русских князей. В 1236 г. внук Чингиса, Бату-хан, захватил Волжскую Болгарию. В результате двух опустошительных нашествий на Русь в 1237-1242 гг. большая часть русских княжеств попала под монгольское иго. Затем завоеватели широким фронтом вторглись в Польшу и Венгрию. Но понесенные ими потери не позволили осуществить завоевание этих государств, несмотря на одержанные победы над большинством местных правителей. Польский король погиб, венгерский потерял всю свою армию. Тем не менее, Бату принял решение поворачивать в Степь, по пути опустошив также север Болгарии. Наряду с ослаблением распылившегося войска, его беспокоило также начавшееся соперничество союзных ханов-военачальников из-за первенства и богатой добычи. В 1242 г. «Батыево нашествие» завершилось. Но противостояние с монголами надолго стало уделом независимых правителей Восточной Европы.

С другой стороны, разорение монголами стран ислама вселило в некоторых западных политиков надежды на разгром Эйюбидов. Призывы к объединению перед лицом общей угрозы не были услышаны с обеих сторон. В 1244 г. Эйюбиды вновь захватили Иерусалим, а в Европе был объявлен Седьмой крестовый поход. Возглавил эту кампанию 1248-1254 гг. король Франции Людовик IX Святой. Он потерпел сокрушительное поражение в борьбе за Дамиетту, попал в плен, после многих мытарств был выкуплен, небезуспешно возобновил войну в Палестине – и вернулся восвояси.

Вторжение крестоносцев спровоцировало государственный переворот в Египте. В 1250 г. мамлюкская гвардия половецкого и черкесского происхождения свергла династию Айюбидов и провозгласила султана из своей среды. Вчерашние вооружённые рабы превратились в высшую касту египетского общества, регулярно пополнявшуюся новыми закупками в Причерноморье. Так началась история мамлюкского Египта, ставшего вскоре сильнейшим из мусульманских государств.

Между тем, натиск монголов не ослабевал. В 1252-1256 гг. хан Хулагу, ещё один внук Чингиса, вторгся в Иран и методично уничтожил опорные пункты исмаилитов. Хан измором взял Аламут и в 1257 г. коварно убил сдавшегося несовершеннолетнего имама. В 1258 г. Хулагу разгромил халифскую армию и после долгой осады взял Багдад. Город подвергся ужасающему разграблению «язычниками». Мечети были осквернены, халиф убит. Гибель Багдадского халифата потрясла весь мусульманский мир.

Впрочем, через некоторое время в Египте объявился родственник почти истребленной династии. Султан Бейбарс (1260-1277) пожаловал ему святые места – Мекку и Медину – и позволил под своим покровительством принять халифский титул. Хулагу, между тем, окончательно покорил Закавказье, принудил платить дань турок в Малой Азии и киликийских армян. Мамлюкские султаны Египта объявили «священную войну» против монголов и смогли, наконец, остановить их продвижение. В 1261 г. в Сирии Бейбарс нанёс монголам первое в истории серьёзное поражение. С этого начался взлёт могущества мамлюкского Египта.

На этом фоне происходит окончательный упадок крестоносного движения. В 1261 г. войска никейского императора почти бескровно отбили у латинян Константинополь и уничтожили Латинскую империю. В 1270 г. Людовик Святой выступил в Восьмой крестовый поход, направленный, в отличие от всех предыдущих, в Тунис. Крестоносцев поразила страшная эпидемия, король и множество его воинов умерли. После этого крестовые походы уже не предпринимались. Дни крестоносных государств были сочтены.

Египтяне постепенно теснили крестоносцев и других противников, объединяя земли Сирии и Палестины под своей властью. Так, в 1260-1261 гг., отразив монгольское нашествие, Бейбарс заодно покончил и с последними владениями Айюбидов в Сирии. В 1273 г. египетскими войсками была взята последняя крепость сирийских исмаилитов. «Орден» ахдас был уничтожен. Что до крестоносцев, то они в 1268 г. лишились Антиохии, в 1289 – Триполи. Наконец, в 1291 г. пала Акра. Иерусалимскому королевству настал конец.

Гораздо больший успех сопутствовал крестоносцам на западном театре военных действий, в Испании. Для этой страны эпоха крестовых походов – пик Реконкисты. Уже в 1096 г. на востоке Испании арагонские и французские крестоносцы освободили Сарагосу. Французские феодалы, очистив от мавров при помощи кастильцев и местных жителей часть атлантического побережья, создали здесь новое государство – Португалию. Успехи христиан привели к развалу державы Альморавидов. Уже в 1120-1146 гг. они пали в борьбе с движением тех же берберских кочевников, которые привели их к власти. Их сменили Альмохады, правившие с титулом халифов до 1269 г. Падению Альмохадов, однако, тоже способствовали неудачи в войне с Реконкистой. В 1212 г. в битве при Лас-Навас-де-Толоса войска Кастилии, Арагона и заграничных крестоносцев наголову разбили мавров. Это вызвало панику и смуту в испанских эмиратах, которые один за другим рушились под ударами христиан. К концу XIII в. под контролем мавров остался только Гранадский эмират на крайнем юге страны.

Крестовые походы непосредственно влияли на политическую историю стран Ближнего и Среднего Востока, Византии и Испании. Однако их значение и для западного, латинского мира было огромным. Восточные походы привели к глубоким социально-политическим изменениям. Резко возросли политическая роль и авторитет Римской церкви. Монархи, возглавляя масштабные военные мероприятия, укрепляли свою власть. В высших слоях общества укреплялось мнение о гибельности внутренних междоусобиц, необходимости централизованной власти. Обогатились города, что вело к расширению их независимости и укреплению позиций городской верхушки.

В XI-XIII вв. повсеместно разворачивается борьба крепнущих городских общин против феодальных сеньоров. Эта борьба напрямую вдохновлялась античными примерами, знакомыми образованной городской элите. С другой стороны, были у неё и вполне приземлённые причины – прежде всего, нежелание делиться с сеньором городскими доходами. Эти устремления сплачивали различные слои горожан, а также городское духовенство (если в качестве свергаемого сеньора не выступал епископ, что тоже бывало). В зависимости от обстоятельств, горожане в своих действиях апеллировали либо к духовной, либо к монаршей власти.

«Первая коммунальная революция», прокатившаяся по большей части Европы в XII в., привела к образованию вольных городских общин – коммун, независимых от власти сеньоров. Особенно широкой независимости добились итальянские коммуны и чуть позже немецкие «вольные города». Во Франции, в Испании, в Англии коммуны прибегали к помощи королей, и здесь скорее произошла смена сеньора в обмен на признание вольностей. В возникавших городах-государствах дело не ограничилось изгнанием сеньоров. Во многих итальянских городах пострадали также мелкие городские рыцари (нобили), прежде десятками проживавшие в общинах. Сама принадлежность к нобилитету была объявлена преступлением. «Причислить к нобилям» – означало теперь изгнать из города.

Наиболее крупными городами-государствами стали именно итальянские – Венеция, Генуя, Флоренция, Пиза. Их устройство во многом было типичным для средневекового города. Городские коммуны представляли собой плотную сеть замкнутых корпораций (торговых гильдий, ремесленных цехов), охватывавших большую часть полноправных граждан. Права гражданства принадлежали только имущим горожанам. Массы неимущих (пролетарии) жили либо наёмным трудом, всё более востребованным в лавках и мастерских, либо попрошайничеством и преступлениями. Пригородные крестьяне находились в феодальной зависимости от коммуны. Однако и внутри самих общин имелось жёсткое сословное деление в зависимости от достатка. Фактическая власть принадлежала богатейшим купцам и цеховой старшине – т.н. «жирному народу». Малоимущий «тощий народ» долгое время вовсе не допускался к управлению.

Политическое устройство в городах было различным. Народные собрания имели вес только в пору «коммунальных революций». Постепенно власть переходит к постоянным выборным органам, лучше отражавшим интересы «жирных». Высшие должностные лица могли избираться пожизненно и даже из одного рода – как дожи в Венеции и Генуе. Но, например, во Флоренции они менялись ежегодно. В ряде итальянских и далматинских городов существовала должность подеста, наделённого диктаторскими полномочиями, но периодически переизбираемого. Большую роль в жизни большинства городских общин продолжало играть духовенство.

Усиление позиций папства, его всё более активное вмешательств в политическую жизнь не могли не вызывать раздражения императоров. С Другой стороны, папы пользовались поддержкой большинства итальянских городских общин, пытавшихся освободиться от имперского владычества. В XII в. и Германия, и Италия раскололась на две враждующие между собой партии – императорскую (гибеллины) и папскую (гвельфы). Гвельфы в Германии отражали интересы крупных феодалов, опасавшихся централизаторских устремлений династии Штауфенов. В Италии же это была городская партия, стремившаяся к созданию независимых городских республик. Устремления обеих партий были противоречивы. Гибеллины добивались создания единой мощной монархии – но это неизбежно вело к порабощению Германией итальянских городов и контролю светской власти над религией. Гвельфы противостояли и тому, и другому, – тем самым закрепляя феодальную раздробленность.

В противоборстве императоров и пап победу в итоге одержали последние. В 1176 г. Фридрих Барбаросса (1152-1190) был разбит итальянскими городами в битве при Леньяно. Его внук Фридрих II (1212-1250) на первых порах поддерживал пап и при их помощи присоединил к Империи Королевства Обеих Сицилий. При папе Иннокентии III (1198-1216) папство достигло наивысшего политического могущества, диктуя свою волю королям. К этому времени уже все западноевропейские церкви подчинялись папам. Благодаря Четвёртому крестовому походу удалось посадить латинского патриарха и в Константинополе.

Но попытка заменить всё ещё неугодную династию в Германии привела к конфликту с Фридрихом, вовсе не желавшим уступать престол сопернику. До конца своих дней Фридрих небезуспешно боролся с папами, но после его смерти при помощи французских королей папам удалось покончить со Штауфенами. В 1268 г. последний их оплот – Сицилия – был захвачен французами, а последний представитель династии казнён. Впрочем, французской Анжуйской династии (ветви Капетингов) удалось утвердиться лишь в южноитальянском Неаполитанском королевстве. Сицилией же в 1282 г. завладели арагонцы. Священная Римская империя после падения Штауфенов погрузилась в период внутренних смут, закрепивших феодальную раздробленности в Германии и Италии на века.

Совершенно в ином направлении развивалась политическая история Франции и Англии. Для них XI – XIII вв. – время начало централизации. Нормандское завоевание Англии привело к прямо противоположным последствиям для этих государств. В Англии франко-нормандские бароны вытеснили прежнюю англосаксонскую знать с её крупными вотчинами. К тому же отныне все феодалы объявлялись вассалами лично короля, а правители крупных графств постепенно превращались в королевских чиновников. Таким образом, уже Вильгельм Завоеватель заложил основы централизации страны. Во Франции же в результате провозглашения вассала – нормандского герцога – королём соседнего крупного государства престиж местной королевской власти упал ещё больше. С восшествием на английский престол анжуйского графа Генриха Плантагенета (1154-1189) английский король оказался вообще крупнейшим феодалом Франции. В англо-нормандских руках оказались весь запад и юго-запад страны.

Очевидная угроза независимости королевства, однако, мобилизовала силы парижских Капетингов. Они использовали крестовые походы для сплочения верных им феодалов северо-востока Франции под своей властью. Открытые войны между Капетингами и Плантагенетами шли уже на рубеже XI/XII вв. Королю Филиппу II Августу (1180-1223) удалось достигнуть решающего перелома в свою пользу. Используя крестоносный авантюризм английского короля Ричарда Львиное Сердце и усобицу за английский престол, Филипп отнял у Плантагенетов Нормандию и Анжу. При Людовике IX Святом (1226-1270) английский король вынужден был признать потерю большей части французских владений. За оставшиеся сравнительно небольшие феоды он принёс Людовику оммаж. На этом ситуация временно стабилизировалась, причём французский королевский домен существенно расширился. Теперь король реально превосходил силой своих вассалов.

Противоборство Англии и Франции, падение престижа Священной Римской империи стали составными частями начавшейся к концу эпохи крестовых походов открытой борьбы за гегемонию в Европе. Идеальная система межхристианских отношений, о которой мечтали и римские папы, и германские императоры, так и не сложилась.

Крестовые походы направлялись в XII-XIII вв. не только против мусульман. Уже в первой половине XII в. германские владетели использовали крестоносное движение для осуществления давних планов «натиска на Восток», завоевания славянских и прибалтийских земель. В качестве первой цели было избрано самое слабое звено славянского мира – разрозненные полабские племена. Упорное нежелание принимать христианство поставило их в полную изоляцию в Европе и к тому же законсервировало родоплеменной строй. Оно же дало повод Священной Римской империи объявить крестовый поход под флагом обращения и усмирения язычников. В 1147 г. германские феодалы вторглись в славянские земли. Успех этого первого похода был сравнительно скромен, однако он проложил дорогу последующим. К концу XII в. земли полабских славян (ныне Восточная Германия) были включены в состав Священной Римской империи. Местные князья в основном приняли католицизм и постепенно онемечились, как и большая часть их подданных.

Это, однако, не положило конец крестоносной агрессии в Прибалтике. По удовлетворении аппетитов крупных немецких сеньоров и Империи в неё включились рыцари немецких крестоносных орденов. На рубеже XII/XIII вв. немцы стали проникать в Восточную Прибалтику. В 1201 г. ими была основана Рига, ставшая столицей независимого католического церковного государства во главе с архиепископом. Для защиты архиепископства и принудительного обращения в католицизм местных балтских и финских племен были призваны рыцари из Ордена меченосцев. В 1226 г. южнее, в Пруссии начал военные действия крупнейший немецкий рыцарский орден – Тевтонский.

Очень скоро от войн с язычниками немецкие рыцари перешли к агрессии против Руси. Поработив Латвию и Эстонию, разделив племенные земли на феодальные владения, рыцари-меченосцы обратили свой взор к Пскову и Полоцку. В 1237 г., после тяжелого поражения, понесенного от литовцев, меченосцы восстановили силы за счет объединения с Тевтонским орденом, только что завоевавшим земли Пруссии. После этого главной целью захватчиков стали русские земли. В 1242 г. они, однако, были разгромлены Александром Невским на льду Чудского озера. Бывшие меченосцы (отныне Ливонский орден в составе Тевтонского) вынуждены были удовлетвориться достигнутым. Отстояла свою независимость от них и Литва.

Наряду с немцами в крестовых походах в прибалтийские земли участвовали также скандинавы. Датчане активно действовали в Полабье и в Эстонии. С XII в. шведы совершили несколько крестовых походов в Финляндию, стремясь под флагом принудительного распространения католицизма подчинить этот край шведской короне. В 30-х гг. XIII в. Финляндия была в основном покорена. Шведы стали угрожать карельским землям, находящимся в зависимости от Новгорода. В 1240 г. Александр, именно тогда получивший прозвание Невского, разгромил шведских захватчиков на реке Неве.

В сложном положении оказались в эти годы Польша и Венгрия. Эти страны, находящиеся на пике удельной раздробленности, в XIII в. оказались на переднем рубеже борьбы с монгольской угрозой. Но при этом им, особенно Польше, приходилось противостоять и немецкому «натиску на Восток», постоянно отстаивая независимость от единоверцев-католиков. Уже в конце XII в. немцы захватили запад Польского Поморья. Впрочем, всё это не мешало польским и венгерским феодалам на протяжении XII-XIII вв. неоднократно посягать на русские земли.

Эпоха крестовых походов стала пиком развития средневековой культуры. В этот период резко возрастает уровень грамотности в Европе, появляется богатая светская литература – уже не только на латыни, но и на национальных живых языках. Основываются десятки университетов. Начинается знакомство Запада с наукой и литературой Византии и арабского мира. Выдающимися монументами эпохи стали величественные соборы и другие здания т.н. готического стиля. В них восточные заимствования сплелись с богатыми традициями предшествующей романской архитектуры и древнегерманского деревянного зодчества.

Говоря о средневековой культуре, всегда необходимо иметь в виду её сословность. По сути, каждое сословие обладало своим собственным культурным полем, довольно чётко отграниченным от других. Для представления об особенностях культуры католического духовенства можно сказать лишь то, что только оно обладало правом чтения и толкования Библии. Вся «высокая» литература – богословская, философская, научная, – создавалась представителями духовенства. Низшим слоем церковнослужителей (клириками) становились и выпускники средневековых университетов, находившихся под покровительством Римской церкви.

В то же время, как уже сказано, в эпоху крестовых походов развивается и светская литература. Прежде всего это, конечно, литература феодалов. Уже в раннее средневековье при феодальных дворах исполнялись героические поэмы о деяниях предков. В эпоху крестовых походов формируются правила поведения истинного рыцаря, рисуется образ идеального воителя, служащего Богу и платонической возлюбленной – Прекрасной Даме. На основе этого куртуазного идеала переосмысливается древний эпос, и из него рождается рыцарский роман – самый популярный жанр литературы средневековья. Те же идеалы отражались в куртуазной поэзии (произведения французских трубадуров, немецких миннезингеров и т.д.). Ещё одним жанром рыцарской литературы стали хроники крестовых походов, положившие начало светской исторической науке средневековья.

Городская культура была менее выспрення и притязательна. В городах были популярны, скажем, сатирические литературные жанры, высмеивающие другие сословия и верхи общества. Самый значительный из этих жанров – плутовской роман, восхваляющий пройдоху-горожанина, мастерски обводящего вокруг пальца феодалов, селян и даже священников. Самый ранний и знаменитый из образчиков – «Ренар (Роман о Лисе)». Этим, однако, городская культура не исчерпывалась. Горожане соприкасались с университетской образованностью, и их культура впитывала новые веяния. Совершенно особый, но тоже не совсем изолированный элемент городской культуры представляла собой культура рассеянных по всей Европе иудейских общин.

Именно в наиболее развитых городах Италии XIII в. зарождается явление, получившее название итальянского Предвозрождения. В нём сплелись стремление возродить светскую городскую культуру Древнего Рима, влияния восточной мысли, знакомство с высокой культурой Византии. Памятники Предвозрождения отражали духовные, политические и социальные запросы всё более амбициозных городских коммун Италии. Наиболее заметная фигура зари Предвозрождения – создатель итальянского литературного языка, великий поэт и флорентийский гибеллин Данте Алигьери (1265-1321)..

Новые веяния, однако, несли не только расцвет культуры, но и первые знаки её духовного кризиса. Влияние с Востока далеко не ограничивалось христианской Византией, и даже византийское влияние с точки зрения католицизма оказалось неоднозначно. Античные, исламские и иудейские философские искания будоражили умы западных учёных. В университетах разгорались ожесточённые споры по фундаментальным вопросам бытия. В них проявлялся, хотя пока и жёстко пресекаемый, отход от основ католического вероучения. Сами католические богословы к XIII в. окончательно размежевались на поклонников Платона и Аристотеля. В Западную Европу через Византию и арабский мир проникли философско-мистические доктрины античности ­– неоплатонизм и герметизм. Рука об руку с ними шли оккультные «науки» – астрология, алхимия, магия.

В XI в. изгнанные из Византии богомилы распространили свое учение в Южной Франции (ересь катаров) и на побережье Адриатики (ересь патаренов или бабунов). Несмотря на предпринимавшиеся католической иерархией меры, катарство нашло широкую поддержку у крестьян, горожан, а также при дворе графа Тулузского. Для смягчения наиболее одиозных сторон катарского вероучения была создана ведшая почти исключительно социальную проповедь в крестьянской среде секта вальденсов. Вальденсы и возникшие под их влиянием другие секты (лоллардов в Англии и др.) осуждали Римскую церковь как орудие сатаны. Подчас они призывали к свержению существующего государственного строя и обобществлению имущества. Вальденсы и катары взаимодействовали в т. н. альбигойской церкви (от города Альби), признававшей главенство богомильского болгарского «патриарха». В 1209 г. убийство катарами папского легата привело к альбигойским войнам 1210-1219 гг., в которых феодалы Северной Франции покончили с катарством. Но ересь не была побеждена окончательно, не раз проявляясь под разными именами в Италии, Англии, Германии. В Боснии бабунская церковь даже добилась статуса государственной.

В ходе альбигойских войн северные феодалы, стремившиеся к захвату земель французского Юга, безжалостно уничтожали местное население. Для введения расправ над еретиками в законные рамки папской властью был учрежден специальный трибунал – инквизиция (в переводе с латыни – розыск). Позже она стала постоянной общецерковной структурой, сосредоточив в своих руках следствие по религиозным делам. В компетенцию инквизиции попадали ересь, колдовство, необъяснимые рационально преступления против личности (например, серийные убийства). Инквизиция не выносила смертных приговоров, оставляя окончательный суд в распоряжении светской власти. Когда она приходила к выводу о необходимости смерти подследственного, то рекомендовала сожжение на костре. В остальных случаях подследственный мог быть приговорен к тюремному заключению или телесному наказанию. Публичное покаяние и отречение могло освободить от ответственности. Светская власть могла отменить любой приговор инквизиции. Подобно всем остальным судебным органам средневековья, инквизиция широко применяла пытки и часто использовалась в политических целях.

Отчасти в противовес уравнительным ересям возникли и почти сразу стали влиятельнейшими в церкви т.н. нищенствующие ордена. Название их связаны с тем, что согласно уставам, ни монахи, ни отдельные монастыри не могут владеть никаким имуществом. Монахи орденов должны проводить время не столько в стенах обители, сколько в странствии за ее пределами, прося подаяния ради Христа и проповедуя Евангелие. Старейшие и крупнейшие нищенствующие ордена – францисканцы и доминиканцы. Основателем ордена францисканцев являлся итальянец Франциск Ассизский (1181-1226), один из наиболее почитаемых святых католической церкви. Основатель доминиканского ордена – Доминго де Гусман (1170-1231), испанец по происхождению, прославившийся как борец с катарами.

Эпоха крестовых походов XI – XIII вв. явилась одним из переломных этапов в истории Европы и Ближнего Востока. Наметившиеся тогда тенденции определили векторы мирового развития на ближайшие столетия.

Источники

Абеляр. История моих бедствий. М., 2003.

Ан-Насави. Жизнеописание султана Джалал-ад-дина. М., 1996.

Анна Комнина. Алексиада. СПб., 2010.

Баха-ад-дин. Саладин. М., 2009.

Великая хроника о Польше, Руси и их соседях XI-XIII вв. М., 1987.

Виллани, Джованни. Новая хроника или история Флоренции. М., 1997.

Генрих Латвийский. Ливонская хроника// Славянские хроники. СПб., 1996.

Георгий Акрополит. История. СПб., 2005.

Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 2010.

Жан де Жуанвиль. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика. СПб., 2007.

Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя. М., 1993.

Кретьен де Труа. Эрек и Энида. Клижес. М., 1980.

Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976.

Памятники истории Англии XI-XIII вв. М., 2010.

Пётр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М., 1997.

Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т.1-2. М., 2002.

Робер де Борон. Роман о Граале. СПб., 2000.

Робер де Клари. Завоевание Константинополя. М., 1986.

Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 2002.

Средневековая латинская новелла XIII в. Л., 1980.

Средневековый роман и повесть. М., 1974.

Сугерий. Жизнь Людовика VI Толстого, короля Франции. М., 2006.

Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и Сплита. М., 1987.

Франциск Ассизский. Сочинения. М., 1995.

Цветочки св. Франциска Ассизского. СПб., 2003.

Литература

Васильев А.А. История Византийской империи. СПб., 1998.

Гергей П. История папства. М, 2005.

фон Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории. М., 2007.

Дюби Ж. Время соборов. М., 2002.

История Востока. Т. 2. М., 1995.

История Европы. Т. 2. М., 1992.

Кёнигсберг Г. Средневековая Европа. М., 2001.

Ланда Д.Г. История арабских стран. М., 2005.

Клентан П. Рыцарство. СПб., 2004.

Ле Гофф К. Цивилизация средневекового Запада. М., 2005.

Фильштинский И.М. История арабов и Халифата. М., 2001.

 

Тема 15. Европа в XIII-XV вв.

XIII – XV вв. для Западной Европы – время образования централизованных государств. Предпосылки централизации складывались на протяжении всего предшествующего периода. Укрепление королевской власти в эпоху крестовых походов находило опору в идеале преодоления раздоров между христианами. Развитие экономики, налаживание торговых связей тормозились феодальными распрями. В связи с этим в большинстве европейских стран боровшиеся против посягательств сеньоров города поддерживали процесс централизации. Точно так же поддерживала его и католическая церковь. Помимо высоких соображений, духовенству на местах было гораздо удобнее иметь дело с королевской властью, чем с отдельными феодалами, нередко угрожавшими церковным землям. Неудивительно, что централизаторские процессы заходили дальше централизации отдельных королевств. Данный период – это ещё и время многочисленных личных уний, когда монарх одного государства оказывался во главе и другого. В результате нередко возникали новые, более крупные государственные образования.

Быстрее всего из крупных королевств Европы процесс образования централизованных государств шёл в Англии и во Франции. Во Франции уже к концу XIII в. король превратился в крупнейшего феодала. Король Филипп IX Красивый (1285-1314) уничтожил ещё ряд вассальных владений и могущественный рыцарский орден тамплиеров. Кроме того, он присоединил через личную унию пиренейское королевство Наварра и даже сумел подчинить себе папство. Административные и налоговые преобразования Филиппа Красивого создали единый бюрократический аппарат, ставший опорой королевской власти. Король Людовик XI (1461-1483) в основном завершил централизацию Франции, сломив в 1477 г. основного противника – герцогство Бургундское. Последнее крупное феодальное владение – герцогство Бретань – вошло в состав домена в 1491 г.

В Англии процесс централизации был несколько заторможен рядом феодальных мятежей и междоусобиц на протяжении XIII-XV вв. Однако самая ожесточённая из них война Алой и Белой Розы (1452-1487; название от гербов враждовавших родов) явилась важным этапом централизации. Боровшиеся за английскую корону феодальные кланы и их вассалы были почти поголовно истреблены. Королю Генриху VII (1485-1509), основателю династии Тюдоров, без труда удалось подавить феодальную оппозицию. Ещё в XIII в. границы Англии раздвинулись на запад, включив прежде независимые кельтские земли Уэльса и Корнуолла.

Тесные связи Англии и Франции, в том числе династические, выдвинули на повестку дня вопрос об объединении двух государств. В 1328 г. прервалась прямая линия династии Капетингов, на престол вступила боковая её ветвь Валуа. В ответ английский король Эдуард III (1327-1377) выдвинул претензии на французский престол. Началась Столетняя война (1337-1453), самый кровопролитный и долгий военный конфликт высокого средневековья. Франция, на территории которой шли военные действия, подверглась страшному разорению. Перелома французам удалось достигнуть только в 1428-1429 гг. благодаря движению под предводительством Жанны д’Арк, крестьянской девушки, ссылавшейся на вдохновение свыше. Она завоевала доверие двора и широкую популярность, символически возглавила французскую армию и нанесла англичанам ряд серьёзных поражений. Жанна была захвачена в плен и сожжена как еретичка, но обратного перелома англичане уже не добились. К 1453 г. они лишились всех владений во Франции, кроме крепости Кале на севере страны. Столетняя война повлияла на самосознание и англичан, и французов. И в отстоявшей независимость Франции, и в отдалившейся от Франции Англии она способствовала складыванию национального патриотизма. В Англии знать по сути отказалась от франко-нормандских корней в пользу английских традиций, языка и культуры.

На фоне Столетней войны, приведшей к обнищанию крестьянских масс, разразились многочисленные народные восстания. Крупнейшими были Жакерия во Франции (1358) и восстание Уота Тайлера в Англии (1381). Эти мощные крестьянские войны, в ходе которых восставшие занимали даже столицы королевств, имели далеко идущие последствия. Подавив восстания, короли и феодалы, тем не менее, вынуждены были пойти на отмену серважа. Крестьяне получили личную свободу. Она ещё более укрепилась с завершением централизации, распространением единого для всех подданных королевского суда и единой системы налогообложения. Однако для крестьян обретённая личная свобода имела двоякие последствия. Земля в основном оставалась в руках феодалов. Отмена взаимных обязательств позволяла им в перспективе и сгонять с неё крестьян. Стремительно распадалась крестьянская община. Обедневшие её члены и сами уходили в города, пополняя пролетариат, или нанимались в качестве сельских батраков к феодалам и богачам.

Аналогичные процессы шли и в других европейских странах. Крупные крестьянские восстания имели место в XIII-XV вв. в Италии, Германии, Болгарии, Венгрии. В ряде случаев они приводили к отмене или ослаблению личной зависимости крестьян – со сходными последствиями. Единственным победоносным восстанием против феодалов явилась крестьянская война в западных Альпах против австрийского герцога. Она привела в 1291 г. к образованию союза самоуправляющихся общинных объединений (кантонов) – Швейцарской конфедерации.

В различных европейских странах процессы централизации имели свои особенности. В Испании и Португалии на них наложила отпечаток Реконкиста. С самого начала королевская власть над крупными феодалами (грандами) была здесь значительно сильнее. Потому задача внутренней централизации королевств стояла не столь остро, как проблема объединения полуострова под единой властью. В 1479 г. Кастилия и Арагон объединились в личную унию под главенством королевской четы Фердинанда и Изабеллы. Этим «Королям-Католикам» (как называли их в Европе за крайнюю набожность) удалось победоносно завершить Реконкисту. В 1492 г. последнее мусульманское государство Пиренейского полуострова – Гранадский эмират было уничтожено. За пределами владений «Королей-Католиков» остались только ставшая независимым королевством Португалия и зависимая от Франции Наварра. С другой стороны, испанские гранды сохранили значительную часть своих феодальных привилегий.

В Скандинавии, где феодальная раздробленность не успела достаточно развиться, процесс централизации завершился гораздо раньше, чем в других странах. Уже в XIII в. королям Норвегии после серии ожесточённых гражданских войн удалось подавить оппозицию крупных духовных и светских феодалов. Тогда же были уничтожены независимые аристократические республики на Фарёрах и в Исландии. Чуть позднее, уже в XIV в., централизованные государства сложились в Дании и Швеции. В 1397 г. датский король Эрик Померанский согласно условиям Кальмарской унии объединил под своей властью все три скандинавских королевства. Швеция в XV в. вернула себе независимость, но Норвегия осталась связана с Данией надолго.

Несмотря на национальные особенности, все новые централизованные государства имели общие черты. Большая часть их территории считалась королевским доменом и управлялась непосредственно разросшимся административным аппаратом. Рост влияния чиновничества был в этом случае неизбежен. Королевский чиновник становился на деле более привилегированным лицом, чем потомственный дворянин-феодал. У сохранившихся феодальных владетелей отнималась значительная часть их иммунных прав, особенно в области суда и налогов. Важным элементом централизации являлись военные реформы, имевшие целью преобразовать феодально-сословную армию в преданную королям и живущую их щедротами вольнонаёмную.

В результате централизации и сопутствовавших её преобразований в большинстве европейских стран складывается сословная монархия. Основная её черта – обращение монархов к «согласию сословий» через голову феодалов, фактически в противовес им. Провозглашая причастность всех сословий к делам власти, сословная монархия разрушала феодальную иерархию и являлась началом кризиса феодальной политической системы. В XIII-XV вв. в большинстве стран Западной Европы зарождается парламентаризм. Появляются выборные органы представительства сословий, созываемые королями и утверждающие их, прежде всего, налоговую политику. По мере упрочения централизованных государств попытки сословных органов проявить своеволие всё более жёстко пресекаются. Древнейшим таким органом являлся английский Парламент. Он был основан в 1265 г. как орган баронского контроля за королевской властью, но довольно быстро стал опорой королей в процессе централизации. Во Франции с 1302 г. действовали Генеральные Штаты, в испанских королевствах кортесы и т.д. Обычно в органах такого рода были представлены духовенство, дворяне и горожане. Представительство крестьян отсутствовало или было строго ограничено. В польском же сейме податное сословие вообще представлено не было. Сословное представительство существовало и в Германии (имперский рейхстаг), хотя здесь не сложилось централизованное государство.

Причин сохранения феодальной раздробленности в Священной Римской Империи было несколько. Города Германии и Италии добились значительной независимости уже в XII в. и могли спокойно отстаивать её без участия монаршей власти. Более того, теперь сильная императорская власть становилась для них основной угрозой. Католическое духовенство во главе с папами было не заинтересовано в централизации Империи ровно настолько же, насколько было – в централизации ряда других государств. Папа сам являлся крупнейшим феодалом Империи и постоянным противником имперского диктата, как религиозного, так и политического. Наконец, междоусобица за императорский престол 1250-1273 гг. сильно подорвала престиж и реальное значение императорской власти. Император Карл IV Люксембург (1346-1378) своей «Золотой буллой» 1356 г. вынужден был окончательно признать этот факт, законодательно закрепив привилегии крупных феодалов. Фактически императорский престол оказывался под полным их контролем.

Города-государства Италии в ходе германских смут фактически полностью обособились от Империи и зажили самостоятельной политической жизнью. В этот период их политическое устройство претерпевает дальнейшую эволюцию. В коммунах происходят «вторые коммунальные революции», расширяющие права «тощих», городской бедноты. Верхушка «жирных» была вынуждена пойти на это, в том числе, из-за начавшейся борьбы за свои права полностью неимущего населения. Наиболее мощное восстание городского пролетариата имело место в 1378 г. во Флоренции (восстание наёмных мастеровых чомпи). Вместе с тем, борьба малоимущих и неимущих за свои права продолжалась, и на её волне в середине XV в. во Флоренции и ряде других городов устанавливаются наследственные диктаторские режимы – тирании. Новые тираны (семейство Медичи во Флоренции и др.) выступали под лозунгом уравнения прав всех граждан, ограничения привилегий «жирных» и городского духовенства, прочной независимости от Империи и папства.

Вольные города Германии находились в большей зависимости от императорской власти, но реформы Карла IV закрепили и гарантировали их самостоятельность. Экономические и политические интересы подталкивали их к взаимопомощи, и XIII-XV вв. стали временем организации городских союзов. Крупнейшим из них стала Ганза, державшая в руках торговлю на Балтике и Северном море. В политическом строе имперских вольных городов безраздельно доминировал зажиточный патрициат. Ничего подобного итальянским тираниям здесь не возникло.

Важным итогом складывания централизованных государств и борьбы за самоопределение отдельных королевств и территорий стало формирование позднесредневековых наций. XIII-XV вв. – время дробления характерного для эпохи крестовых походов общеевропейского сознания и роста самосознания отдельных романских и германских народов. Борьба за независимость Франции, Португалии, Швеции, Италии явилась политическим отражением этого явления. Культурным отражением явились развитие национальных литератур во всех европейских странах, упадок латинской словесности и всё чаще поднимающиеся требования перевода Библии на национальные языки.

Государства Восточной Европы, католические и православные, развивались в эти столетия во многом особым путём. Здесь также складывались централизованные государства, однако их складывание не сопровождалось столь серьёзным кризисом феодальной системы. Свой отпечаток на историю Восточной Европы накладывала внешняя угроза – монголо-татарская в XIII-XIV вв. и турецкая с середины XIV в.

Воссозданная в 1261 г. Византия династии Палеологов  объединила под своей властью большую часть Южных Балкан, но являлась лишь тенью былого величия. Она не смогла противостоять новому натиску турок, возглавленных теперь туркменской по происхождению династией Османов. Уже в середине XIV в. турки прорвались в Европу. В 1389 г. в кровопролитной битве на Косовом поле они разгромили сербские войска. После этого Сербия и Болгария попали в зависимость от Турции. Встревоженные католические короли провозгласили крестовый поход. Но в 1396 г. в битве под Никополем турки наголову разбили и западных крестоносцев.

Ещё в XIII в. при дворе Палеологов возникла идея унии – объединения Православной и Католической церквей. В 1274 г. была заключена Лионская уния, под властью римского папы с признанием римской веры, – но её с гневом отвергло всё византийское общество. В XV в., на краю гибели Византии, за идею унии ухватились вновь во имя союза с Западом. В 1439 г. была заключена Флорентийская уния. По сути, Запад прибег к политическому шантажу. Уния должна была стать платой за помощь Византии против турок. Часть греческого духовенства согласилась на униатский проект, невзирая на то, что его воплощение явилось бы полной религиозной и культурной капитуляцией православного мира. Но, в конечном счете, уния была отвергнута большинством православных Византии, Русью, Грузией и другими странами восточного христианства. На Иерусалимском соборе православных епископов в 1443 г. уния была предана официальной анафеме от лица всего православия. Русская церковь объявила независимость от Константинополя.

Крестовый поход на помощь Византии и правда начался – но окончился таким же крахом, как и предыдущий, ввиду полного равнодушия сильнейших католических королевств. В битве под Варной в 1444 г. крестоносцы потерпели сокрушительное поражение. После этого турки окончательно подчинили Болгарию. В 1453 г. после долгой осады пал Константинополь. Византия погибла. В 1459 г. турки окончательно покорили Сербию, в 1463 – Боснийское королевство. К началу XVI в. в зависимость от османов попали румынские Дунайские княжестваВалахия и Молдова. Наконец, уже в 1526 г. в битве при Мохаче турки разгромили чешско-венгерские войска и захватили большую часть Венгерского королевства.

Крушение Балкан неизбежно вело к гибели и более восточных христианских государств. Ещё в 1378 г. египтяне покорили Киликийскую Армению, и армянский народ на века лишился своей государственности. В 1461 г. турки уничтожили Трапезундскую империю. В середине XVI в. турки и персы поделили между собой Закавказье, поставив в зависимость от себя раздробленную на мелкие владения Грузию. От христианского Востока остались крупицы. На Балканах из славянских государств независимость сохранили православная Черногория (тогда союз небольших племён в труднодоступных горах у Адриатики) и католическая островная республика Дубровник. Латиняне, потомки крестоносцев, удерживали острова Крит (венецианцы), Родос (орден госпитальеров, до 1522 г.) и Кипр (куплен в 1480 той же Венецией).

С падением Византии центр православной цивилизации перемещается на Русь. Поскольку Московская Русь осталась единственной православной державой на международной арене, она выступала в глазах верующих как естественный центр православного мира. Московские государи представляли свою державу преемницей Византии, новой христианской империей («царством»). Москва, согласно этой теории, «третий Рим», единственная законная наследница Римской и Византийской христианских империй. С этим связывалась особая миссия Руси как хранительницы истинного православного христианства, защитницы и собирательницы других православных народов.

Образование централизованных государств в Восточной Европе происходило так же, как и на Западе, в XIV-XV вв. Главной особенностью являлось то, что за неимением единой королевской власти в роли централизаторов выступали сильнейшие феодальные владетели, одолевая соперников. Последнее удельное владение в Польше, Мазовецкое княжество, было подчинено короне в 1526 г. В Венгрии некоторые уделы (прежде всего, Трансильванское княжество) сохранялись вплоть до гибели королевства. Централизация Руси вокруг Москвы завершилась в 1521 г. присоединением великого княжества Рязанского.

В начале XIV в. на политической карте появляется Литовско-Русское государство во главе с литовской династией Гедимино­вичей. Его возникновение было обу­словлено совместной борьбой русских и литовцев против внеш­ней агрессии. Постепенно, однако, в среде литовской аристократии на­чало расти стремление к отторжению славянского начала в государстве. Возрастают агрессивные устремления по отноше­нию к русским областям. В 1385 г. князь Литвы Ягайло принял католичество и путем брака с польской королевой вступил на польский престол (Кревская уния). В Литве началась внутренняя борьба, победу в которой одержала польская, католическая партия во главе с династией Ягеллонов. В состав Польско-Литовского государства вошли захваченные им Украина и Белоруссия.

Характерной чертой общественного строя Восточной Европы является складывание здесь в эти века крепостничества, во многом напоминающего западноевропейский серваж. Причины такого «отставания», а на деле вторичного упрочения крестьянской зависимости, напрямую связаны с конкретно-историческими обстоятельствами. Внешняя угроза привела к массовыми переселениям крестьян, запустению целых местностей. Потому начинают распространяться новые формы зависимости, с акцентом на прикрепление к земле, запрет «перехода». Противостояние постоянно угрожающему внешнему врагу требовало сохранения сословной армии, но с заменой могущественных вотчинников верными трону дворянами-помещиками. Их владения жаловались условно, за службу и постоянное пребывание на границах. Эти опасные пограничные земли требовалось обеспечить руками, предотвращая переход помещичьих крестьян в богатые вотчины знати. Итогом стало сложение в XV-XVI вв. на Руси, в Польше и Венгрии крепостного права.

XIII-XV вв. – время сложных религиозных и культурных процессов на латинском Западе. Важнейшее значение имело снижение политической роли папства как в Западной Империи, так и в Европе в целом. В начале XIV в. возник конфликт между папой и Филиппом IV, завершившийся в 1309 г. насильственным переводом папского престола во Францию, в Авиньон. «Авиньонское пленение» ввиду начавшихся в Риме и Италии смут продлилось до 1377 г. Оно спровоцировало в дальнейшем «Великую схизму» – длительные раздоры за папский престол с появлением многочисленных антипап (пап, провозглашённых меньшинством кардиналов).Схизма была преодолена на Констанцском 1414 г. и Базельско-Флорентийском (Ферраро-Флорентийском) 1431 – 1449 гг. Вселенских соборах. Тем не менее, после них не удалось восстановить прежнего влияния папства. Не прекратились конфликты пап с императорами.

С начала XV в. в католицизме усилились реформационные течения. Они были направлены на усиление автономии национальных церквей, введение богослужения на национальных языках, ослабление монархической власти пап и привилегий духовенства. В конечном счете, родился лозунг «дешёвой», не требующей лишних затрат, демократизированной и не вмешивающейся в политику церкви. Этот лозунг был поддержан и королями, стремившимися к подчинению церкви, и многими светскими феодалами, и массой горожан. К рубежу XV-XVI вв. реформационные идеи слились с недовольством огромного числа верующих моральным разложением папства.

Предвестием Реформации стало гуситское движение в Чехии. Основатель гуситства – Ян Гус (1371-1415), подхватив идеи английской ереси лоллардов, выступил за отмену церковной иерархии, подчинение чешской церкви государству и конфискацию в пользу короны церковного имущества. Гус добивался перевода богослужения на чешский язык. Его идеи быстро стали популярны. Если сам Гус был противником насильственных действий, то его сторонники нередко призывали даже к истреблению католического духовенства. На Констанцском соборе Гус был осужден за ересь и приговорен к сожжению на костре. Казнь Гуса вызвала раскол в чешской церкви и восстание гуситов в Чехии. В 1419 г. начались гуситские войны, в ходе которых гуситы отражали крестовые походы против себя и сами пытались силой распространить новое вероучение в соседних странах. Одновременно шла борьба между умеренными и радикалами в самой гуситской среде. Расправившись с радикалами (таборитами), умеренные (чашники) в 1436 г. подписали мир с католиками. Согласно ему, в Чехии возникла – впервые в католической Европе – независимая от Рима церковь чешских братьев (гуситская, или утраквистская). Им была дарована полная веротерпимость. Тем самым был создан прецедент, повторения которого позднее добивались вожди Реформации.

Источники

Боккаччо Дж. Декамерон. Т. 1-3. М., 2010.

Бонаккорсо Питти. Хроника. Л., 1972.

Бэкон Ф. История правления короля Генриха VII. М., 1990.

Византийские историки о падении Константинополя в 1453 г. СПб., 2006

Данте Алигьери. Монархия. М., 2010.

Жан Фруассар. Хроники (1325-1340). СПб., 2008.

Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом. Против иудеев. СПб., 2008.

Саги о посошниках // Исландские саги. Т.1. М., 2000.

Итальянские гуманисты XV в. о церкви и религии. Л., 1965.

де Коммин Ф. Мемуары. М., 2004.

Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. Рязань, 2009.

Макьявелли Н. История Флоренции. М., 2010.

Памятники истории Англии XI-XIII вв. М., 2010.

Процесс Жанны д’Арк. СПб., 2007.

Сага о Сверрире. М., 1988.

Сильвестр Сиропул. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе. СПб., 2010.

Стурла Тордарсон. Сага об исландцах. СПб., 2007.

Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь. М., 2003.

Томас Мэлори. Смерть Артура. М., 2009.

Хроника Энгельбректа. М., 2002.

Хроники и документы времён Столетней войны. СПб., 2005.

Чосер. Кентерберийские рассказы. М., 2010.

Шпренгер Я., Инститорис Ф. Молот ведьм. М., 2003.

Литература

Антонетти П. Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте. М., 2004.

Блок М. Феодальное общество. М., 2003.

Гергей П. История папства. М., 2005.

История Европы. Т. 2. М., 1992.

Кенигсберг Г. Средневековая Европа. М., 2001.

Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монархов в Западной Европе. М., 2002.

Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола. М., 2001.

Фантье Р. Капетинги и Франция. СПб., 2001.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: