1. Найдите в учебной литературе требования к написанию текстов для разных видов СМИ.
2. Возьмите общественно-значимый информационный повод и по одной тематике подготовьте материалы в различных жанрах для
разных СМИ:
- событийный телерепортаж,
- радиоинтервью,
- авторский комментарий для газеты,
- информационную заметку для интернет-портала.
Контрольную работу выполняйте по следующему плану:
1. Требования к написанию определенного текста. Укажите выходные данные источника.
2. Текст для определенного СМИ.
3. Анализ текста:
а) экстралингвистическая характеристика;
б) лингвистическая характеристика. Текст анализируйте с позиций всех ярусов языка.
4. Каждый тезис плана подтверждайте двумя-тремя примерами из текста.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение современного медиатекста, назовите его вербальные и медийные составляющие.
2. Какие функции выполняет современный медиатекст в условиях конвергенции?
3. Охарактеризуйте особенности телерепортажа как ведущего жанра тележурналистики.
4. Опишите особые аспекты подготовки радиоматериала.
5. Как подготовить информационную заметку на интернет-сайт?
6. В чем состоит специфика подготовки статьи для печатных СМИ?
7. Что такое «универсальная» журналистика?
8. Охарактеризуйте экстралингвистические особенности:
а) текста для печатных СМИ;
б) телевизионного текста;
в) радиотекста;
г) интернет-текста.
10. Охарактеризуйте лингвистические особенности:
а) текста для печатных СМИ;
б) телевизионного текста;
в) радиотекста;
г) интернет-текста.
11. Какими компетенциями должен обладать универсальный журналист, чтобы создавать тексты для разных видов СМИ?
Рекомендуемая литература
1. Богуславская, В.В. Моделирование текста. Лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов / В.В. Богуславская. — М.: ЛКИ, 2013. — 280 с.
2. Добросклонская, Т.Г. Язык средств массовой информации / Т.Г. Добросклонская. — М.: КДУ, 2008. — 116 с.
3. Ерофеева, И.В. Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентация ценностей в журналистике начала XXI в.): автореферат дис. … д-ра филол. наук / И.В. Ерофеева. — СПб.: 2010. — 53 с.
4. Засурский, Я.Н. Медиатекст в контексте конвергенции / Я.Н. Засурский // Язык современной публицистики: сб. статей / сост. Г.Я. Солганик. — 3-е изд. — М.: Флинта, 2008. — С. 7–13.
5. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: учебное пособие / А.В. Колесниченко. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. — http://cwer.ws/node/304725/ (дата обращения: 12.04.2013).
6. Медиатекст как целевой элемент журналистского образования в условиях конвергенции СМИ: монография / под ред. Л.П. Шестеркиной. — Челябинск: Рекпол, 2013. — 199 с.
7. Телевизионная журналистика / под ред. Г.В. Кузнецова,
В.Л. Цвика, А.Я. Юровского. — М.: Высшая школа, 2002. — 403 с.
8. Уразова, С.Л. Телевидение как индикатор лексических навыков и речевой практики, социальных предпочтений и оценки культурного состояния общества / С.Л. Уразова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Лингвистика». — 2011. — Вып. 13. — № 22 (239). — С. 75–81.