В Соборном Уложении 1649 г. получили дальнейшее развитие виды наказаний, предусмотренные Судебниками. Появляются в законе и применяются на практике новые квалифицированные виды смертной казни. Получают распространение как на законодательном уровне, так и на практике телесные наказания (кнут и батоги). Большее значение (по сравнению с периодом Судебников) получает ссылка.
Следует отметить, что карательная система отличалась в рассматриваемый период крайней дешевизной. Как справедливо писал Н. Д. Сергеевский, государство «не имело возможности, да не имело и желания затрачивать свои скудные средства на организацию карательных мер... Отсюда... смертная казнь и телесные наказания как самые дешевые — на переднем плане; тюрьма, без которой государство при всем своем желании обойтись не может, организована так, что тоже почти ничего государственной казне не стоила».1
Все вышеизложенное свидетельствует о несомненной жестокости практики назначения уголовных наказаний в период Московско-
|
|
1 Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 42-43.
Цазнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 235
го государства: бесчеловечные и нередко массовые казни, безжалостные телесные наказания явно преобладали, оттеснив имущественные на второй план. Достаточно вспомнить о том, что жертвами Новгородского погрома Ивана Грозного стали примерно 2 или 3 тысячи человек; жестоко был подавлен так называемый «медный бунт» 1662 г. — было казнено 7000 человек; за участие в стрелецком бунте 1698 г. было казнено 2000 стрельцов.
В то же время даже эти цифры не идут ни в какое сравнение с соответствующими показателями по средневековой Европе.
Так, в Испании в период инквизиции (XVI—XVII вв.) было совершено около 50 000 казней только по религиозным мотивам. В Англии в XVI столетии, в царствование Генриха VIII, казнено 72 000 человек, а при Елизавете (1533-1603 гг.) - 89 000 человек. Во Франции только в течение трех лет и одного месяца, с 21 сентября 1722 г. по 25 октября 1725 г., казнили по разным подсчетам от 16 000 до 18 613 человек.1
Обращает на себя внимание сословный характер наказания, который выражался в том, что вид и размер наказания зависели от социального положения виновного и потерпевшего. Так, например, в соответствии с Соборным Уложением 1649 г. за одно и то же преступление боярин наказывался лишением чести, а простолюдин — кнутом.
В отличие от Русской Правды, Судебники 1497 и 1550 гг. и Соборное Уложение 1649 г. содержат довольно много абсолютно-неопределенных санкций: «как государь укажет», «наказать жестоко» и т. п. Законодатель той эпохи ничем не ограничивал широкое судебное усмотрение.
|
|
Между тем в Соборном Уложении впервые появились и альтернативные санкции: за одно и то же преступление могло быть установлено несколько наказаний. Так, например, в соответствии со ст. 9 Главы XXI Уложения за татьбу, совершенную в первый раз, полагалось наказание кнутом, урезание левого уха, тюремное заключение на 2 года, а по отбытии его — ссылка в окраинные города.
В рассматриваемый период зарождается также принцип индивидуализации наказания (он не распространялся на государственные преступления) (ст. 6, 9 Главы II Соборного Уложения): жена и дети преступника уже не отвечали за совершенное им деяние.
Кистяковский А. Исследование о смертной казни. Киев, 1867. С. 164—169.
236 Глава IV
§ 3. Практика назначения уголовных наказаний в период империи