Пояснительная записка

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

              УТВЕРЖДАЮ

              Проректор по учебной работе      

              С. Н. Ходин     

              12 декабря 2016 г.

              Регистрационный № 3315

ПРОГРАММА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

для специальностей:

Русская филология (по направлениям)»

направления специальности:

Русская филология (литературно-редакционная        деятельность)»

специализации:

1–21 05 02-01 01 «Языкознание», 1–21 05 02-01 02 «Литературоведение», 1–21 05 02-01 03 «Риторика»;

Русская филология (компьютерное обеспечение)»,

специализации:

1–21 05 02-01 01 «Языкознание», 1–21 05 02-01 02 «Литературоведение», 1–21 05 02-01 03 «Риторика»;

Русская филология (деловая коммуникация)»

специализации:

1–21 05 02-01 01 «Языкознание», 1–21 05 02-01 02 «Литературоведение», 1–21 05 02-01 03 «Риторика»;

Русская филология (русский язык как иностранный)»

 специализации:

1–21 05 02-01 01 «Языкознание», 1–21 05 02-01 02 «Литературоведение»;

Славянская филология»

специализации:

Языкознание», 21 05 04 02 «Литературоведение»

2016 г.

СОСТАВИТЕЛИ:

И. Э. Савко, доцент кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент;

О. Л. Жук, заведующий кафедрой педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор;

Ф. М. Литвинко, профессор кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор;

О. И. Царёва, доцент кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент;

Е. А. Коновальчик, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент.

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой риторики и методики преподавания языка и литературы           

(протокол № 3 от 11 октября 2016 г.)

 

Советом филологического факультета (протокол № 4 от 24 ноября 2016 г.)

 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа педагогической преддипломной практики предназначена для студентов 4 курса специальностей 1–21 05 04 «Славянская филология»,       1–21 05 02 «Русская филология (по направлениям)» (направления специальности: 1–21 05 02-01 «Русская филология (литературно-редакционная деятельность)», 1–21 05 02-02 «Русская филология (компьютерное обеспечение)»,  1–21 05 02-03 «Русская филология (деловая коммуникация)»,             1–21 05 02-04 «Русская филология (русский язык как иностранный)»), очной и заочной форм получения высшего образования, I ступень высшего образования.

Продолжительность педагогической преддипломной практики составляет:

1) 10 недель (15 зачетных единиц) – по специальности «Русская филология (по направлениям)», очная форма обучения;

2) 4 недели (15 зачетных единиц) – специальность «Русская филология (по направлениям)», заочная форма обучения;

3) 4 недели (6 зачетных единиц) – специальность «Славянская филология»)[1].

Педагогическая преддипломная практика проводится в 8 семестре в соответствии с учебными планами специальностей 1–21 05 04 «Славянская филология» (№D21-088/уч.), 1–21 05 02-01 «Русская филология (литературно-редакционная деятельность)» (№D21-068/уч.), 1–21 05 02-02 «Русская филология (компьютерное обеспечение)» (№D21-069/уч.), 1–21 05 02-03 «Русская филология (деловая коммуникация)» (№D21-067/уч.), 1–21 05 02-04 «Русская филология (русский язык как иностранный)» (№D21-066/уч.).

Программа педагогической преддипломной практики разработана в соответствии:

– с Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г.;

– с пунктом 4 «Положения о практике студентов, курсантов, слушателей», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 2010 г. № 860;

– с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.04. 2015 «Порядок разработки и утверждения учебных программ и программ практик для реализации содержания образовательных программ высшего образования»;

– с постановлением Министерства образования республики Беларусь от 20.03.2012 г. № 24 «Об утверждении Инструкции о порядке и особенностях прохождения практики студентами, которым после завершения обучения присваиваются педагогические квалификации»;

 – с «Положением о  практике студентов первой и второй ступеней высшего образования, обучающихся в учреждениях образования комплекса БГУ», утвержденным приказом № 46-ОД от 07. 02. 2014 г.

Программа разработана на основании образовательных стандартов ОСВО-1 21 05 02-2013 для специальности 1-21 05 02 Русская филология (по направлениям), ОСВО-1 21 05 04-2013 для специальности 1-21 05 04 Славянская филология) и учебных планов специальностей 1–21 05 04 «Славянская филология» (№D21-088/уч.), 1–21 05 02-01 «Русская филология (литературно-редакционная деятельность)» (№D21-068/уч.), 1–21 05 02-02 «Русская филология (компьютерное обеспечение)» (№D21-069/уч.), 1–21 05 02-03 «Русская филология (деловая коммуникация)» (№D21-067/уч.), 1–21 05 02-04 «Русская филология (русский язык как иностранный)» (№D21-066/уч.).

Цель преддипломной педагогической практики – формирование у студентов профессионально-педагогических умений организации учебно-воспитательной работы в учреждении общего среднего образования и подготовка выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве учителя русского или белорусского языка и литературы.

Задачи преддипломной педагогической практики:

– знакомство с системой учебно-воспитательной работы в учреждении образования, изучение организации образовательного процесса в учебном заведении, нормативной документации;

– знакомство с педагогическим опытом, приобщение к практической педагогической деятельности, овладение системой работы учителя по русскому или белорусскому языку и литературе;

– формирование умения комплексного использования знаний и умений по циклу филологических, психолого-педагогических дисциплин, методик преподавания языка и литературы при решении разнообразных педагогических задач;

– развитие умений организовывать целостный учебно-воспитательный процесс, осуществлять управление им посредством мониторинга, контроля, оценки;

– ознакомление с системой воспитательной работы с учащимися в учебном заведении, с сущностью работы классного руководителя; изучение личности учащегося, ученического коллектива и отношений, возникающих в нем;

– развитие ценностного отношения к профессии педагога, ответственности за результаты педагогического труда.

Реализация указанных цели и задач педагогической практики направлена на то, чтобы путем включения студентов в постепенно усложняющиеся виды педагогической деятельности обеспечивать формирование у них профессионально-педагогических компетенций, которые определяются уровнем способности студента (выпускника) применять полученные психолого-педагогические и специальные знания и умения для успешного решения профессиональных задач.

Требования к содержанию и организации преддипломной педагогической практики (в соответствии с образовательным стандартом).

Преддипломная педагогическая практика студентов, обучающихся по специальности «Русская филология (по направлениям)», предполагает:

– ознакомление с учебной и воспитательной работой учреждения образования: беседы с руководителем учебного заведения, заместителем директора по учебной и воспитательной работе, классными руководителями, учителями-предметниками; посещение уроков;

– наблюдение за учебным коллективом, закрепленным для прохождения практики, изучение личности учащегося; 

– проведение учебной работы в качестве учителя соответствующего предмета: ознакомление с календарно-тематическим планом работы по предмету, учебными и методическими пособиями, дополнительной литературой; разработку конспектов уроков, подбор дидактического материала и наглядных пособий к уроку; проведение и анализ пробных и зачетных уроков по предмету; проверку и анализ письменных работ учащихся; посещение и анализ уроков, проводимых студентами в учреждении образования; проведение внеклассной работы по предмету;

– проведение воспитательной и культурно-творческой работы в качестве классного руководителя: составление сценариев и конспектов мероприятий, их реализацию и самоанализ; посещение и анализ воспитательных мероприятий, проводимых студентами-практикантами;

– проведение научно-исследовательской работы по психолого-педагогическим проблемам;

– участие в методической работе учреждения образования;

– оценку профессиональных знаний, умений и навыков, приобретенных за время прохождения педагогической практики; подготовку отчетной документации; участие в итоговой конференции по результатам педагогической практики.

В ходе выполнения программы практики формируются различные академические, социально-личностные и профессиональные компетенции, в частности:

– АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

– СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

– СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

– СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

– СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.

– СЛК-6. Уметь работать в команде.

– ПК-1. Планировать, организовывать и вести педагогическую (учебную, методическую, воспитательную) деятельность.

– ПК-2. Применять различные технологии обучения языку и литературе, русскому языку как иностранному.

– ПК-3. Осваивать и внедрять в учебный процесс инновационные образовательные технологии.

– ПК-4. Использовать в своей деятельности навыки педагогического (делового) общения.

– ПК-5. Создавать и редактировать документы с учетом специфики деловой коммуникации.

– ПК-6. Осуществлять мониторинг образовательного процесса, диагностику учебных и воспитательных результатов.

– ПК-9. Использовать в работе современные компьютерные методы сбора, обработки и хранения информации.

– ПК-15. Организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей.

– ПК-16. Взаимодействовать со специалистами разных профилей.

– ПК-19. Использовать современные средства теле- и интернеткоммуникаций.

– ПК-24. Использовать достижения науки и передовых технологий в образовательной и научно-исследовательской сферах.

В результате прохождения педагогической преддипломной практики студенты должны:

1) закрепить и усовершенствовать знания, полученные в результате изучения лингвистических и литературоведческих дисциплин, педагогики, психологии, методик преподавания языка и литературы;

2) овладеть основными профессиональными умениями учителя-предметника и классного руководителя:

– моделировать и проводить уроки языка и литературы разных типов;

– правильно оценивать результаты учебной деятельности школьников;

– осуществлять внеклассную работу по предмету, воспитательную работу с учащимися, вести психолого-педагогические наблюдения;

3) научиться анализировать собственную учебно-педагогическую деятельность.

Преддипломная педагогическая практика студентов, обучающихся по специальности «Славянская филология», предполагает:

– ознакомление и учебной и воспитательной работой учреждения образования;

– проведение учебной работы в качестве учителя соответствующего предмета;

– проведение воспитательной и культурно-творческой работы в качестве классного руководителя;

– изучение психолого-педагогических проблем;

– участие в методической работе учреждения образования;

– оценку профессиональных знаний, умений и навыков, приобретенных за время прохождения педагогической практики; подготовку отчетной документации; участие в итоговой конференции по результатам педагогической практики.

В ходе выполнения программы практики формируются следующие академические и профессиональные компетенции:

– АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

– АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

– АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

– АК-4. Уметь работать самостоятельно.

– АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

– ПК-1. Планировать, организовывать и вести педагогическую (учебную, методическую, воспитательную) деятельность.

– ПК-2. Применять различные технологии обучения языку и литературе.

– ПК-3. Осваивать и внедрять в учебный процесс инновационные образовательные технологии.

– ПК-4. Использовать в своей деятельности навыки педагогического (делового) общения.

– ПК-5. Создавать и редактировать документы с учетом специфики деловой коммуникации.

Базы преддипломной педагогической практики. Студенты 4 курса филологического факультета проходят практику, как правило, в 5–11 классах учреждений общего среднего образования г. Минска: средних школах, гимназиях, лицеях, колледжах.

Студенты, обучающиеся по специальности «Русская филология (русский язык как иностранный)», проходят педагогическую практику на филологическом факультете Белорусского государственного университета либо в других учреждениях высшего образования, в которых русский язык изучается как иностранный.

Студенты заочной формы обучения, работающие по специальности в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь, проходят педагогическую практику по месту работы. Для студентов заочной формы обучения, не работающих или работающих не по профилю избранной специальности, прохождение практики является обязательным на местах, определяемых выпускающей кафедрой, и по утвержденной в университете программе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: