В первый день практики проводится курсовое собрание по организационно-методическим вопросам, во время которого студенты получают необходимые указания и рекомендации по организации и проведению учебно-воспитательной работы в учреждениях образования, по ведению документации и составлению отчета о прохождении практики.
Во время прохождения практики студент под контролем непосредственного руководителя практики от организации (учителя-предметника, преподавателя) выполняет программу практики и отражает ход ее выполнения в дневнике прохождения практики.
Преддипломная педагогическая практика проходит в три этапа:
1) ознакомительно-адаптационный этап;
2) учебно-тренировочный этап;
3) зачётно-тренировочный этап.
Во время ознакомительно-адаптационного этапа студенты знакомятся с учреждением образования, учителями, учащимися, организацией и планированием учебно-воспитательного процесса.
Студент закрепляется за одним либо двумя параллельными классами с таким расчётом, чтобы недельное количество уроков языка и литературы было не менее пяти–шести. Практиканты посещают все уроки русского или белорусского языка и литературы в тех классах, за которыми они закреплены, а также уроки русского или белорусского языка и литературы других учителей, руководящих практикой однокурсников, изучают правила ведения школьной документации.
|
|
Результаты всех наблюдений за деятельностью учителя и учащихся в закрепленном за студентом классе оформляются в виде протокольных записей уроков.
Учебно-тренировочный этап предполагает включение студентов в учебно-воспитательный процесс в учреждении общего среднего (или высшего) образования.
Студенты проводят пробные уроки, присутствуют на пробных уроках однокурсников, продолжают посещать уроки учителя русского или белорусского языка и литературы, наблюдают за учебной деятельностью учащихся.
Конспекты всех уроков должны быть подготовлены самим студентом, методически правильно оформлены, полностью отражать предполагаемый ход урока. Конспекты уроков проверяются и утверждаются учителем (или групповым руководителем) за 1–2 дня до проведения данного урока. Студент не допускается к проведению урока, если у него отсутствует конспект данного урока.
После уроков проводится их анализ, во время которого вначале выступает с самоанализом студент, проводивший урок, затем – однокурсники, присутствовавшие на уроке, и в конце – учитель или групповой руководитель. Отметки за пробные уроки не ставятся
Во время зачетно-тренировочного этапа студенты:
– проводят все уроки русского или белорусского языка и литературы в закреплённых за ними классах, при этом определенные уроки являются зачетными;
|
|
– посещают и анализируют зачетные уроки однокурсников;
– проводят воспитательное мероприятие или исследовательскую работу по педагогике;
– выполняют задание по психологии[2].
Количество зачетных уроков:
1) для студентов специальности «Русская филология (по направлениям)» очной формы обучения – 16 (восемь по языку и восемь по литературе);
2) для студентов специальностей «Русская филология (по направлениям)» заочной формы обучения и «Славянская филология» – 6 (три по языку и три по литературе).
Студент не допускается к проведению урока, если у него отсутствует конспект данного урока. Недопуск к уроку приравнивается к отрицательной отметке за урок.
Зачётные уроки анализируются самим студентом, однокурсниками, учителем, групповым руководителем и оцениваются, отметка ставится на конспекте данного урока и сопровождается подписью учителя или группового руководителя.
Кроме того, оцениваются умение студента осуществлять самоанализ проведенного урока, умения практикантов анализировать уроки однокурсников, методически правильно оформлять конспекты уроков.
В последнюю неделю практики студенты приступают и к оформлению отчетной документации о прохождении практики.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Календарный график практики
Этапы практики | Русская филология (очная форма обучения) | Русская филология (заочная форма обучения) | Славянская филология |
Ознакомительно-адаптационный | Первая неделя | Первая неделя | Первая неделя |
Учебно-тренировочный | Вторая–четвертая недели | Вторая неделя | Вторая неделя |
Зачетно-тренировочный | Пятая–десятая недели | Третья–четвертая недели | Третья–четвертая недели |
Пробные и зачетные уроки студенты проводят по индивидуальному графику, связанному с расписанием уроков языка и литературы в закрепленных за практикантами классах. Расписание пробных уроков сообщается групповому руководителю.
К концу учебно-тренировочного этапа студенты составляют график зачётных уроков по следующей схеме:
Образец оформления графика зачетных уроков
График зачётных уроков по русскому языку и литературе в СШ № 1 г. Минска (ул. Чкалова, 3 а) | |||||
Кто проводит (Ф. И. О.) | Класс | Тема урока | Дата прове- дения | Время прове- дения | № каби-нета |
График зачетных уроков сдаётся старосте группы, который сводит все сведения в единую таблицу, сдает её групповому руководителю и руководителю практики от факультета. Если впоследствии в графике зачетных уроков происходят изменения, студенты обязаны предупредить об этом группового руководителя.
Даты проведения воспитательных мероприятий намечаются в соответствии с планом воспитательной работы в данном классе, согласуются с классным руководителем и сообщаются руководителю от кафедры педагогики.