Лабораторная работа № 7

Задание 1. Измерение ситуативной тревожности спортсмена

Шкалы тревоги и тревожности Спилбергера — представляют собой группу личностных опросников, разработанных Ч.Д.Спилбергером в 1966-1973 гг. Согласно концепции Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Вводные замечания. Личностная тревожность спортсмена характери­зует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Выделяют два вида тревожности: 1) реактивная тревожность — ха­рактеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень вы­сокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, ино­гда нарушение тонкой координации; 2) личностная тревожность как проявление нейротизма. Невроти́зм (нейроти́зм) — черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, иногда — вегетативнымирасстройствами. Невротизм не следует отождествлять с неврозом, так как невротические симптомы может обнаруживать и здоровый человек. Невротизм измеряется, как правило, с помощью специальных шкал или личностных опросников.

Очень высокая личностная тре­вожность прямо коррелирует с наличием у личности невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психо­соматическими заболеваниями. Для спортсменов тревожность не яв­ляется изначально негативной чертой личности или фактором неуда­чи в соревнованиях. Определенный уровень тревожности — естест­венная и обязательная особенность подготовки личности к какой-то ответственной деятельности — экзамену, соревнованию, принципиаль­ному решению в жизни, рискованному поступку и пр.

Тревожность в той или иной мере свойственная всем людям, уча­ствующим в спорте и ориентированным на успех или избегание не­удачи в соперничестве в соревнованиях. При этом, как это ни странно, существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной трево­ги» для каждого спортсмена, мобилизующий его на достижение наи­лучшего в данных условиях результата спортивной деятельности. Уро­вень переживаемого человеком состояния тревожности можно заме­рить методом самооценки, но при этом нужно иметь в виду, что у боль­шинства людей имеется врожденный фоновый уровень тревожности — личностная тревожность (ЛТ), а у других людей, наряду с этим, мо­жет возникать особо острое состояние тревожности, обусловленное переживанием чувства ответственности как реакции сознания спорт­сменов на ожидаемые результаты их действий в конкретных условиях предстоящей соревновательной деятельности. Такую тревожность на­зывают реактивной (РТ) или ситуативной, поскольку она исчезает вместе с соревновательной ситуацией, ее вызвавшей. Спортивные со­ревнования, как правило, возбуждают в спортсменах состояние реак­тивной тревожности (РТ), которая, однако, может наслаиваться на личностную тревожность (ЛТ), усугубляя тем самым предстартовое состояние спортсмена. Тренеру, как и самому спортсмену, полезно уметь разделить в своем сознании эти два вида тревожности с тем, чтобы легче справиться с ними и выступить в соревнованиях на уров­не своих реальных возможностей.

Методика исследования. Шкала самооценки состоит из 2 частей, раз­дельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и лич­ностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Представленную ниже шкалу тревожности можно успешно исполь­зовать в целях обучения спортсменов сознательной саморегуляции своих психофункциональных состояний, для тренеров — в целях ру­ководства командой с учетом индивидуального подхода к спортсме­нам, для спортивных психологов и врачей — в целях психокоррекционной деятельности, а также в исследовательских целях для оценки динамики состояния тревожности спортсменов (например, до заня­тий аутотренингом и после курса аутотренинга). В последнем случае можно использовать первую половину шкалы (высказывания 1-20) и укороченный вариант шкалы, на заполнение которого уходит всего 10-15 с.

Шкалу самооценки Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина можно успешно использовать в целях саморегуляции, руководства и психокоррекционной работы.


Бланк для ответов

Фамилия________________________________ Дата________________________

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет

 

 

Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершено верно
1 2 3 4 5 6
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ничего не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4 Я испытываю сожаление 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я расстроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8 Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я неврвничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности, напряженности 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4

 

Бланк для ответов

Фамилия________________________________ Дата________________________

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет

 

Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1 2 3 4 5 6
21 Я испытываю удовольствие 1 2 3 4
22 Я очень быстро устаю 1 2 3 4
23 Я легко могу заплакать 1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие 1 2 3 4
25 Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения 1 2 3 4
26 Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
28 Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня 1 2 3 4
29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
30 Я вполне счастлив 1 2 3 4
31 Я принимаю все слишком близко к сердцу 1 2 3 4
32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
33 Обычно я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра 1 2 3 4
36 Я доволен 1 2 3 4
37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
38 Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть 1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40 Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: