Вводные замечания. Педагогическая цель задания состоит в ознакомлении студентов с методом оценочной биополяризации и в обучении их умениям исследовательской работы с помощью этого метода для измерения оценочных стереотипов восприятия и понимания тренером себя и других людей в совместной работе и в общении со спортсменами. Данный тест, как показывает исследовательская практика в сфере спорта, можно с успехом применять также и для психодиагностики предрасположенности тренера к тому или иному стилю руководства, а также для изучения особенностей структуры его самосознания по показателям самооценки.
Методика исследования. Для оперативной количественной обработки результатов группового эксперимента необходим электронный калькулятор. Тест состоит из набора биполярных качеств личности, значимых для тренера по его работе с точки зрения успешности влияния в общении с партнерами: а) как товарищами по межличностному общению (личностные качества); б) как сотрудниками по совместному делу — работе (деловые качества). Обычно набор биполярных качеств в одном опыте не превышает более 20 противоположных по смыслу качеств: отрицательное качество оттеняет значение положительного качества, что делает его оценку более точной (так называемые прилагательные антонимы, например «честный—лживый).
|
|
Инструкция. «Перед вами набор биполярных качеств личности. Выраженность каждого биполярного качества оценивается с помощью 10-балльной шкалы:
Качество, присущее 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Качество,
в высшей степени вовсе не присущее
Пользуясь данной шкалой, выполните следующие три действия:
1) выберите из числа знакомых вам людей наиболее предпочитаемого человека как сотрудника по совместной работе и оцените его качества в столбце П протокола опыта;
2) выберите из числа знакомых вам людей наименее предпочитаемого человека как сотрудника и оцените его качества в столбце Н протокола опыта;
3) оцените самого себя в столбце С протокола опыта.
Методика работы. Испытуемые получают протокол опыта, заполняют его в соответствии с инструкцией и затем проводят первичную количественную обработку данных — подсчитывают суммы баллов по столбцам и высчитывают индексы оценочной биполяризации: АСОобщ. (общее); АСОл (личностное), АСОд (деловое).