Этнопсихологическая школа

АМЕРИКАНСКАЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — совокупность концепций, широко разрабатывавшихся в США в первой половине — середине XX в. и объяснявших своеобразие культурно-исторического облика народов. Наиболее яркими представителями Американской этнопсихологической школы являлись такие видные ученые, как А. Кардинер, Р. Бенедикт, М. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон и др.

В основу научных исследований, взглядов и концепций Американской этнопсихологической школы было положено признание существования у различных народов специфических, только им присущих черт национального характера, которые являются устойчивыми психологическими характеристиками. Важнейшее внимание американские этнопсихологии уделяли разработке понятия «личность» как основного компонента исходной единицы, определяющей структуру целого. Настоящей и первичной реальностью для них являлся индивид, личность, а потому с изучения личности, индивида и следовало, по их мнению, начинать исследование культуры каждого народа.

А. Кардинер (1891 — 1981). В своих трудах «Индивид и его общество» (1937) и «Психологические границы общества» он изложил в обобщенном виде основные идеи этнопсихологической школы. Центральным понятием этнопсихологии, по Кардинеру, является понятие «основной личности», которое формируется на основе единого для всех членов данного общества опыта и включает в себя такие личностные характеристики, которые делают индивида максимально восприимчивым к данной культуре и дают ему возможность достигнуть в ней наиболее комфортного и безопасного состояния. По существу, «основная личность» представляет собой некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий базу этого общества и его культуры.

Следует отметить, что концепция «основной личности» возникла в рамках психоанализа и лишь затем была перенесена на антропологическую почву. «Основная личность» формируется через так называемые «первичные общественные институции» (понятие «институция» определялось А. Кардинером как средство, с помощью которого на индивид в процессе его роста и развития оказывается определенное влияние), которые включают способы жизнеобеспечения семейной организации, практику ухода за детьми, их воспитания и социализации - формирование человека в качестве члена определенного общества, усвоение им черт характера, знаний, навыков и т. п., принятых в данном обществе.

«Вторичные общественные институции» (фольклор, мифология, религия) являются проекцией «основной личности», ее порождением, значительным вкладом в этнопсихологические исследования в трудах Рут Бенедикт (1887 — 1949) «Модели культуры» (1934), «Конфигурации культур в Северной Америке» (1946), «Психологические типы культур Юго-Запада» (1953). Основная идея ее работ заключается в том, что каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов, которые объединены культурной темой (называемые этосом культуры), определяющей не только, каким образом элементы культуры соотносятся друг с другом, но и их содержание. Элементы, чуждые данному народу, не получают возможности для своего развития. Те аспекты жизни, которые кажутся наиболее важными с позиции своей культуры, могут играть незначительную роль в других культурах, ориентированных иначе, чем своя. В то же время какие-либо черты, которые имеются в собственной культуре, могут быть переосмыслены в других культурах самым невероятным образом.

Введенный в научный оборот Бенедикт термин «культурная конфигурация» обозначал особый способ соединения (сцепления) элементов культуры, создающих единое целое культуры. Каждая из культурных конфигураций является следствием уникального исторического процесса. Поэтому, по мнению Бенедикт, говорить о степени развитости той или иной культуры бессмысленно, поскольку их невозможно сравнивать.

 

39.Соотношение понятий “культура” и “природа”. Теория “технологического оптимизма”

Традиционные определения культуры коренятся в ее сопоставлениях с природой. Природа обычно рассматривалась как общий фон, позволяющий выявлять особенности культуры. Природа - все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир(толковый словарь Ожёгова).

Природа - это действительность, понятая посредством обобщений. Культура же это действительность, выявляемая посредствам индивидуального подхода.Неразрывное единство человека и природы предполагает отношение к ней как к своему собственному организму. По отношению к природе культура есть возделывание, культивирование, обработка почвы, а по отношению к человеку – воспитание, формирование чувств и мыслей.

Природа – это среда обитания человека, вне которой человек не способен существовать как биологический вид, но наряду с этим, не менее существенной и реальной средой обитания человека является и культура.

В своем труде Э. Тайлор давал определение культура может рассматриваться как состоящая из верований, обычаев законов, форм познания и искусства и т.п., которые присущи индивиду в качестве члена того или иного общества и которые могут быть изучены с помощью научного анализа. Верования, обычаи и другие формы «единого целого», характеризующие какое-либо общество, отличают его от других обществ, существующих в ином месте или существовавших в иные эпохи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: