Технологический оптимизм

Технологический оптимизм –идея, которая провозглашает научно-технический прогресс средством решения всех общественных проблем. Хотя само это понятие появилось только в XX веке, однако можно считать, что век XIX был именно веком технологического оптимизма.

Технологии не дают никакого основания ни для оптимизма, ни для пессимизма. Являясь только инструментом, удобным или нет для определенной производственной ниши, они не могут изменитьбазовых отношений между людьми.

Теория технологического оптимизма (У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, Г. Кан, А. Виннер), возникшего в 1960-х гг., сущность которой сводится к видению широких перспектив в развитии общества и цивилизации за счет научно-технологического роста, что приведет к «обществу изобилия».

Теория экотехнологического пессимизма (Э. Тоффлер, Т. Роззак, Дж. Форестера, М. Медоуза), выдвинутая в 1972 г. концепция нулевого роста предусматривала полный отказ от развития науки и техники.

 

Футурологическое проектирование и перспективы культурной эволюции человека.

Обсуждение будущей культуры неизбежно сводится к анализу современных важнейших тенденций и черт, которые с большей или меньшей вероятностью могут развиться в ближайшие десятилетия. Такой анализ ведется в рамках футурологии — относительно новой науки, призванной прогнозировать возможное будущее человечества.

Термин «футурология» (от лат. futurum — будущее и трем, logos — слово, понятие, обучение) означает сферу теоретико-практического знания, направленного на анализ перспектив человека и общества. Он был введен в 1943 г. немецким социологом О. Флехтрейном для обозначения «философии будущего», 1960-х гг.- «история будущего» и «наука о будущем».

Пытаясь заглянуть в будущее, многие западные ученые анализируют современные политические, социально-экономические отношения и культурные процессы. Считая, что все выявленные ими тенденции в большей степени проявятся в будущем. Благодаря таким исследованиям человечество впервые осознало угрозу глобального уничтожения не только цивилизации, но и всей жизни на планете в целом, что поставило вопрос о необходимости новых путей развития культуры и цивилизации. Исследования отличаются одним общим методологическим недостатком, - они сводят будущее развитие культуры только к развитию существующих тенденций, не принимая во внимание возможные новые исторические обстоятельства или достижения человечества. Поэтому если краткосрочные прогнозы (5-10 лет) довольно достоверны, долгосрочные прогнозы не могут рассматриваться всерьез. Применительно к проблеме будущего культуры их прогнозы можно разделить на две основные группы -пессимистическую и оптимистическую.

Прогнозы пессимистов сводятся к тому, что современная мировая культура находится в глубоком кризисе и движется к своему закату. О кризисном состоянии культуры свидетельствуют глобальные проблемы современного человечества, углубление социального неравенства, многочисленные этнические конфликты и противоречия, кризис нравственности и морали. Сторонники данной точки зрения свою задачу видят в том, чтобы предупредить человечество о грядущих невзгодах и потрясениях. (Д. Медоуз., Дж. Форрестер., Р. Хейлбонер)

Одним из первых исследований такого рода стал доклад «Пределы роста», написанный в 1972 г. группой западных ученых для Римского клуба.Изучив проблемы народонаселения, промышленного производства, загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, они сделали крайне тревожные выводы: если существующие тенденции культурной деятельности человечества не изменятся, то мир ждет глобальная катастрофа. Избежать ее можно, лишь внедрив новые ценностные ориентации в культуру, что требует развития новых систем образования, распространения более адекватных современности норм морали, гармонизации поведения и деятельности человека с требованиями экологической безопасности, а самое главное - качественного преобразования самого человека через развитие образования, раскрытие творческих способностей.

Широкую известность в мире приобрели работы американского футуролога и публициста Э. Тоффлера «Шок будущего» (1970), «Третья волна» (1980) и «Сдвиг власти» (1990), который доказывает неизбежность заката индустриального общества, распада социальных отношений, обострения межэтнических отношений, кризиса семьи, устаревания прежних моральных ценностей.

В изменении массового сознания людей, осознания возможности глобальной катастрофы большую роль сыграли многочисленные антиутопии, среди которых «1984» Д. Оруэлла, «О дивный, новый мир» О. Хаксли, «Мы» Е. Замятина и др., научно-фантастические романы-предупреждения, рисующие разные варианты будущего, которое не должно наступить, например мир победившего тоталитаризма с его удушливой атмосферой и полным контролем не только над поведением, но и мыслями человека. Этой теме посвящен роман И.А. Ефремова «Час быка» - бесспорная классика данного жанра.

Еше больше произведений посвящено теме мира после третьей мировой войны и глобального ядерного катаклизма. Среди них самое впечатляющее — «Марсианские хроники» Р. Брэдбери. Не менее популярной среди писателей темой является экологический кризис.

Прогнозы оптимистов строятся на убеждении, что мировая культура развивается в правильном направлении, будущее за наукой, техникой, рационально организованной экономикой и новыми технологиями. Исходя из этого они утверждают, что любые проблемы, стоящие перед обществом, могут быть решены с привлечением достижений научно-технического прогресса. (Э. Ласло, М. Месарович, А. Эррера).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: