Становление и развитие философии
Учебно-методический комплекс.
Часть 1.
Минск 2010
Рецензенты
А.И. Куиш, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и методологии университетского образования РИВШ.
А.И. Смолик, доктор культурологи, профессор, зав. кафедрой культурологи БГУКИ.
Белокурский В.М.
Становление и развитие философии: учебно-методический комплекс. – Часть 1. – Мн.: Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2010. – с.
Содержание пособия соответствует типовой учебной программе курса «Философия» для высших учебных заведение, утвержденный Министерством образования Республики Беларусь 15.04.2008
Рекомендуется студентам вузов и учащихся колледжей всех форм обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.............................................................4
1. Древнеиндийская философия.............................6
2. Философия Древнего Китая...............................11
3. Античная философия..........................................16
4. Философия Средних веков.................................26
5. Философская мысль эпохи Возрождения.........31
|
|
6. Философия Нового Времени..............................37
7. Философия Просвещения...................................43
8. Немецкая классическая философия...................49
9. Европейская постнеклассическая
философия ХІХ в......................................................56
10. Философия XX в.: основные школы
и направления...........................................................66
11. Русская философия............................................78
12. Белорусская философская и общественно-
политическая мысль................................................86
Ответы на вопросы тестов......................................102
Литература................................................................106
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение философии выступает одним из важнейших направлений гуманитарной подготовки современного специалиста. Сложные, динамичные и остро противоречивые процессы, заявляющие о себе в обществе и культуре требуют от студента развития навыков самостоятельного философского мышления. В данной связи весьма важной задачей является постижение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, взаимосвязи его эволюции с логикой развития духовной культуры человечества, философским осмыслением современных социальных реалий.
Настоящий учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с типовой учебной программой по курсу «Философия» для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15.04.2008 г. Структурирование содержания учебной дисциплины осуществляется в соответствии с основными разделами (модулями) и дидактическими единицами государственного образовательного стандарта. Представленный в учебно-методическом комплексе модуль охватывает историко-философские темы курса, рассматриваемые в 12-ти отдельных главах. Каждая из глав включает пять самостоятельных подразделов. В первом – выделены ключевые понятия изучаемой темы. Во втором – освещены характерные особенности философского мышления представителей соответствующей эпохи. В третьем – дана характеристика основных философских школ и направлений. В четвертом – содержатся небольшие фрагменты оригинальных произведений мыслителей Востока и Запада, дающие студенту наглядное представление о своеобразии их философского мышления и важности поставленных ими проблем. Закрепить и систематизировать изучаемый материал помогут тесты, помещенные в пятом разделе учебного пособия. Список литературы, представленный в конце пособия, даст возможность студенту более глубоко усвоить положения наиболее важных трудов выдающихся мыслителей различных эпох.
|
|
Содержательная проблематика тем представленного модуля позволит студенту:
· знать основные философские учения и главные проблемы каждой из представленных в пособии эпох, а также ведущих мыслителей ключевых направлений и школ;
· уметь характеризовать главные идеи философской картины мира в ту или иную эпоху;
· приобрести навыки и качества анализа философских текстов, культуры философской дискуссии, философского обоснования своей смысложизненной позиции.
Тема 1. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Ключевые понятия
Атман — душа, вечная и неизменная сущность индивида.
Брахма н — высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится.
Майя — мировая иллюзия, пелена, заслоняющая подлинный мир.
Ахимса — принцип непричинения зла всему живому.
Дхарма — космический порядок, совокупность обязанностей человека, его долг.
Нирвана — идеальное состояние отрешенности, характеризующееся утратой чувства "я", которое растворяется в Абсолюте (Брахмане).
Рита — космический миропорядок, закон.
Особенности философского мышления
1. Тесная связь с мифологическими и религиозными представлениями.
2. Преимущественный интерес к духовному миру.
3. Интровертный характер философского умозрения.
4. Нравственная направленность философских исканий.
5. Слабая связь философских идей с научным знанием.
Основные философские школы и направления
Становление философской традиции в Древней Индии связывают с Ведами (II—I тыс. до н.э.) — первым литературным памятником индийского народа. Собственно предфилософские идеи содержит та часть Вед, которая называется Упанишады. В ней представлено учение о Мировом Духе (Брахмане) как генетическом и субстанциальном начале всего сущего. В подобном же русле развивается учение о Духе человека (Атмане) как индивидуальном и универсально-космическом бытии.
На основе Вед в Древней Индии сформировались ортодоксальные (признающие авторитет этого источника) философские школы — веданта, йога, вайшешика и др.
Веданта — одна из первых систем древнеиндийской философии. В ней несистематизированные ранее предфилософские идеи предстали уже в виде теоретической системы. Основу мира ведантисты видели во всепроникающем абсолюте, или чистом сознании, — Брахмане. Мир феноменов же считали иллюзией (майя), за которой скрывается все тот же Брахман. По мере того, как человек, совершенствуясь духовно и интеллектуально, прорывает завесу майи, он обнаруживает, что Брахман и Атман — одно и то же. Данное тождество нашло свое адекватное выражение в формуле "тат твам Аси" ("ты есть Он"). На этой основе возник один из фундаментальных нравственных принципов ведантизма — принцип ахимсы, требующий непричинения зла всему живому в мире.
|
|
Йога — философско-религиозная система освобождения человека от страдания. Техника йоги включала взаимосвязанные аспекты: самоограничение (аскетизм) и медитацию (вхождение в состояние глубокого внутреннего самосозерцания).
Для просветления ума (читты) были разработаны восемь ступеней йоги: 1) яма — воздержание; 2) нияма — этическая культура; 3) асана — положение тела; 4) пранаяма — контроль за дыханием; 5) пратьяхара — выключение чувств; 6) дхарана — внимание; 7) дьяна — созерцание; 8) самадхи — сосредоточение.
Считалось, что последовательное применение этих средств позволяет йогу достичь состояния экстаза, чтобы полностью войти в объект постижения и отчетливо познать его во всей полноте и ясности.
Своего расцвета древнеиндийский материализм достиг в системе вайшешики (VI-V вв. до н.э.). Согласно данной философии, мир состоит из качественно разнородных и различных по размерам и форме мельчайших частиц — ану. Эти частицы вечны и неделимы. Из них возникает многообразный изменяющийся мир вещей.
Неортодоксальные школы — буддизм, чарвака — включают в свои философские построения те или иные положения Вед.
Буддизм (VI-V вв. до н.э.) — другая великая философско-этическая система Древней Индии. Основатель — индийский царевич Сиддхарта Гаутама(556-476 до н.э.), прозванный впоследствии Буддой (Просветленным).
Представление о постоянном круговороте сменяющих друг друга элементов материи и сознания — дхарм — является краеугольным камнем буддизма. Комбинация их составляет то, что принято считать телом, ощущениями, душой. Отсюда следовал вывод о том, что душа и тело не составляют чего-то постоянного, устойчивого, а находятся в состоянии рождения и смерти, хотя человек этого, как правило, не осознает.
В основу нравственного учения Будды положены, четыре «благородные истины»:
♦ "истина страдания" (универсальное свойство человеческой жизни, им проникнуты все ее стороны);
♦ "истина причины " (основа происхождения страдания, корень которого в страстях человека);
|
|
♦ "истина освобождения " (отказ человека от желаний и подавление собственных страстей);
♦ "истина пути" (освобождение от страданий и достижение нирваны).
Путь, ведущий к освобождению от страданий, достижению нирваны, восьмеричен. Его ступенями являются: правильная вера; правильная решимость; правильная речь; правильное действие; правильное усилие; правильный образ жизни; правильное направление мысли; правильное сосредоточение.
Восьмеричный путь Будды предполагал собой целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было породить нравственное очищение человека в свете истины.
Локаята (VIII-VII вв. до н.э.) — неортодоксальное материалистическое направление, отвергавшее идею потусторонего и ставившее целью постижение реального мира. Особое место в нем занимали представители школы чарвака (чар -четыре, вака - слово). Чарваки учили, что в основе мира лежат четыре материальных элемента - земля, вода, воздух и огонь.