Тема 7. Философия Просвещения

Ключевые понятия

Атеизм — система взглядов, отрицающая веру в сверхъ­естественное.

Деизм (лат. deus — бог) — учение, признающее суще­ствование бога в качестве безличной причины мира.

Сенсуализм (лат. sensus — чувство, ощущение) — фило­софское учение, согласно которому ощущения выступают единственным источником познания.

Общественный договор — теория происхождения госу­дарства, разработанная Ж.Ж. Руссо.

Географический детерминизм — направление в фило­софии, начало которому было положено Ш.Л. Монтескье. Гео­графическая среда рассматривалась им как определяющий фактор развития общества.

Особенности философского мышления

1. Гносеологический оптимизм, порожденный убежденностью, что мир насквозь познаваем разумом.

2. Представление об общественном прогрессе как «восходящей лестнице».

3. Деистическое и атеистическое решения проблемы Бога.

4. Просвещенская ирония как главное средство воинствующего атеизма.

 

Основные философские школы и направления

В начале XVIII в. в Европе зародилось Просвещение — идейное течение, прогрессивное в своей основе и связанное с борьбой народных масс и молодой буржуазии против феода­лизма. Фундаментальная идея европейских мыслителей — идея переустройства жизни на разумных началах была унаследована из предшествующей эпохи. Переустройство пони­малось как результат распространения в обществе положительных, практически полезных знаний. В связи с этим особое внимание уделялось правителям, так как просвещенные, монархи Европы, по мнению философов, должны были внед­рить принципы разума в повседневную жизнь своих госу­дарств. Поскольку же новому знанию противостояло христи­анское вероучение, то свою главную задачу философы-про­светители видели в борьбе с религиозными догмами.

Просвещение достигло своего расцвета во Франции. Фи­лософы-просветители идеологически подготавливали общес­тво к революции.

Ф. Вольтер (1694-1778) — один из известных представителей Просвещения во Франции. Творчески восприняв учения Дж. Локка и И. Ньютона, он пришел к пониманию философии как действенного орудия разума в борьбе против неразумного, доживающего свой век общества. Творчество мыслителя проникнуто антицерковными настроениями. "Раздавите гадину!" — таков призыв Ф. Вольтера к обществу. Общественное устройство, по его мнению, должно обеспечить политическое и юридическое равенство людей. "Я могу быть не согласным с вашим мнением, — писал Ф. Вольтер, — но  отдал бы жизнь за ваше право высказывать его".

Ж Ж. Руссо (1712-1778) — один из наиболее влиятельных идеологов Просвещения. Он был первым, кто указал на противоречивый характер общественного прогресса. В трактате "Об общественном договоре" (1762) философ разработал концепцию такой организации общества, которая предполагала бы свободное вступление его членов в договорные отношения, равенство всех лиц и признание ими основных законов. Исходя из своей договорной теории, Ж.Ж. Руссо обосновал право народа на восстание против деспотической власти.

Ш.Л.Монтескье (1689-1758) — видный представитель Просвещения. В своей работе "О духе законов" (1747) предложил новый взгляд на сущность общества. Его главной идеей явилась идея сопряжения законов и естественной среды. Законы, как считал Ш.Л. Монтескье, должны иметь определенное отношение к физическому характеру страны, климату, характеру почвы, ее положению, площади, а также спо­собу жизни народов. Мыслитель пытался объяснить принци­пы развития общества естественным образом. Однако утверж­дая что природная среда имеет определяющее влияние на развитие общества, он переоценил это влияние.

Другой исторической формой философии Просвещения во Франции явился материализм Ж. Ламетри (1709-1751), П. Гольбаха (1709-1789), Д. Дидро (1713-1784), К.А. Гель­веция (1715-1771) и др. Особое внимание философов-мате­риалистов привлекал человек. Он рассматривался ими как часть природы, связанная с ней реальными физическими от­ношениями. Они считали ощущения единственным источ­ником знаний человека о внешнем мире. Подчеркивая роль ощущений в познавательном процессе, просветители-мате­риалисты недооценивали всей значимости мышления как высшей ступени познания.

Д. Дидро, Ж. Ламетри, К.А. Гельвеций, П. Гольбах были также воинствующими атеистами. Религия рассматривалась ими как результат невежества, поскольку они еще не знали социокультурных и социально-экономических причин ее происхождения.

Поистине титаническим трудом французских материа­листов стало создание знаменитой 35-томной "Энциклопедии», в которой с просветительских позиций была

дана оценка всего того, что было достигнуто человечеством области ремесел, искусств и наук. Французский материализм XVIII в. оказал огромное влияние на общественно-политическую жизнь. Идеологи Французской революции широко использовали его идеи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: