Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти, выражающаяся в соотношении властных полномочий центральных и местных государственных органов.
Двумя основными формами являются унитарная и федеративная.
Унитарные государства (Китай, Франция, Италия, и т.д.) - это единые, централизованные, целостные образования, части которых не обладают никакими признаками государственности, всей полнотой государственной власти обладают только центральные органы.
Компетенция центральных органов в унитарных государствах не ограничивается полномочиями местных органов государственной власти.
Они состоят из административно-территориальных единиц, которые не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Все административно - территориальные единицы имеют, как правило, одинаковый юридический статус; они не имеют своей системы законодательства, и своей судебной системы.
Следует заметить, что унитаризм не исключает наличия внутри государства определенных автономных образований. В качестве примера можно назвать статус Польши, Финляндии в Российской империи, Шотландию в современной Великобритании и т.д.
|
|
Федеративное государство (США, ФРГ, Индия и др.) - это сложное союзное государство, в котором верховным суверенитетом обладает федерация в целом, а части федерации (государственные образования) обладают частичным суверенитетом.
В отличие от частей унитарного государства субъекты федерации обладают политической самостоятельностью. Это выражается, в первую очередь, в разграничении компетенции между федерацией в целом и ее субъектами. С одной стороны, выделяется круг вопросов исключительной компетенции федерации, а с другой - сфера исключительного ведения субъектов федерации.
В федеративных государствах наряду с высшими федеральными органами и федеративным законодательством существую высшие органы и законодательство субъектов федерации.
В зависимости от конституционно - правового статуса субъектов федерации бывают симметричные и ассиметричные. В симметричных федерациях субъекты имеют равный конституционно - правовой статус (например, ФРГ, США), в ассиметричных - конституционно - правовой статус субъектов различен (например, Индия, Бразилия).
Федерации могут быть построены по территориальному, по национально-территориальному или по смешанному принципам. В основу территориального принципа положен только географический признак (ФРГ); в национальных федерациях (Индия) субъекты выделяются в зависимости от границ проживания титульной нации; смешанный принцип включает использование общих признаков (Россия).
|
|
По способу образования федерация делится на договорные и конституционные. Конституционные федерации возникают на основе существовавшего единого государства. (Германия, Бразилия, Россия).
Договорные федерации формируются путём объединения на основе договора независимых государств в одно. (США, СССР).
По степени централизации федерации различаются централизованные (Аргентина, ФРГ) и децентрализованные (Швейцария, США).
От унитарной и федеративной формы государственного устройства следует отличать конфедерацию, которая является не формой отдельного государства формой союза государств.
Конфедерация не обладает суверенитетом, который сохраняется у входящих в него государств. Конфедерации создаются для решения общих экономических, политических, военных и других целей. Решения, принимаемые органами конфедерации (которые могут создаваться для координации совместной деятельности), приобретают обязательную силу лишь после утверждения их всеми членами конфедерации.
У конфедерации нет единой системы законодательства, общего гражданству, общей границы. Конфедерации представляют собой аморфные государственные образования, иногда они распадаются, в других случаях играют роль промежуточного звена на пути создания единого государства (Швейцарский союз (1815-1848)).