Основные методологические подходы к правопониманию

Методология правопонимания это направления в теории права, которое анализирует методы, принципы познания права.

Право явление социальное, обладающее социальной сущностью, тесно связано со многими др. соц. явлениями. Поэтому понять, объяснить право можно только в связи с представлениями о природе человека и общества, закономерностях человеческого сознания и поведения, о взаимодействии и влиянии на человека экономики, политики, идеологии, религии.

Будучи тесно связанными с др. соц. явлениями право, безусловно, анализируется врамка тех или иных мировоззренческих представлений исследователя о природе и устройстве мира, сознания и его связи с поведением.

Исходя из этого, следует, прежде всего, связывать типы правопонимания с основными философскими направлениями. И.Н. Сенякин обоснованно определяет основные методологические подходы к правопониманию в рамках традиционных материализма и идеализма.

Материалистический тип понимания ярко воплощён в марксистском подходе. Марксизм сводит право, в конечном счёте, к материальным условиям существования в обществе. Право, его тип, сущность в соответствии с марксизмом обусловлена господствующем в обществе типом производственных отношений. Хотя право наделять некоторой самостоятельностью, способностью влиять на различные стороны жизни общества, его детерминизм от экономики безусловен.

На базе идеалистического подхода к праву сложились несколько типов правоприменения, основными из которых являются теория естественного права и юридического позитивизма.

В рамках естественно - правового подхода право, его сущность рассматривают через призму справедливости. Истинным, «естественным» правом может быть только то, что соответствует либо «божественной воли», либо «разумной природе человека». В рамках данной концепции положительное право подчинено естественному, которое тесно связано с моралью.

Позитивистский тип правопонимания основан на позитивистской философии, отрицавшей ценность умозрительных концепций, считавшей истину знаний результатом исключительно эмпирических исследований. В соответствии с этой методологией юридический позитивизм сводил право к закону, принятому государством, отрицал ценность вопроса о сущности права. Жёстко связывая право с законодательством, позитивизм столь же последовательно разводит право и мораль, так как для права важна его внешняя форма, а не абстрактное моральное содержание.

Методологически близки с позитивистским подходом нормативистская, историческая, социологическая и психологические теории права.

Такие типы правопонимяния можно связывать с той правоосновой, которая играла методологическую роль в правопознании и на которую опирался исследователь в качестве некой аксиомы. Так по источнику правообразования выделяют две основные группы концепций. В первой в качестве токовой понимают государство, а во второй нечто иное - Бога, разумную природу человека, законы Вселенной. Наиболее распространённой теорией первой группы является юридический позитивизм, а во второй - естественно - правовая концепция. Позитивизм опирается на очевидную истину - основной правотворящнй силой выступает государство в лице его органов. Иные субъекты либо не создают право, либо делают это ограниченно на основе государственной санкции. Естественно - правовая концепция также исходит из весьма простой идеи: право государства может быть произвольно и не справедливо, нужно нечто, его ограничивающее и направляющее.

В зависимости от того, что считали содержательной основой права - ному, правоотношение или правосознание, - были разработаны нормативистская, социологическая и психологические теории.

Особенно также связывать исторические типы правопонимания с историческими типами научной рациональности. Естественно - правовой тип правопонимания (юснатурализм) характерен для мифологической и религиозной культуры представления о рациональном и соразмерном устроении мира. Этатистский подход также сформировался в рамках классической научной рациональности на базе, как уже было сказано, методологии научного позитивизма. Также в рамках классического типа научной рациональности во второй половине 19 века формируется социологический подход. В рамках данного подхода предпринята попытка понять право как социальное явление, отражающее закономерные условия социального бытия и относительно независимое от государства.

На основе неклассической научной рациональности с начала 19 века начал формироваться неклассический тип правопонимания. Неклассический тип научной рациональности исходит из неустранимости субъекта познания из самого процесса познания и из многообразия способов познания, вытекающего из сложности самих изучаемых объектов. На этой основе стали формироваться разного рода интегративные теории: интегративная юриспруденция Дж. Холла, Г. Дж. Бергмана; экологическая концепция права К. Коссио и др.

Современная постнеклассическая наука в сфере теории права пришла к так называемой интегральной теории права. В рамках данной теории предпринимаются попытки не механического, электрического соединения разных свойств, сторон бытия права, а её интерпретации как некого многоединства, системной ценности. Одним из вариантов интегральной теории права предлагается коммуникативная концепция права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: