К базисным для любого общества направлениям социально-экономического регулирования относятся:
• определение стратегии развития;
• гарантирование прав собственности;
• партнерские отношения с частным и смешанным секторами;
• финансовая, денежная, социальная политика;
Стратегия социально-экономического развития — это детальный, всесторонний комплексный план, направленный на воплощение миссии организации (государства).
Государственная социально-экономическая стратегия требует налаженного механизма построения целей, который включает логическое продвижение от абстрактного общего предвидения к конкретному прогнозированию и далее — к макроэкономическому планированию и программированию.
Иерархия целей строится по принципу приоритетов потребностей и интересов общества. Разнообразие потребностей, взглядов, подходов, мотивов и интересов в соответствии с постиндустриальной концепцией развития является необходимым и желательным, поскольку порождает в обществе тот потенциал, который обеспечивает его динамическое развитие.
|
|
Определение приоритетных направлений осуществляется экспертными методами на основании определенных критериев (факторов):
- социально-экономическая эффективность;
- скорость получения положительных результатов;
- минимум необходимых ресурсов для реализации намеченного.
Цели должны отвечать трем основным требованиям:
1. конкретность,
2.определенность во времени
3.реальность.
Отбор инструментов государственного регулирования осуществляется с целью определения необходимости и возможности применения их для достижения соответствующих целей.
Стратегия социально-экономического развития формируется через:
1. макроэкономическое прогнозирование,
2. макроэкономическое планирование
3. государственное программно-целевое планирование.
Экономическое прогнозирование - определение состояния и возможностей развития экономических процессов и явлений на различных уровнях экономической системы (макро-, мезо- и микроуровне).
Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем, а также об альтернативных путях и сроках достижения такого состояния. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Одним из важнейших направлений является социально-экономическое прогнозирование общественного развития.
Источники прогнозной информации:
- теоретические знания о закономерностях развития процесса;
- статистическая информация об объекте прогнозирования;
- накопленный опыт в сфере прогнозирования;
- экономико-математические модели.
|
|
Гипотеза - это научное предвидение на уровне общей теории. Прогноз при сравнении с гипотезой, имеет большую определенность и достоверность, поскольку базируется не только на качественных, но и на количественных параметрах.
Гипотетические представления и прогнозы создают условия для научно обоснованного планирования (процесса принятие управленческих решений).
Макроэкономическое планирование - это особый вид деятельности государства по определению стратегических, тактических и оперативных целей планового периода, а также способов достижения этих целей.
План (программа) — это комплекс конкретных мероприятий, направленных на достижение определенных целей. План характеризуется высшей степенью конкретности и имеет однозначное решение.
Директивный план имеет силу юридического закона, адресный и обязательный для выполнения характер. При директивном планировании должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых задач. Директивное планирование присуще командной экономике.
Индикативный план — это рекомендательная система плановых мероприятий, направленных на достижение целей социально-экономической политики государства, которая предусматривает создание таких условий функционирования субъектов экономики, которые бы побуждали их к выполнению поставленных задач. Индикативное макроэкономическое планирование присуще смешанной экономике.
Недостатки рыночного саморегулирования и государственного вмешательства в экономику порождают сложные социально-экономические проблемы, решение которых связано с использованием так называемого программно-целевого метода планирования.
Использование данного метода предусматривает: определение проблемы и формулирование целей; разработку и реализацию программы, направленной на достижение целей; систематический контроль за качеством и результатами работ, предусмотренных программой; корректировку мероприятий, направленных на реализацию целей.
Программно-целевой метод планирования реализуется через целевые комплексные программы. Целевая комплексная программа (ЦКП) — это документ, в котором содержится определенный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на достижение целей.
Главная роль в реализации стратегии социально-экономического развития отводится Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, осуществляющему проведение единой государственной социально-экономической политики. Основными его задачами являются определение путей и разработка методов эффективного развития экономики, обеспечивающих социально-экономический прогресс Российской Федерации.
В Правительство РФ представляются экономически обоснованные заключения по развитию отраслей экономики, жизнеобеспечению населения, использованию валютных ресурсов, управлению государственным имуществом и по другим социально-экономическим вопросам.
Решающее воздействие на развитие экономики оказывают разрабатываемые параметры и направления деятельности государства. Среди них:
· макроэкономические показатели;
· инвестиционная программа;
· основные социально-экономические задачи;
· федеральные целевые программы, предлагаемые к финансированию за счет бюджета;
· объем и структура поставок продукции для федеральных государственных нужд;
· проектировки развития государственного сектора экономики;
· международные договоры России, вступившие в силу;
· программа государственных внешних заимствований и предоставления кредитов Россией другим странам;
· программа внутренних заимствований.
Среди важнейших направлений экономического регулирования выделяются:
|
|
1. Государственное регулирование отношений собственности
2. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса.
3. Государственное регулирование внешнеэкономических отношений.