Следует обратить внимание на то, что две наиболее значимые реформы, проведенные в США в начале и последней четверти XX в., осуществлялись по двум разным теоретическим моделям: кейнсианской и неоконсервативной («теория предложения»). По-видимому, причиной этого является существенное различие в условиях, сложившихся в стране к моменту начала первой и второй реформ. Великая депрессия 20-30-х гг. и кризис 70-80-х гг. различаются глубиной падения национальной экономики. Если происходившее в 70-80-х гг. может быть названо кризисом, то Великая депрессия должна расцениваться как катастрофа национальной экономики, выход из которой мог быть осуществлен только на основе жесткого вмешательства государства в экономическую деятельность.
Сегодня выделяют следующие модели рыночной экономики:
1. саксонскую (США, Канада, Англия) – неограниченная свобода предпринимательства;
2. западноевропейскую (Франция, Италия, Испания, Португалия) – активное государственное регулирование, большая доля государственного сектора;
3. социально-ориентированную (Германия, Австрия, Голландия) – подчеркнута социальная направленность государства;
4. скандинавскую (Швеция, Дания, Норвегия) - паритетность государственного и частного капитала, ярко выраженная социальная направленность;
5. патерналистскую (Япония) – усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном способе производства.
Рыночные реформы в бывших социалистических странах и роль государства в их проведении.
Важное значение для хода и результатов реформ в странах с переходной экономикой имеют исходные условия:
• длительность существования командной системы;
• наличие и доля частного сектора в экономике;
• размер структурных диспропорций и уровень милитаризации экономики;
• размеры инфляции, внешнего долга и т.п.;
• трудовая этика населения и преобладающий хозяйственный менталитет;
• открытость экономики и общества по отношению к странам с рыночной системой и др.
В процессе перехода от командно-административной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.
Первая группа включает страны, где темпы продвижения к рыночной системе наиболее значительны (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии).
Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено рядом факторов: существованием основ рыночной экономики до поворота к административно-командной системе, тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой, относительной сбалансированностью структуры народного хозяйства или небольшим объемом диспропорций, консенсусом всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.
Вторая группа включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Россия, страны - члены СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия).
Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты на их территории.
Третью группу составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно-командной системы было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения.
Варианты перехода к рыночной экономике
Практика стран, входивших некогда в социалистическую систему, демонстрирует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику:
1. исторически более ранний эволюционный путь - градуализм (Китай и в немалой степени Венгрия);
2. "шоковая терапия", применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и большинстве стран Центральной и Восточной Европы.
Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.
Выбор пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли руководства, сколько от комплекса имеющихся предпосылок.
Для использования эволюционного перехода необходимо:
- наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, с работниками, сохранившими навыки частного предпринимательства;
- сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса;
- стабильность финансовой системы;
- преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др.
Выбор "шокового" варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.
Можно выделить следующие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.
1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями.
2. Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, не только с помощью более гибкой системы цен, но и благодаря развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению рынка.
3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.
4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями.
5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции.
Стратегия "шоковой терапии" включает:
• одномоментную либерализацию цен и переход к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;
• скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими;
• ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;
• либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.
Минусы "шоковой терапии": резко снижается жизненный уровень населения, прежде всего малообеспеченных и занятых в некоммерческой сфере слоев; сокращается инвестиционный спрос и, следовательно, капитальные вложения; падает объем производства продукции; растет безработица.
Опыт стран с переходной экономикой приводит к выводу о том, что не столько форма собственности, сколько характер управления предприятиями и наличие конкурентной среды определяют уровень их экономической эффективности и темпы роста производства.
18.Переход от командно-административной системы к рынку является сложным процессом и характеризуется:
- спадом производства,
- разрушением многих хозяйственных связей,
- расстройством денежного обращения и потребительского рынка,
- ростом цен,
- инфляцией,
- стагнацией производства.
Для создания эффективной рыночной системы на базе перехода от командно-административной экономики необходимо проведение ряда мероприятий:
· Создание законодательной базы, позволяющей регламентировать поведение хозяйствующих субъектов.
· Оздоровление финансовой системы, переход к индикативным методам.
· Создание условий приспособления и развития для убыточных и низкорентабельных предприятий, ликвидировать которые сразу нельзя.
· Осуществление структурной перестройки всего хозяйственного комплекса страны, внедрение новейших достижений техники, новых технологий, развитие ресурсосбережения.
· Проведение активной социальной политики, призванной облегчить для населения отрицательные последствия перехода к рынку, обеспечение социальной защиты.
· Проведение четкой антимонопольной политики, повышение государственного контроля за деятельностью монополий.
Главными рычагами регулирования должны стать:
- цены (в особенности на сырье и основные потребительские товары),
- налоги и льготы по ним,
- выделение финансовых ресурсов,
- кредитные ставки, рентные платежи, ставки оплаты труда, пенсий, пособий и т.п.
Каждое государство вырабатывает свою модель построения рыночной экономики с учетом своих особенностей — природно-экономических, исторических, уровней экономического развития и т.д.