УЧЕбная программа
по дисциплине «специальная психология»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Специальная психология» адресован студентам факультета психологии, введен в соответствии с Государственным образовательным стандартом II поколения.
Данная дисциплина логически связана с учебными курсами общей, возрастной и педагогической психологии, дающими общее представление о "нормальном" психическом развитии ребенка в период школьного обучения, основных линиях и показателях интеллектуального и личностного развития, а также особенностях педагогических воздействий на ребенка с учетом его индивидуальных характеристик.
Курс является как теоретическим, так и практическим. В нем рассмотрены вопросы организации специальной психологической помощи в системе образования и пути ее реализации; основные принципы психолого-педагогической диагностики отклоняющегося развития и вопросы психокоррекционной работы в рамках профессиональной компетенции будущего специалиста.
Целью курса является изучение истории возникновения специальной психологи как отрасли психологической науки и практики; ее связи с другими науками и отраслями психологической науки; методологических вопросов специальной психологии, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющего развития.
Практическое значение курса состоит в том, что изучение особенностей аномальных детей поможет будущему специальному психологу профессионально отнестись к каждому ребенку, выявить основные причины наблюдаемых отклонений, дать рекомендации учителям и родителям.
Задачей студентов, работающих по данной программе, становится не только знакомство с проявлениями тех или иных отклонений, но и выявление трудных и травмирующих ситуаций, их вызывающих. Следует обратить внимание на специфику семейного воспитания, стиль общения воспитателя с группой, учителя с классом, особенности общения детей со сверстниками.
Студенты должны знать:
- основные понятия курса;
- типологию отклонений психического развития и их причины;
- важнейшие современные теории и идеи в области отечественной и зарубежной специальной психологии
Студенты должны уметь:
- самостоятельно подбирать, анализировать, конспектировать и реферировать предлагаемую литературу;
- подбирать диагностический и коррекционный материал для работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Специальная психология как самостоятельная отрасль психологической науки. Задачи и методы специальной психологии
Специальная психология как отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденньми или приобретенными дефектами формирования нервной системы, и устанавливающая возможности и пути компенсации дефектов различной сложности. Задачи специальной психологии. Методы специальной психологии.
Тема 2. Теория компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация
Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.
Тема 3. Закономерности психического развития аномальных детей
Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях. Специфические закономерности аномального развития.
Тема 4. Дизонтогенез и его психологические параметры. Отраслевая дифференциация специальной психологии
Категория развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтогенез). Психологические параметры дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Отрасли специальной психологии.
Тема 5. Методы компенсации, коррекции и социальной адаптации. Методология обучения аномальных детей, подготовка их к интеграции в современном обществе
Компенсация. Коррекция. Социальная адаптация. Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Интегрированное обучение. Интеграция человека с нарушениями психического развития в общество.
Тема 6. Особенности проблематики изучения аномальных детей
Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии
Список литературы
по дисциплине “Специальная психология”
Основная
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб: изд-во «Лань», 2003.
2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. - М.: «Аспект», 2005.
3. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
5. Актуальные проблемы диагностики детей с ЗПР. Под /ред. К.С. Лебединского-M., 1982.
6. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.. 1991.
7. Леви В.И. Нестандартный ребенок. - М., 1992.
8. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2002.
9. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., АРКТИ, 2001.
10. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии. -Спб., 2003.
11. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., Академия, 2002.
12. Щербакова Ю.В. Специальная психология.- М.: Риор, 2006.
Дополнительная
1. Батаршев А.В. Диагностика пограничных психических расстройств личности.- М.: 2004.
2. Вытягова Т.А., Степанова Н.А. Диагностика предпосылок школьной дезадаптации. –Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2004.
3. Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях.- СПб.: Каро, 2005.
4. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
5. Лях Т.И., Степанова Н.А. Специфика и преемственность в выполнении курсовых и дипломных работ по специальной психологии.- Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2005.
6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. – М., Академия, 2001.
7. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М., 1988.
8. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.
9. Лях Т. И., Соловьева Л. В. Развитие субъективности младших школьников с ограниченными возможностями (нарушение слуха и речи). В 2 ч. Ч.2. - Тула, изд. ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2003.
10. Степанова Н. А., Борисова И. С. Реабилитация детей с РДА средствами анималотерапии. - Тула, изд. «АртПринт», 2006.
11. Фаллер Г. А. Нейро- и патопсихологические особенности младших школьников с трудностями в обучении. - Калуга, изд. «Пересвет», 2006.
Информационные ресурсы
1. Степанова Н.А. Специальная психология. Курс лекций. Электронный вариант (кабинет самостоятельной работы по психологии).
2. Степанова Н.А. Тестовые задания по дисциплине «Специальная психология».-Электронный вариант (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого).
3. Степанова Н.А. Учебно-методические материалы по дисциплине «Специальная психология». Электронный вариант (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого, кафедра специальной психологии им. Л.Н. Толстого).
4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования.
http://www.psyperm.narod.ru/K2.htm
5. Газета «Школьный психолог» http://psy.1 september.ru/
6. Журнал практической психологии и психоанализа. http://www.psychol.ras.ru/
7. Института групповой и семейной психотерапии. http://www.localhost.ru/
8. Журнал практического психолога. http://www.a-lider.
Статьи:
- Апресян Р. Г. Этика ненасильственного разрешения конфликтов.
http://www.nns.ru/analytdoc/konflg.htm/
- Братченко С. Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании. http://www.tolerance.ru/p-biblio-readhall.shtm/
- Кошарный А. В., Кошарный Е. А. Психологические механизмы формирования толерантности. http://www.toleration.bsu.edu.ru/public/
10. Лях Т.И., Степанова Н.А. Специфика и преемственность в выполнении курсовых и
дипломных работ по специальной психологии.- Методические рекомендации. Электронный вариант. 562 КБ (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого, кафедра специальной психологии им. Л.Н. Толстого).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ДИСЦИПЛИНЕ "СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"
ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Всего | |
Лекций | Практичес- ких . | |||
1. | Специальная психология как самостоятельная отрасль психологической науки. Задачи и методы специальной психологии. | 4 | - | 4 |
2. | Теория компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. | 2 | 2 | 4 |
3. | Закономерности психического развития аномальных детей. | 2 | 4 | 6 |
4. | Дизонтогенез и его психологические параметры. Отраслевая дифференциация специальной психологии. | 4 | 4 | 8 |
5. | Методы компенсации, коррекции и социальной адаптации. Методология обучения аномальных детей, подготовка их к интеграции в современном обществе. | 4 | 4 | 8 |
6. | Особенности проблематики изучения аномальных детей. | 2 | 2 | 4 |
ИТОГО: | 18 | 16 | 34 |
2.2. ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
№ | Название темы | Лекции | Практические | Всего |
1. | Введение в курс специальной психологии | 1 | - | 1 |
2 | Теория компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. | 1 | - | 1 |
3. | Закономерности психического развития аномальных детей | 2 | - | 2 |
4. | Дизонтогенез и его психологические параметры. Отраслевая дифференциация специальной психологии. | 2 | 2 | 4 |
5. | Методы компенсации, коррекции и социальной адаптации. | 1 | 2 | 3 |
6. | Особенности проблематики изучения аномальных детей. | 1 | - | 1 |
ИТОГО: | 8 | 4 | 12 |