К теме «Дизонтогенез и его психологические параметры»

Цель занятия: исследование понятия «дизонтогенез» и определение его психологических параметров.

Вопросы для обсуждения

Как соотносятся возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка?

В каких случаях можно говорить об аномальном развитии? Каких детей считают аномальными?

В чем состоит принцип возрастной обусловленности типа нарушенного развития?

Перечислите основные параметры дизонтогенеза и дайте их содержательное описание.

Приведите примеры различных видов дизонтогенеза.

Охарактеризуйте три основных направления дизонтогенеза: ретардация, асинхрония, дефицитарность.

Рекомендуемая литература

    К теме «Методы компенсации, коррекции и социальной адаптации»

    Цель занятия: знакомство с методами компенсации, коррекции, социальной адаптации.

    Вопросы для обсуждения

    Как связаны социальная адаптация и индивидуальные особенности развития личности?

    Как Вы представляете себе соотношение возрастных, типических и индивидуальных особенностей ребенка?

    Какие личностные образования, на Ваш взгляд, становятся наиболее значительной помехой на пути социальной адаптации школьника?

    В каких ситуациях включаются механизмы психологической защиты?

    Задания для самостоятельной работы

    1. Конспектирование:

    Принципы социального воспитания глухонемых детей. В кн. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.

    2. Темы рефератов и сообщений

    Проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения.

    Рекомендуемая литература

    1. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986.
    2. Леви В. И. Нестандартный ребенок. - М., 1992.
    3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.
    4. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
    5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития.- М., Академия, 2001.
    6. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2002.
    7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., Аркти, 2001.                  
    8. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.

    К теме «Особенности проблематики изучения аномальных детей»

    Цель занятия: знакомство с особенностями интегрированного обучения.

    Задания для самостоятельной работы

    Конспектирование:

    1. Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании). В кн. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Под ред. Б.П. Пузанова.- М.: Академия, 2001.

    Рекомендуемая литература

    1. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.
    2. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности.- М., 1980.
    3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
    4. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
    5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития.- М., Академия, 2001.
    6.  Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2002.         
    7. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., Академия, 2002.

    4.3. При выполнении заданий по самостоятельной работе рекомендуется использовать следующие информационные ресурсы:

    1. Степанова Н.А. Специальная психология. Курс лекций. Электронный вариант (кабинет самостоятельной работы по психологии).

    2. Степанова Н.А. Тестовые задания по дисциплине «Специальная психология».-Электронный вариант (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого).

    3. Степанова Н.А. Учебно-методические материалы по дисциплине «Специальная психология». Электронный вариант (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого, кафедра специальной психологии им. Л.Н. Толстого).

    4. Лях Т.И., Степанова Н.А. Специфика и преемственность в выполнении курсовых и

    дипломных работ по специальной психологии.- Методические рекомендации. Электронный вариант. 562 КБ (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого, кафедра специальной психологии им. Л.Н. Толстого).

    5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования.

    http://www.psyperm.narod.ru/K2.htm

    6. Газета «Школьный психолог» http://psy.1 september.ru/

    7. Журнал практической психологии и психоанализа. http://www.psychol.ras.ru/

    8. Института групповой и семейной психотерапии. http://www.localhost.ru/

    9. Журнал практического психолога. http://www.a-lider.

    Статьи:

    - Апресян Р. Г. Этика ненасильственного разрешения конфликтов.

      http://www.nns.ru/analytdoc/konflg.htm/

    - Братченко С. Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании. http://www.tolerance.ru/p-biblio-readhall.shtm/

    - Кошарный А. В., Кошарный Е. А. Психологические механизмы формирования толерантности. http://www.toleration.bsu.edu.ru/public/

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: