Цель занятия: исследование понятия «дизонтогенез» и определение его психологических параметров.
Вопросы для обсуждения
Как соотносятся возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка?
В каких случаях можно говорить об аномальном развитии? Каких детей считают аномальными?
В чем состоит принцип возрастной обусловленности типа нарушенного развития?
Перечислите основные параметры дизонтогенеза и дайте их содержательное описание.
Приведите примеры различных видов дизонтогенеза.
Охарактеризуйте три основных направления дизонтогенеза: ретардация, асинхрония, дефицитарность.
Рекомендуемая литература
- Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986.
- Леви В. И. Нестандартный ребенок. - М., 1992.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.
- Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития.- М., Академия, 2001.
- Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2002.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., Аркти, 2001.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности.- М., 1980.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
- Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития.- М., Академия, 2001.
- Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2002.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., Академия, 2002.
К теме «Методы компенсации, коррекции и социальной адаптации»
Цель занятия: знакомство с методами компенсации, коррекции, социальной адаптации.
Вопросы для обсуждения
Как связаны социальная адаптация и индивидуальные особенности развития личности?
Как Вы представляете себе соотношение возрастных, типических и индивидуальных особенностей ребенка?
Какие личностные образования, на Ваш взгляд, становятся наиболее значительной помехой на пути социальной адаптации школьника?
В каких ситуациях включаются механизмы психологической защиты?
Задания для самостоятельной работы
1. Конспектирование:
Принципы социального воспитания глухонемых детей. В кн. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.
2. Темы рефератов и сообщений
Проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения.
Рекомендуемая литература
К теме «Особенности проблематики изучения аномальных детей»
Цель занятия: знакомство с особенностями интегрированного обучения.
Задания для самостоятельной работы
Конспектирование:
1. Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании). В кн. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Под ред. Б.П. Пузанова.- М.: Академия, 2001.
Рекомендуемая литература
4.3. При выполнении заданий по самостоятельной работе рекомендуется использовать следующие информационные ресурсы:
1. Степанова Н.А. Специальная психология. Курс лекций. Электронный вариант (кабинет самостоятельной работы по психологии).
2. Степанова Н.А. Тестовые задания по дисциплине «Специальная психология».-Электронный вариант (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого).
3. Степанова Н.А. Учебно-методические материалы по дисциплине «Специальная психология». Электронный вариант (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого, кафедра специальной психологии им. Л.Н. Толстого).
4. Лях Т.И., Степанова Н.А. Специфика и преемственность в выполнении курсовых и
дипломных работ по специальной психологии.- Методические рекомендации. Электронный вариант. 562 КБ (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого, кафедра специальной психологии им. Л.Н. Толстого).
5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования.
http://www.psyperm.narod.ru/K2.htm
6. Газета «Школьный психолог» http://psy.1 september.ru/
7. Журнал практической психологии и психоанализа. http://www.psychol.ras.ru/
8. Института групповой и семейной психотерапии. http://www.localhost.ru/
9. Журнал практического психолога. http://www.a-lider.
Статьи:
- Апресян Р. Г. Этика ненасильственного разрешения конфликтов.
http://www.nns.ru/analytdoc/konflg.htm/
- Братченко С. Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании. http://www.tolerance.ru/p-biblio-readhall.shtm/
- Кошарный А. В., Кошарный Е. А. Психологические механизмы формирования толерантности. http://www.toleration.bsu.edu.ru/public/
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»