Органы чувств снабжают наш мозг постоянным потоком информации об окружающем мире. Основной задачей мозга при этом становится переработка этого сырого материала и использование его для осмысления окружения через процесс восприятия. Мозг справляется с этой задачей столь четко и хорошо, что мы даже не замечаем его работы.
Иногда и повседневной жизни мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда сформированная картина окружающего мира оказывается обманчивой. Поздно вечером возвращаясь домой, завернув за угол, мы видим грабителя, спрятавшегося в тени, и резко отскакиваем в сторону. Однако через долю секунды понимаем: этот «грабитель» — всего лишь куст. Почему же мы ошиблись и что на самом деле видели там? В действительности мы увидели куст, но восприняли его как грабителя.
Вполне вероятно, что если бы мы жили в мире, где не бывает грабителей, а в тени прячутся саблезубые тигры, то, завернув за угол, мы могли бы увидеть именно саблезубого тигра. Необработанная информация, поступающая от органов чувств, является, следовательно, очень важным, но не единственным компонентом процесса восприятия. Способность видеть, слышать и чувствовать, дается нам от рождения, но если бы при построении картины окружающего мира мы опирались лишь на эти ощущения, то оставались бы такими же беспомощными, как ребенок. Мы должны научиться интерпретировать и упорядочивать эти ощущения, для чтобы окружающий мир стал безопасным и предсказуемым.
|
|
На восприятие влияет не только наш прошлый опыт взаимодействия с окружающим миром, но и наше эмоциональное состояние в настоящий момент, равно как и потребности, желания, страхи и мечты. Некоторые люди чаще других принимают кусты за грабителей (или саблезубых тигров). Хотя в некоторых ситуациях и в определенные моменты времени мы все можем совершать подобные ошибки.
Концентрация и внимание
Наша потребительская среда — лишь часть нашего общего психологического окружения. Подсчитано, что мы ежедневно подвергаемся воздействию нескольких сотен рекламных объявлений. Общий объем сенсорной информации, которую мы получаем в течение дня, необычайно велик. Почему же столь огромное количество стимулов, постоянно улавливаемых нашими органами чувств, не перегружает процесс нашего восприятия? Очевидно потому, что далеко не все стимулы, воздействующие на нас в конкретный момент времени, носят безотлагательныйхарактер: мы отбираем из них лишь самые важные для Нас, обращая на них внимание и игнорируя остальные.
В любой данный момент времени мы концентрируемся на наиболее важных раздражителях внешней среды. Мы не замечаем постоянного гудения работающего кондиционера воздуха, но мгновенно фокусируемся на нем, если он вдруг останавливается, превращаясь для нас в новый и, возможно, важный стимул. Если гудение возобновляется, издаваемый кондиционером звук снова теряет свою значимость, отступая на задний план сознания. Мы будем называть такой процесс концентрации на ощущениях, выведении их на передний план сознания вниманием. Именно ему, что станет понятным после главы 6, принадлежит решающая роль в научении и сохранении выученного в памяти.
|
|
Обращая внимание на одни сенсорные стимулы и игнорируя другие, мы предоставляем им доступ к сенсорной памяти — первой стадии процесса запоминания, из которой они затем переходят в кратковременную, а потом и в долговременную. В основе этой последовательности психологических процессов лежат соответствующие физиологические процессы. Таким образом, при налаживании канала коммуникации между отдельным органом чувств и мозгом и полном поглощении нашего внимания, другие физиологические пути в мозг блокируются, дабы нас не отвлекали и не сбивали с толку иные сенсорные сообщения.
Такой же процесс концентрации сопровождает совершение покупок. До тех пор пока нам известно, что нам нужно (как в случае еженедельных закупок в супермаркете), мы пользуемся им чрезвычайно эффективно, хотя при этом не помешало бы составить список покупок (и не забыть его на столе в кухне). Однако любой из нас оказывался в ситуации, когда такой процесс нарушался (например, вы решал походить по зимним распродажам). Если мы не концентрируемся на какой-либо конкретной покупке, то очень скоро начинаем ощущать интенсивное воздействие тех стимулов, которые обычно не влияют на нас и которые в конечном счете могут полностью дезориентировать и сбить с толку.