Эмоции и чувства, их влияние на учебную деятельность

Все, с чем мы стал­ки­ва­ем­ся в пов­седнев­ной жиз­ни, вы­зыва­ет у нас оп­ре­делен­ное от­но­шение. Один объ­ек­ты и яв­ле­ния взы­ва­ют у нас сим­па­тию, дру­гие, на­обо­рот, от­вра­щение. Од­ни вы­зыва­ют ин­те­рес и лю­бопытс­тво, дру­гие — без­разли­чие. Да­же те от­дель­ные свой­ства пред­ме­тов, ин­форма­цию о ко­торых мы по­луча­ем че­рез ощу­щения, нап­ри­мер цвет, вкус, за­пах, не бы­ва­ют без­различ­ны для нас.Бо­лее слож­ное от­но­шение к се­бе вы­зыва­ют жиз­ненные фак­ты, взя­тые во всей их пол­но­те, во всем мно­го­об­ра­зии их свой­ств и осо­бен­ностей. От­но­шения к ним вы­ража­ют­ся в та­ких слож­ных чувс­твен­ных пе­режи­вани­ях  как ра­дость, го­ре, сим­па­тия, пре­неб­ре­жение, гнев, гор­дость, стыд, страх. Все эти пе­режи­вания пред­став­ля­ют со­бой чувс­тва или эмо­ции.

Эмо­ции ха­рак­те­ризу­ют пот­ребнос­ти че­лове­ка и пред­ме­ты, на ко­торые они нап­равле­ны. Однако следует обратить внимание на то, что мы используем два понятия: «чувства» и «эмоции». А насколько тождественны эти понятия, и не является ли одно из них производным от другого?

Дело в том, что эмоции - это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В прак­ти­чес­кой жиз­ни под эмо­ци­ями мы обыч­но по­нима­ем са­мые раз­но­об­разные ре­ак­ции че­лове­ка — от бур­ных взры­вов страс­ти до тон­ких от­тенков нас­тро­ений. В пси­холо­гии под эмо­ци­ями по­нима­ют пси­хичес­кие про­цес­сы, про­тека­ющие в фор­ме пе­режи­ваний и от­ра­жа­ющие лич­ную зна­чимость и оцен­ку внеш­них и внут­ренних си­ту­аций для жиз­не­де­ятель­нос­ти че­лове­ка. Сле­дова­тель­но, на­ибо­лее су­щес­твен­ной ха­рак­те­рис­ти­кой эмо­ций яв­ля­ет­ся их субъ­ек­тивность.

Бла­года­ря эмо­ци­ям че­ловек осоз­на­ет свои пот­ребнос­ти и пред­ме­ты, на ко­торые они нап­равле­ны. Дру­гая все­об­щая чер­та эмо­ций — это их со­дей­ствие в ре­али­зации пот­ребнос­тей и дос­ти­жении оп­ре­делен­ных це­лей. Пос­коль­ку лю­бая эмо­ция по­ложи­тель­на или от­ри­цатель­на, че­ловек мо­жет су­дить о дос­ти­жении пос­тавлен­ной це­ли. Так, по­ложи­тель­ная эмо­ция всег­да свя­зана с по­луче­ни­ем же­ла­емо­го ре­зуль­та­та, а от­ри­цатель­ная, на­обо­рот, с не­уда­чей при дос­ти­жении це­ли. Та­ким об­ра­зом, мож­но сде­лать вы­вод о том, что эмо­ции са­мым не­пос­редс­твен­ным об­ра­зом свя­заны с ре­гуля­ци­ей де­ятель­нос­ти че­лове­ка.Боль­шинс­тво эмо­ци­ональ­ных сос­то­яний от­ра­жа­ет­ся на осо­бен­ностях по­веде­ния че­лове­ка, и по­это­му они мо­гут быть изу­чены с ис­поль­зо­вани­ем не толь­ко субъ­ек­тивных, но и объ­ек­тивных ме­тодов. Нап­ри­мер, пок­расне­ние или поб­леднение ко­жи че­лове­ка в оп­ре­делен­ной си­ту­ации мо­жет сви­детель­ство­вать о его эмо­ци­ональ­ном сос­то­янии. Об эмо­ци­ональ­ном сос­то­янии мо­гут так­же сви­детель­ство­вать из­ме­нения уров­ня ад­ре­нали­на в кро­ви и мно­гое дру­гое.

Эмо­ции — это очень слож­ные пси­хичес­кие яв­ле­ния. К на­ибо­лее зна­чимым эмо­ци­ям при­нято от­но­сить сле­ду­ющие ти­пы эмо­ци­ональ­ных пе­режи­ваний: аф­фекты, собс­твен­но эмо­ции, чувс­тва, нас­тро­ения, эмо­ци­ональ­ный стресс.

Аф­фект на­ибо­лее мощ­ный вид эмо­ци­ональ­ной ре­ак­ции. Аф­фекта­ми на­зыва­ют ин­тенсив­ные, бур­но про­тека­ющие и крат­ковре­мен­ные эмо­ци­ональ­ные вспыш­ки. При­мера­ми аф­фекта мо­гут слу­жить силь­ный гнев,ярость, ужас, бур­ная ра­дость, глу­бокое го­ре, от­ча­яние. Эта эмо­ци­ональ­ная ре­ак­ция пол­ностью зах­ва­тыва­ет пси­хику че­лове­ка, со­еди­няя глав­ный воз­дей­ству­ющий раз­дра­житель со все­ми смеж­ны­ми, об­ра­зуя еди­ный аф­фектив­ный ком­плекс, пре­доп­ре­деля­ющий еди­ную ре­ак­цию на си­ту­ацию в це­лом.

Од­на из глав­ных осо­бен­ностей аф­фекта сос­то­ит в том, что дан­ная эмо­ци­ональ­ная ре­ак­ция не­одо­лимо на­вязы­ва­ет че­лове­ку не­об­хо­димость вы­пол­нить ка­кое-ли­бо дей­ствие, но при этом у че­лове­ка те­ря­ет­ся чувс­тво ре­аль­нос­ти. Он пе­рес­та­ет се­бя кон­тро­лиро­вать и да­же мо­жет не осоз­на­вать то­го, что де­ла­ет. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что в сос­то­янии аф­фекта воз­ни­ка­ет чрез­вы­чай­но силь­ное эмо­ци­ональ­ное воз­бужде­ние, ко­торое, зат­ра­гивая дви­гатель­ные цен­тры ко­ры го­лов­но­го моз­га, пе­рехо­дит в дви­гатель­ное воз­бужде­ние. Под дей­стви­ем это­го воз­бужде­ния че­ловек со­вер­ша­ет обиль­ные и час­то бес­по­рядоч­ные дви­жения и дей­ствия. Бы­ва­ет и так, что в сос­то­янии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

В сос­то­янии аф­фекта из­ме­ня­ет­ся фун­кци­они­рова­ние всех пси­хичес­ких про­цес­сов. В час­тнос­ти, рез­ко из­ме­ня­ют­ся по­каза­тели вни­мания. Его пе­рек­лю­ча­емость сни­жа­ет­ся, и в по­ле вос­при­ятия по­пада­ют толь­ко те объ­ек­ты, ко­торые не­пос­редс­твен­но свя­заны с пе­режи­вани­ем. На них вни­мание скон­цен­три­рова­но нас­толь­ко, что пе­рек­лю­чить­ся на что-то дру­гое че­ловек ока­зыва­ет­ся не в сос­то­янии. Все ос­таль­ные раз­дра­жите­ли, не свя­зан­ные с пе­режи­вани­ем, ока­зыва­ют­ся не в по­ле вни­мания че­лове­ка, осоз­на­ют­ся им не­дос­та­точ­но, и в этом зак­лю­ча­ет­ся од­на из при­чин не­уп­равля­емос­ти по­веде­ния че­лове­ка в сос­то­янии аф­фекта. В сос­то­янии аф­фекта че­лове­ку труд­но пред­ви­деть ре­зуль­та­ты сво­их дей­ствий, пос­коль­ку ме­ня­ет­ся ха­рак­тер про­тека­ния про­цес­сов мыш­ле­ния. Рез­ко сни­жа­ет­ся спо­соб­ность прог­но­зиро­вать пос­ледс­твия сво­их пос­тупков, в ре­зуль­та­те че­го ста­новит­ся не­воз­можным це­лесо­об­разное по­веде­ние.

Да­же при са­мом силь­ном аф­фекте че­ловек в той или иной сте­пени от­да­ет се­бе от­чет в том, что с ним про­ис­хо­дит, но при этом од­ни лю­ди мо­гут ов­ла­деть сво­ими мыс­ля­ми и пос­тупка­ми, а дру­гие — нет. Это про­ис­хо­дит из-за раз­ных при­чин, но в пер­вую оче­редь из-за уров­ня эмо­ци­ональ­но-во­левой ус­той­чи­вос­ти, т. е. из-за осо­бен­ностей эмо­ци­ональ­ной сфе­ры и уров­ня раз­ви­тия во­левых ха­рак­те­рис­тик че­лове­ка. Сле­ду­ет от­ме­тить, что дан­ная ха­рак­те­рис­ти­ка яв­ля­ет­ся весь­ма по­каза­тель­ной в от­но­шении по­веден­ческой ре­гуля­ции лю­дей. Она свя­зана, с од­ной сто­роны, с ге­нети­чес­ки­ми осо­бен­ностя­ми ор­га­низ­ма кон­крет­но­го че­лове­ка, а с дру­гой сто­роны — с осо­бен­ностя­ми его вос­пи­тания.

Собственно эмо­ции от­ли­ча­ют­ся от аф­фектов дли­тель­ностью. Ес­ли аф­фекты в ос­новном но­сят крат­ковре­мен­ный ха­рак­тер (нап­ри­мер, вспыш­ка гне­ва), то эмо­ции — это бо­лее дли­тель­ные сос­то­яния. Дру­гой от­ли­читель­ной чер­той эмо­ций яв­ля­ет­ся то, что они пред­став­ля­ют со­бой ре­ак­цию не толь­ко на те­кущие со­бытия, но и на ве­ро­ят­ные или вспо­мина­емые.

Для то­го что­бы по­нять суть эмо­ций, не­об­хо­димо ис­хо­дить из то­го, что боль­шинс­тво пред­ме­тов и яв­ле­ний внеш­ней сре­ды, воз­дей­ствуя на ор­га­ны чувств, вы­зыва­ют у нас слож­ные, мно­гог­ранные эмо­ци­ональ­ные ощу­щения и чувс­тва, ко­торые мо­гут вклю­чать в се­бя од­новре­мен­но как удо­воль­ствие, так и не­удо­воль­ствие.

По­мимо удо­воль­ствия и не­удо­воль­ствия во мно­гих си­ту­аци­ях воз­ни­ка­ет ощу­щение ка­кого-ли­бо нап­ря­жения, с од­ной сто­роны, и раз­ре­шения или об­легче­ния — с дру­гой. В кри­тичес­кие мо­мен­ты де­ятель­нос­ти, в от­ветс­твен­ные ми­нуты при­нятия ре­шения, при пре­одо­лении зат­рудне­ний, во всех слу­ча­ях, ког­да мы де­ла­ем что-ли­бо важ­ное, что зат­ра­гива­ет нас, мы ис­пы­тыва­ем нап­ря­жение. Очень час­то это нап­ря­жение но­сит яр­ко вы­ражен­ный ак­тивный ха­рак­тер, соп­ро­вож­да­ет­ся по­вышен­ным вни­мани­ем к объ­ек­ту де­ятель­нос­ти, сво­еоб­разным при­ливом умс­твен­ных и фи­зичес­ких сил, жаж­дой дей­ствий, осо­бым вол­не­ни­ем, ох­ва­тыва­ющим нас. Иног­да, ког­да мы пло­хо вла­де­ем сво­ими дей­стви­ями, оно вы­ража­ет­ся в сво­еоб­разной ско­ван­ности, за­тор­мо­жен­ности дви­жений, в су­жен­ности вос­при­ятия, в не­дос­та­точ­ном рас­пре­деле­нии вни­мания.

Дру­гим про­яв­ле­ни­ем эмо­ци­ональ­ных про­цес­сов яв­ля­ет­ся воз­бужде­ние и ус­поко­ение. Воз­бужден­ное эмо­ци­ональ­ное сос­то­яние но­сит обыч­но ак­тивный ха­рак­тер, свя­зано с де­ятель­ностью или с под­го­тов­кой к ней. Чрез­мерное воз­бужде­ние мо­жет, од­на­ко, расс­тра­ивать це­лесо­об­разную де­ятель­ность, де­лать ее бес­по­рядоч­ной, ха­отич­ной. Ус­по­ко­ение свя­зано со сни­жени­ем ак­тивнос­ти, но так­же слу­жит ос­но­вой це­лесо­об­разно­го ее при­мене­ния.

С точ­ки зре­ния вли­яния на де­ятель­ность че­лове­ка эмо­ции де­лят­ся на сте­ничес­кие и ас­те­ничес­кие.Сте­ничес­кие эмо­ции сти­мули­ру­ют де­ятель­ность, уве­личи­ва­ют энер­гию и нап­ря­жение сил че­лове­ка, по­буж­да­ют его к пос­тупкам, выс­ка­зыва­ни­ям. В этом слу­чае че­ловек го­тов «го­ры пе­ревер­ну­ты». И на­обо­рот, иног­да пе­режи­вания ве­дут к ско­ван­ности, пас­сивнос­ти, тог­да го­ворят об ас­те­ничес­ких эмо­ци­ях. По­это­му в за­виси­мос­ти от си­ту­ации и ин­ди­виду­аль­ных осо­бен­ностей эмо­ции мо­гут по-раз­но­му вли­ять на по­веде­ние. Так, у че­лове­ка, ис­пы­тыва­юще­го чувс­тво стра­ха, воз­можно по­выше­ние мус­куль­ной си­лы, и он мо­жет бро­сить­ся навс­тре­чу опас­ности. То же са­мое чувс­тво стра­ха мо­жет выз­вать пол­ный упа­док сил, от стра­ха у не­го мо­гут «под­ги­бать­ся ко­лени».

В час­тнос­ти, при­нято вы­делять сле­ду­ющие эмо­ции:

· Ра­дость

· Удив­ле­ние

· Стра­дание

· Гнев

· От­вра­щение

· През­ре­ние

· Страх

Эмо­ци­ональ­ные пе­режи­вания но­сят не­од­нознач­ный ха­рак­тер. Один и тот же объ­ект мо­жет вы­зывать не­сог­ла­сован­ные, про­тиво­речи­вые эмо­ци­ональ­ные от­но­шения. Это яв­ле­ние по­лучи­ло наз­ва­ние ам­би­вален­тность (двой­ствен­ность) чувств. Обыч­но ам­би­вален­тность выз­ва­на тем, что от­дель­ные осо­бен­ности слож­но­го объ­ек­та по-раз­но­му вли­яют на пот­ребнос­ти и цен­ности че­лове­ка.

 

Чувс­тва это еще один вид эмо­ци­ональ­ных сос­то­яний. Глав­ное раз­ли­чие эмо­ций и чувств зак­лю­ча­ет­ся в том, что эмо­ции, как пра­вило, но­сят ха­рак­тер ори­ен­ти­ровоч­ной ре­ак­ции, т. е. не­сут пер­вичную ин­форма­цию о не­дос­татке или из­бытке че­го-ли­бо, по­это­му они час­то бы­ва­ют не­оп­ре­делен­ны­ми и не­дос­та­точ­но осоз­на­ва­емы­ми (нап­ри­мер, смут­ное ощу­щение че­го-ли­бо). Чувс­тва, нап­ро­тив, в боль­шинс­тве слу­ча­ев пред­метны и кон­крет­ны. Та­кое яв­ле­ние, как «смут­ное чувс­тво» (нап­ри­мер, «смут­ное тер­за­ние»), го­ворит о не­оп­ре­делен­ности чувств и мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как про­цесс пе­рехо­да от эмо­ци­ональ­ных ощу­щений к чувс­твам. Дру­гим раз­ли­чи­ем эмо­ций и чувств яв­ля­ет­ся то, что эмо­ции в боль­шей сте­пени свя­заны с би­оло­гичес­ки­ми про­цес­са­ми, а чувс­тва — с со­ци­аль­ной сфе­рой. Еще од­ним су­щес­твен­ным раз­ли­чи­ем эмо­ций и чувств, на ко­торое не­об­хо­димо об­ра­тить вни­мание, яв­ля­ет­ся то, что эмо­ции в боль­шей сте­пени свя­заны с об­ластью бес­созна­тель­но­го, а чувс­тва мак­си­маль­но пред­став­ле­ны в на­шем соз­на­нии. Кро­ме это­го, чувс­тва че­лове­ка всег­да име­ют оп­ре­делен­ное внеш­нее про­яв­ле­ние, а эмо­ции ча­ще все­го не име­ют.

Чувс­тва — еще бо­лее дли­тель­ные, чем эмо­ции, пси­хичес­кие сто­яния, име­ющие чет­ко вы­ражен­ный пред­метный ха­рак­тер. Они от­ра­жа­ют ус­той­чи­вое от­но­шение к ка­ким-ли­бо кон­крет­ным объ­ек­там (ре­аль­ным или во­об­ра­жа­емым). Че­ловек не мо­жет пе­режи­вать чувс­тва во­об­ще, ес­ли они не от­не­сены к ко­му-ни­будь или че­му-ни­будь. Нап­ри­мер, че­ловек не в сос­то­янии ис­пы­тывать чувс­тво люб­ви, ес­ли у не­го нет объ­ек­та при­вязан­ности. Точ­но так же он не мо­жет ис­пы­тывать чувс­тво не­навис­ти, ес­ли у не­го нет то­го, что он не­нави­дит.

Чувс­тва иг­ра­ют зна­чимую роль и в пос­тро­ении кон­тактов с ок­ру­жа­ющи­ми людь­ми. Че­ловек всег­да пред­по­чита­ет на­ходить­ся в ком­фор­тной об­ста­нов­ке, а не в ус­ло­ви­ях, вы­зыва­ющих у не­го не­гатив­ные чувс­тва. Кро­ме это­го, сле­ду­ет от­ме­тить, что чувс­тва всег­да ин­ди­виду­аль­ны. То, что нра­вит­ся од­но­му, мо­жет вы­зывать не­гатив­ные чувс­тва у дру­гого. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что чувс­тва опос­ре­ду­ются сис­те­мой цен­нос­тных ус­та­новок кон­крет­но­го че­лове­ка.

Осо­бую фор­му пе­режи­вания пред­став­ля­ют со­бой выс­шие чувс­тва, в ко­торых зак­лю­чено все бо­гатс­тво под­линно че­лове­чес­ких от­но­шений. В за­виси­мос­ти от пред­метной сфе­ры, к ко­торой они от­но­сят­ся, чувс­тва под­разде­ля­ют­ся на: нравс­твен­ные, эс­те­тичес­кие, ин­теллек­ту­аль­ные.

Нравс­твен­ны­ми, или мо­раль­ны­ми, на­зыва­ют­ся чувс­тва, пе­режи­ва­емые людь­ми при вос­при­ятии яв­ле­ний дей­стви­тель­нос­ти и срав­не­нии этих яв­ле­ний с нор­ма­ми, вы­рабо­тан­ны­ми об­щес­твом.

Сле­ду­ющая груп­па чувств — это ин­теллек­ту­аль­ные чувс­тва. Ин­теллек­ту­аль­ны­ми чувс­тва­ми на­зыва­ют пе­режи­вания, воз­ни­ка­ющие в про­цес­се поз­на­ватель­ной де­ятель­нос­ти че­лове­ка.

Эс­те­тичес­кие чувс­тва пред­став­ля­ют со­бой эмо­ци­ональ­ное от­но­шение че­лове­ка к прек­расно­му в при­роде, в жиз­ни лю­дей и в ис­кусс­тве. Наб­лю­дая ок­ру­жа­ющие нас пред­ме­ты и яв­ле­ния дей­стви­тель­нос­ти, че­ловек мо­жет ис­пы­тывать осо­бое чувс­тво вос­хи­щения их кра­сотой.

 

Нас­тро­ение са­мое дли­тель­ное, или «хро­ничес­кое», эмо­ци­ональ­ное сос­то­яние, ок­ра­шива­ющее все по­веде­ние. Нас­тро­ение от­ли­ча­ют от эмо­ций мень­шая ин­тенсив­ность и мень­шая пред­метность. Оно от­ра­жа­ет бес­созна­тель­ную обоб­щенную оцен­ку то­го, как на дан­ный мо­мент скла­дыва­ют­ся об­сто­ятель­ства. Нас­тро­ение мо­жет быть ра­дос­тным или пе­чаль­ным, ве­селымили уг­не­тен­ным, бод­рым или по­дав­ленным, спо­кой­ным или раз­дра­жен­ным и т. д.

Нас­тро­ение су­щес­твен­но за­висит от об­ще­го сос­то­яния здо­ровья, от ра­боты же­лез внут­ренней сек­ре­ции и осо­бен­но от то­нуса нер­вной сис­те­мы. При­чины то­го или ино­го нас­тро­ения не всег­да яс­ны че­лове­ку, а тем бо­лее ок­ру­жа­ющим его лю­дям. Не­даром го­ворят о бе­зот­четной грус­ти, бес­при­чин­ной ра­дос­ти, и в этом смыс­ле нас­тро­ение — это бес­созна­тель­ная оцен­ка лич­ностью то­го, нас­коль­ко бла­гоп­ри­ят­но для нее скла­дыва­ют­ся об­сто­ятель­ства. В этом нас­тро­ения по­хожи на собс­твен­но эмо­ции и близ­ки к сфе­ре бес­созна­тель­но­го. Но при­чина нас­тро­ения всег­да су­щес­тву­ет и в той или иной сте­пени мо­жет быть осоз­на­на. Ею мо­гут быть ок­ру­жа­ющая при­рода, со­бытия, вы­пол­ня­емая де­ятель­ность и, ко­неч­но, лю­ди.

Нас­тро­ения мо­гут раз­ли­чать­ся по про­дол­жи­тель­нос­ти. Ус­той­чи­вость нас­тро­ения за­висит от мно­гих при­чин — воз­раста че­лове­ка, ин­ди­виду­аль­ных осо­бен­ностей его ха­рак­те­ра и тем­пе­рамен­та, си­лы во­ли, уров­ня раз­ви­тия ве­дущих мо­тивов по­веде­ния. Нас­тро­ение мо­жет ок­ра­шивать по­веде­ние че­лове­ка в те­чение нес­коль­ких дней и да­же не­дель. Бо­лее то­го, нас­тро­ение мо­жет стать ус­той­чи­вой чер­той лич­ности. Имен­но эту осо­бен­ность нас­тро­ения под­ра­зуме­ва­ют, ког­да де­лят лю­дей на оп­ти­мис­тов и пес­си­мис­тов.

Нас­тро­ения име­ют ог­ромное зна­чение для эф­фектив­ности де­ятель­нос­ти, ко­торой за­нима­ет­ся че­ловек. Нап­ри­мер, из­вес­тно, что од­на и та же ра­бота при од­ном нас­тро­ении мо­жет ка­зать­ся лег­кой и при­ят­ной, а при дру­гом — тя­желой и уд­ру­ча­ющей. Ес­тес­твен­но, что при хо­рошем нас­тро­ении че­ловек в сос­то­янии вы­пол­нить го­раз­до боль­ший объ­ем ра­боты, чем при пло­хом.

Нас­тро­ение тес­но свя­зано с со­от­но­шени­ем меж­ду са­мо­оцен­кой че­лове­ка и уров­нем его при­тяза­ний. У лиц с вы­сокой са­мо­оцен­кой ча­ще наб­лю­да­ет­ся по­вышен­ное нас­тро­ение, у лиц же с за­нижен­ной са­мо­оцен­кой вы­ражен­ное склон­ность к пас­сивно-от­ри­цатель­ным эмо­ци­ональ­ным сос­то­яни­ям, свя­зан­ным с ожи­дани­ем неб­ла­гоп­ри­ят­ных ис­хо­дов. По­это­му нас­тро­ение мо­жет стать при­чиной от­ка­за от дей­ствий и даль­ней­ше­го сни­жения при­тяза­ний, что мо­жет при­вес­ти к от­ка­зу от удов­летво­рения дан­ной пот­ребнос­ти.

К на­чалу школь­но­го обу­чения у де­тей от­ме­ча­ет­ся дос­та­точ­но вы­сокий уро­вень кон­тро­ля за сво­им по­веде­ни­ем. В тес­ной свя­зи с этим на­ходит­ся раз­ви­тие нравс­твен­ных чувств, нап­ри­мер де­ти в этом воз­расте уже пе­режи­ва­ют чувс­тво сты­да, ког­да взрос­лые по­рица­ют их за прос­тупки.

С пе­рехо­дом де­тей в шко­лу, с рас­ши­рени­ем кру­га их зна­ний и жиз­ненно­го опы­та чувс­тва ре­бен­ка зна­читель­но из­ме­ня­ют­ся с ка­чес­твен­ной сто­роны. Уме­ние вла­деть сво­им по­веде­ни­ем, сдер­жи­вать се­бя при­водит к бо­лее ус­той­чи­вому и бо­лее спо­кой­но­му те­чению эмо­ций. Ре­бенок млад­ше­го школь­но­го воз­раста уже не вы­казы­ва­ет так не­пос­редс­твен­но сво­его гне­ва, как ре­бенок-дош­коль­ник. Чувс­тва де­тей-школь­ни­ков не име­ют уже то­го аф­фектив­но­го ха­рак­те­ра, ко­торый по­каза­телен для де­тей ран­не­го воз­раста.

На­ряду с этим по­яв­ля­ют­ся но­вые ис­точни­ки чувств: зна­комс­тво с от­дель­ны­ми на­уч­ны­ми дис­ципли­нами, за­нятия в школь­ных круж­ках, учас­тие в уче­ничес­ких ор­га­низа­ци­ях, са­мос­то­ятель­ное чте­ние книг. Все это спо­собс­тву­ет фор­ми­рова­нию так на­зыва­емых ин­теллек­ту­аль­ных чувств. Ре­бен­ка, при удач­ном сте­чении об­сто­ятель­ств, все боль­ше и боль­ше прив­ле­ка­ет поз­на­ватель­ная де­ятель­ность, ко­торая соп­ро­вож­да­ет­ся по­зитив­ны­ми эмо­ци­ями и чувс­твом удов­летво­рения от поз­на­ния но­вого.

Весь­ма по­каза­телен тот факт, что у де­тей в школь­ном воз­расте ме­ня­ют­ся жиз­ненные иде­алы. Так, ес­ли де­ти дош­коль­но­го воз­раста, на­ходясь глав­ным об­ра­зом в кру­гу семьи, в ка­чес­тве иде­ала обыч­но вы­бира­ют ко­го-ли­бо из род­ных, то с пе­рехо­дом ре­бен­ка в шко­лу, с рас­ши­рени­ем его ин­теллек­ту­аль­но­го кру­гозо­ра в ка­чес­тве иде­ала на­чина­ют выс­ту­пать уже и дру­гие лю­ди, нап­ри­мер учи­теля, ли­тера­тур­ные ге­рои или кон­крет­ные ис­то­ричес­кие лич­ности.

Вос­пи­тание эмо­ций и чувств че­лове­ка на­чина­ет­ся с са­мого ран­не­го детс­тва. Важ­ней­шим ус­ло­ви­ем фор­ми­рова­ния по­ложи­тель­ных эмо­ций и чувств яв­ля­ет­ся за­бота со сто­роны взрос­лых. Тот ре­бенок, ко­торо­му не хва­та­ет люб­ви и лас­ки, вы­рас­та­ет хо­лод­ным и не­от­зывчи­вым. Для воз­никно­вения эмо­ци­ональ­ной чут­кости так­же важ­на от­ветс­твен­ность за дру­гого, за­бота о млад­ших брать­ях и сес­трах, а ес­ли та­ковых нет, то о до­маш­них жи­вот­ных. Не­об­хо­димо, что­бы ре­бенок сам о ком-то за­ботил­ся, за ко­го-то от­ве­чал.

Еще од­но ус­ло­вие фор­ми­рова­ния эмо­ций и чувств у ре­бен­ка сос­то­ит в том, что­бы чувс­тва де­тей не ог­ра­ничи­вались толь­ко пре­дела­ми субъ­ек­тивных пе­режи­ваний, а по­луча­ли свою ре­али­зацию в кон­крет­ных пос­тупках, в дей­стви­ях и де­ятель­нос­ти. В про­тив­ном слу­чае лег­ко мож­но вос­пи­тать сен­ти­мен­таль­ных лю­дей, спо­соб­ных лишь на сло­вес­ное из­ли­яние, но не спо­соб­ных на не­ук­лонное прет­во­рение сво­его чувс­тва в жизнь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: