Характеристика волевых черт личности и особенности их развития в процессе обучения и воспитания

Во­ля че­лове­ка ха­рак­те­ризу­ет­ся оп­ре­делен­ны­ми ка­чес­тва­ми. Преж­де все­го, при­нято вы­делять си­лу во­ли как обоб­щенную спо­соб­ность пре­одо­левать зна­читель­ные зат­рудне­ния, воз­ни­ка­ющие на пу­ти к дос­ти­жению пос­тавлен­ной це­ли. Сре­ди раз­личных про­яв­ле­ний си­лы во­ли при­нято вы­делять та­кие лич­нос­тные чер­ты, как вы­дер­жка и са­мо­об­ла­дание, ко­торые вы­ража­ют­ся в уме­нии сдер­жи­вать свои чувс­тва, ког­да это тре­бу­ет­ся, в не­допу­щении им­пуль­сив­ных и не­об­ду­ман­ных дей­ствий, в уме­нии вла­деть со­бой и зас­тавлять се­бя вы­пол­нять за­думан­ное дей­ствие, а так­же воз­держи­вать­ся от то­го, что хо­чет­ся де­лать, но что пред­став­ля­ет­ся не­разум­ным или неп­ра­виль­ным.

Дру­гой ха­рак­те­рис­ти­кой во­ли яв­ля­ет­ся це­ле­ус­трем­ленность. Под це­ле­ус­трем­ленностью при­нято по­нимать соз­на­тель­ную и ак­тивную нап­равлен­ность лич­ности на дос­ти­жение оп­ре­делен­но­го ре­зуль­та­та де­ятель­нос­ти. Очень час­то, ког­да

го­ворят о це­ле­ус­трем­леннос­ти, ис­поль­зу­ют та­кое по­нятие, как нас­той­чи­вость. Это по­нятие прак­ти­чес­ки тож­дес­твен­но по­нятию це­ле­ус­трем­леннос­ти и ха­рак­те­ризу­ет стрем­ле­ние че­лове­ка в дос­ти­жении пос­тавлен­ной це­ли да­же в са­мых слож­ных ус­ло­ви­ях. Обыч­но раз­ли­ча­ют це­ле­ус­трем­ленность стра­теги­чес­кую, т. е. уме­ние ру­ководс­тво­вать­ся во всей сво­ей жиз­не­де­ятель­нос­ти оп­ре­делен­ны­ми прин­ци­пами и иде­ала­ми, и це­ле­ус­трем­ленность опе­ратив­ную, зак­лю­ча­ющу­юся в уме­нии ста­вить яс­ные це­ли для от­дель­ных дей­ствий и не от­кло­нять­ся от них в про­цес­се их дос­ти­жения.

От нас­той­чи­вос­ти при­нято от­ли­чать уп­рямс­тво. Уп­рямс­тво ча­ще все­го выс­ту­па­ет как от­ри­цатель­ное ка­чес­тво че­лове­ка. Уп­ря­мый че­ловек всег­да ста­ра­ет­ся нас­то­ять на сво­ем, нес­мотря на не­целе­со­об­разность дан­но­го дей­ствия. Как пра­вило, уп­ря­мый че­ловек в сво­ей де­ятель­нос­ти ру­ководс­тву­ет­ся не до­вода­ми ра­зума, а лич­ны­ми же­лани­ями, воп­ре­ки их не­сос­то­ятель­нос­ти. По су­ти, уп­ря­мый че­ловек не вла­де­ет сво­ей во­лей, пос­коль­ку он не уме­ет уп­равлять со­бой и сво­ими же­лани­ями.

Важ­ной ха­рак­те­рис­ти­кой во­ли яв­ля­ет­ся ини­ци­атив­ность. Ини­ци­атив­ность зак­лю­ча­ет­ся в спо­соб­ности пред­при­нимать по­пыт­ки к ре­али­зации воз­никших у че­лове­ка идей. Для мно­гих лю­дей пре­одо­ление собс­твен­ной инер­тнос­ти яв­ля­ет­ся на­ибо­лее труд­ным мо­мен­том во­лево­го ак­та. Сде­лать пер­вый осоз­нанный шаг к ре­али­зации но­вой идеи мо­жет толь­ко са­мос­то­ятель­ный че­ловек. Са­мос­то­ятель­ность — это ха­рак­те­рис­ти­ка во­ли, ко­торая не­пос­редс­твен­но свя­зана с ини­ци­атив­ностью. Са­мос­то­ятель­ность про­яв­ля­ет­ся в спо­соб­ности осоз­нанно при­нимать ре­шения и в уме­нии не под­да­вать­ся вли­янию раз­личных фак­то­ров, пре­пятс­тву­ющих дос­ти­жению пос­тавлен­ной це­ли. Са­мос­то­ятель­ный че­ловек спо­собен, кри­тичес­ки оце­нивая со­веты и пред­ло­жения дру­гих лю­дей, дей­ство­вать на ос­но­ве сво­их взгля­дов и убеж­де­ний и при этом вно­сить в свои дей­ствия кор­ректи­вы, сфор­ми­рован­ные на ос­но­ве по­лучен­ных со­ветов.

От са­мос­то­ятель­нос­ти сле­ду­ет от­ли­чать не­гати­визм. Не­гати­визм про­яв­ля­ет­ся в не­моти­виро­ван­ной, не­обос­но­ван­ной склон­ности дей­ство­вать на­пере­кор дру­гим лю­дям, про­тиво­речить им, хо­тя ра­зум­ные со­об­ра­жения не да­ют ос­но­ваний для та­ких пос­тупков. Не­гати­визм боль­шинс­твом пси­холо­гов рас­це­нива­ет­ся как сла­бость во­ли, вы­ража­юща­яся в не­уме­нии под­чи­нить свои дей­ствия до­водам ра­зума, соз­на­тель­ным мо­тивам по­веде­ния, в не­уме­нии про­тивос­то­ять сво­им же­лани­ям, ве­дущим к без­делью, и др. Очень час­то без­делье свя­зыва­ют с ленью. Имен­но лень яв­ля­ет­ся все­объ­ем­лю­щей ха­рак­те­рис­ти­кой ка­честв, про­тиво­полож­ных по смыс­лу по­зитив­ным ка­чес­твам во­ли.

Сле­ду­ет от­ме­тить, что ини­ци­ати­ва, про­яв­ля­емая че­лове­ком, по­мимо са­мос­то­ятель­нос­ти всег­да свя­зана еще с од­ним ка­чес­твом во­ли — ре­шитель­ностью. Ре­шитель­ность зак­лю­ча­ет­ся в от­сутс­твии из­лишних ко­леба­ний и сом­не­ний при борь­бе мо­тивов, в сво­ев­ре­мен­ном и быс­тром при­нятии ре­шений. Преж­де все­го ре­шитель­ность про­яв­ля­ет­ся в вы­боре до­мини­ру­юще­го мо­тива, а так­же в вы­боре адек­ватных средств дос­ти­жения пос­тавлен­ной це­ли. Ре­шитель­ность про­яв­ля­ет­ся и при осу­щест­вле­нии при­нято­го ре­шения. Для ре­шитель­ных лю­дей ха­рак­те­рен быс­трый и энер­гичный пе­реход от вы­бора дей­ствий и средств к са­мому вы­пол­не­нию дей­ствия.

От ре­шитель­нос­ти, как по­зитив­но­го во­лево­го ка­чес­тва, не­об­хо­димо от­ли­чать им­пуль­сив­ность, ко­торая ха­рак­те­ризу­ет­ся то­роп­ли­востью в при­нятии ре­шений,не­об­ду­ман­ностью пос­тупков. Им­пуль­сив­ный че­ловек не за­думы­ва­ет­ся пе­ред тем, как на­чать дей­ство­вать, не учи­тыва­ет пос­ледс­твий то­го, что он де­ла­ет, по­это­му час­то рас­ка­ива­ет­ся в том, что со­вер­шил. То­роп­ли­вость в при­нятии ре­шения та­ким че­лове­ком, как пра­вило, объ­яс­ня­ет­ся его не­реши­тель­ностью, тем, что при­нятие ре­шения для не­го яв­ля­ет­ся чрез­вы­чай­но слож­ным и му­читель­ным про­цес­сом, по­это­му он стре­мит­ся ско­рее от не­го ос­во­бодить­ся.

Ис­клю­читель­но важ­ным во­левым ка­чес­твом че­лове­ка яв­ля­ет­ся пос­ле­дова­тель­ность дей­ствий че­лове­ка. Пос­ле­дова­тель­ность дей­ствий ха­рак­те­ризу­ет то, что все со­вер­ша­емые че­лове­ком пос­тупки вы­тека­ют из еди­ного ру­ково­дяще­го прин­ци­па, ко­торо­му че­ловек под­чи­ня­ет все вто­рос­те­пен­ное и по­боч­ное. Пос­ле­дова­тель­ность дей­ствий, в свою оче­редь, са­мым тес­ным об­ра­зом свя­зана с са­мокон­тро­лем и са­мо­оцен­кой.

 

Воля, как и другие психические процессы, формируется, развивается и корректируется в ходе возрастного развития человека, начиная с рождения и до самой смерти. У новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения и чисто инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее.

Первые спонтанные желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Они быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый, сознательный характер.

В этом возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Когда ребенок обретает сознание, он начинает активно осваивать моральные нормы. Почти сразу начинаются внутренние конфликты - между гедонистическими и моральными мотивами. Чем выше сформированность моральных установок, тем с большей вероятностью будут побеждать именно моральные мотивы. В этой борьбе и происходит формирование силы воли, самоконтроля и других волевых качеств.

Преж­де все­го ус­пех это­го про­цес­са за­висит от ро­дите­лей. Ис­сле­дова­ния по­казы­ва­ют, что ро­дите­ли, стре­мящи­еся дать ре­бен­ку всес­то­рон­нее раз­ви­тие и при этом предъ­яв­ля­ющие к не­му дос­та­точ­но вы­сокие тре­бова­ния, мо­гут рас­счи­тывать на то, что у ре­бен­ка не бу­дет серь­ез­ных проб­лем с во­левой ре­гуля­ци­ей де­ятель­нос­ти. Та­кие не­дос­татки во­лево­го по­веде­ния де­тей, как кап­ри­зы и уп­рямс­тво, наб­лю­да­емые в ран­нем детс­тве, про­ис­хо­дят из-за со­вер­ша­емых ро­дите­лями оши­бок в вос­пи­тании во­ли ре­бен­ка. Ес­ли ро­дите­ли во всем стре­мят­ся угож­дать ре­бен­ку, удов­летво­ря­ют каж­дое его же­лание, не предъ­яв­ля­ют ему тре­бова­нии, ко­торые дол­жны бе­зого­вороч­но им вы­пол­нять­ся, не при­уча­ют его сдер­жи­вать се­бя, то, ско­рее все­го, впос­ледс­твии у ре­бен­ка бу­дет наб­лю­дать­ся не­дос­та­точ­ность во­лево­го раз­ви­тия.

Важ­ную роль в вос­пи­тании во­левых ка­честв иг­ра­ет шко­ла. Шко­ла предъ­яв­ля­ет к ре­бен­ку ряд тре­бова­ний, без вы­пол­не­ния ко­торых не мо­жет нор­маль­но осу­щест­влять­ся са­мо школь­ное обу­чение, но при этом так­же про­ис­хо­дит фор­ми­рова­ние оп­ре­делен­но­го уров­ня дис­ципли­ниро­ван­ности. Нап­ри­мер, школь­ник дол­жен си­деть за пар­той оп­ре­делен­ное вре­мя, он не мо­жет встать с мес­та без раз­ре­шения учи­теля, раз­го­вари­вать с то­вари­щами, он дол­жен го­товить до­ма за­дан­ные ему уро­ки и т. д. Все это тре­бу­ет от не­го до­воль­но вы­соко­го раз­ви­тия во­левых ка­честв и в то же вре­мя раз­ви­ва­ет у не­го нуж­ные для вы­пол­не­ния этих пра­вил ка­чес­тва во­ли. По­это­му боль­шое зна­чение для вос­пи­тания во­ли у школь­ни­ков име­ют лич­ность учи­теля и школь­ный кол­лектив.

Учи­тель, с ко­торым об­ща­ет­ся ре­бенок в шко­ле, ока­зыва­ет не­пос­редс­твен­ное вли­яние на фор­ми­рова­ние у не­го оп­ре­делен­ных лич­нос­тных ха­рак­те­рис­тик и, об­ла­дая яр­кой лич­ностью, ос­тавля­ет в жиз­ни ре­бен­ка не­из­гла­димый след. Не­ред­ко это вы­зыва­ет у ре­бен­ка стрем­ле­ние под­ра­жать по­веде­нию учи­теля, и ес­ли у пос­ледне­го хо­рошо раз­ви­ты во­левые ка­чес­тва, то су­щес­тву­ет вы­сокая ве­ро­ят­ность, что те же ка­чес­тва бу­дут ус­пешно раз­ви­вать­ся и у его уче­ников.

Не ме­нее важ­но фи­зичес­кое вос­пи­тание ре­бен­ка, а так­же оз­на­ком­ле­ние его с ху­дожес­твен­ны­ми цен­ностя­ми. Бо­лее то­го, фор­ми­рова­ние во­левых ха­рак­те­рис­тик не прек­ра­ща­ет­ся и в бо­лее стар­шем воз­расте, ког­да мо­лодой че­ловек прис­ту­па­ет к са­мос­то­ятель­ной тру­довой де­ятель­нос­ти, в хо­де ко­торой во­левые ка­чес­тва дос­ти­га­ют на­ивыс­ше­го раз­ви­тия. Та­ким об­ра­зом, весь про­цесс вос­пи­тания ре­бен­ка оп­ре­деля­ет ус­пешность фор­ми­рова­ния во­левых ка­честв лич­ности. По­это­му не слу­чай­но во­ля очень час­то рас­смат­ри­ва­ет­ся как од­на из цен­траль­ных и на­ибо­лее ин­форма­тив­ных ха­рак­те­рис­тик лич­ности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: