Реализация идей трудовой школы в практике

Многие дидактические разработка реформаторской педагогики оказались востребоваными в советский период. Комунисты противопоставляли такие категории как труд и капитал, и поэтому, после октябрьской 1917 года, революции был взят курс на создание единой трудовой школы. если в дореволюционной России наиболее востребованными оказались идеи мануализма, то советскую трудовую школу было решено строить как единую политехническую.

В дореволюционной России в 1884 году по инициативе министра финансов России И.А. Вышнеграцского(?) был введен в учебные планы общеобразовательных школ совершенно новый для того времени учебный предмет, который назывался "ручной труд". Этот предмет был призван обеспечить сбалансированное развитие интеллекта и рук с тем, чтобы обеспечить координацию точных движений, согласованную деятельность рук и мозга и, соответственно, более эфективное общее развитие детей.

В то время наиболее известными системами обучения ручному труду являлись финская и немецкая, французская и шведская. Наиболее подходящей для России оказалась шведская система обучения, которая была основана на изготовлении полезных в обиходе целых предметов из древисины и получила название столярного ручного труда/слойда(?W). Была организована подготовка учителей в Санкт-петербургском, московском и харьковском учительском институтах, а первые преподаватели ручного труда проходили стажировку в Швеции.

К моменту октбрьской революции в России при общеобразовательных школах было создано более 500 мастерских ручного труда, которые послежили основой для реализации идей трудовой школы в советский период.

В 1918 году были изданы документы, которые назывались "Положение об единой трудовой школе РСФСР" и "Декларация", в которых содержались основные положения регламентировавшие работу новой школы. В этих документах труд расматривался (физический труд прежде всего) как универсальная магическое, дидактическое и воспитательное средство, способное стать основой учебного процесса.

При этом наблюдалось некоторое увлечение идеями свободного воспитания. Так, например, было принято решение об отказе от учебных планов, программ, вступительных и переводных экзаменов, наказаний различных видов для детей, о выборности всех школьных должностей, отказ от классно-урочной системы (предлагалось).

В соответствии с первми документами о школе, основой обучения и воспитания должны были стать так называемые трудовые процессы и в практике предпринимались попытки обучать детей в процессе выполнения ими различных реальных работ:

l самообслуживании

l ремонт школьных пренадлежностей

l работ на школьном огороде и пр пр.

при этом отдельные предметы были анулированы, а знания из различных дисциплин преобретались попутно или искуственно-логической взаимносвязью. Обучение проходило, во многом, в духе идей прагматизма. Но, попытки строить обучение на трудовых процессах подверглись резкой критике со стороны крестьянства и народный комиссариат по просвещению во главе с А.В. Луночарским(?W) был вынужден принять решение об отказе от такого варианта трудовой школы.

По инициатива? с 1923/1924 уч. года в общеобразовательную школу были введены комплексные программы.

При переходе на комплексные программы Наркомпросс(?) не отказался от идеи трудовой школы, а решил практическйи физический труд заменить на теоритическое изучение трудовой деятельности, при этом изучение материала предполагалось осуществлять по трем направлениям/ колонкам. Центральной из них была колонка "Труд", а две другие назывались "Природа" и "Общество". Предметная система не востанавливалась, а освоение учебного материала предполагалось производить в рамках комплексных тем, начиная от ближайшей ребенку окружающей дествительности и заканчивая всем миром.

Например, первые комплексные темы назывались: "Мой дом", "Наша деревня", "Районный центр" и т.д.

Комплексные программы подверглись резкой критике, на этот раз, со стороны учительства. Сами комплексные программы оказались недостаточно разработанными, а учителя не были готовы к их реализации, так как не было достатоочного количества методических материалов, разъеснений, и в 1927 году Наркомпросс принял решение вернутся к предметной системе обучения.

В конце 20-х годов начинается этап политехнизации ощеобразовательной школы.

Политехнизация школы предполагала ознакомление учащихся с различными видами производств в сочетании с преобретением общетрудовых умений и навыков.

попытки проведения политизации не привели к желаемому результату и в первой половине 30-х годов ЦКВКП(б) принимает ряд постановлений координально изменивших и стабилизировавших работу школы. Эти постановления требовали восстановления классно-урочной и предметной системы обучения, составление твердого раписания, четкого начала и окончания учебного года, обязывали учителя систематически преподавать свой предмет, так же требовали создания учебников, расчитанных на долгие 5 лет. Таким образом дидактические изыски советской педагогики привели к возвращению к классической системе обучения. В последущие годы в советской дидактике разрабатывались в основном проблемы повышения эфективности классно-урочной системы.

В 90-е годы прошлого столетия начинается этап технологизации обучения и наибольшее распространение в школьной практике получают технологии развивающего, модульного, дистанционного обучения.

 

В настоящее время в педагогической науке разрабатываются дидактические проблемы, связанные, прежде всего, с испоьзованием ПК, информационных технологий, информационных обучающих систем. Доминирующей в школьной практике пока остается классно-урочная система обучения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: