Вопросы и задания
1. Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка -дошкольника. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения культурного, социального опыта.
2. Психолого-педагогические механизмы и основные этапы становления изобразительной деятельности в раннем и дошкольном детстве. Проиллюстрируйте ответ примерами рисунков детей разного возраста.
3. Подготовьте конспект статьи Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» (гл. 8 «Рисование в детском возрасте»). Ответьте на вопросы:
- На какие отличительные черты изобразительной деятельности ребенка- дошкольника обращает внимание автор?
- Как объяснить выражение: «маленький художник гораздо более символист, чем натуралист»?
- В чем заключается схематизм детского рисунка? Почему, по словам К.Бюлера, «схемы ребенка весьма целесообразны»?
- Почему рисование по памяти, представлениям оказывается для ребенка-дошкольника более доступным, чем рисование по наблюдению?
|
|
- Какие еще ступени в развитии детского рисунка следуют за этапом схематических изображений?
4. Особенности изобразительной деятельности ребенка дошкольного возраста? Подтвердите свои выводы примерами детских рисунков.
Литература
1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» (гл. 8 «Рисование в детском возрасте»). - М., 1991.
2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. -М., 1997.
3. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
4. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.
Занятие 2
Роль изобразительной деятельности в коррекционном обучении дошкольников с нарушениями интеллекта. Раздел «Изобразительная деятельность» в программе обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста
Вопросы и задания
1. Особенности формирования изобразительной деятельности у детей с нарушениями интеллекта. Проиллюстрируйте ответ примерами рисунков умственно отсталых детей разного возраста (см. прил. 1).
2. Основные задачи обучения изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта. В чем заключается деятельностный подход к постановке и решению задач?
3. Проанализируйте «Программы воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста» (раздел «Изобразительная деятельность»). Заполните таблицу.
Год обучения | Общие задачи | Основное содержание коррекц.- педагогической работы | Тематика занятий |
I | |||
II | |||
III | |||
IV |
На основе анализа раздела «Изобразительная деятельность» подготовьте развернутые ответы на вопросы:
|
|
- Какие принципы положены в основу построения программы по обучению изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта?
- Насколько данная программа учитывает познавательные и изобразительные возможности умственно отсталых детей? Подтвердите ответ примерами.
- Как изменяются задачи и требования к формированию изобразительной деятельности на разных этапах обучения?
- Отражен ли в программе деятельностный подход к обучению детей с нарушениями интеллекта? Проиллюстрируйте ответ примерами.
- В чем прослеживается связь раздела «Изобразительная деятельность» с другими разделами программы воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста?
4. Охарактеризуйте основные приемы работы по формированию изобразительной деятельности у детей с нарушениями интеллекта. Как изменяется их соотношение на разных этапах обучения?
Литература
1. Гаврилушкина О.П. Развитие изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / под ред. Л.П.Носковой. - М., 1984. – С. 47-64.
2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 1985.
3. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М., 1980.
4. Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П.Носковой. - М., 1993. – С. 147-164.
5. Программы воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста. - М., 1991.
Занятие 3
Основные задачи, методы и организация обучения
Дошкольников с нарушениями интеллекта изобразительной деятельности
Вопросы и задания
1. Основные виды занятий по изобразительной деятельности, их классификация: по содержанию, по способу изображения; по характеру выбора темы. Взаимосвязь и преемственность между различными видами занятий, ее отражение в программе.
2. Место игры и игровых приемов в системе обучения дошкольников с нарушениями интеллекта изобразительной деятельности.
3. Работа по активизации и развитию речи умственно отсталых детей на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовьте конспект статьи О.П.Гаврилушкиной [1]. Ответьте на вопросы.
- Какова роль слова в формировании механизмов изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста?
- В чем заключается многоплановость работы по развитию речи детей с нарушениями интеллекта на занятиях по изобразительной деятельности?
- Каковы требования к речи взрослого в процессе обучения изобразительной деятельности детей с нарушениями интеллекта? Обратите внимание на приведенные в статье примеры речи взрослого и комментарии к ним.
- В чем заключается принцип коммуникации на занятиях по изобразительной деятельности с умственно отсталыми детьми?
4. Сделайте анализ занятия по изобразительной деятельности для детей с нарушениями интеллекта (схему анализа см. в приложении 2).
Литература
1. Гаврилушкина О.П. Развитие речи умственно отсталых дошкольников в процессе овладения изобразительной деятельностью // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. / под ред. Л.П.Носковой. - М., 1982. - С. 66-78.
2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 1985.
3. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.
4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1997.
5. Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П.Носковой. - М., 1993.
Занятие 4