Организация, содержание и методика обучения предметному рисованию
Вопросы и задания
1. Специфика и задачи предметного рисования как вида изобразительной деятельности. Изменение задач и требований к организации деятельности детей на разных этапах обучения.
2. Роль различных приемов в обучении умственно отсталых детей изображению предметов. Важность вопроса выбора адекватных приемов обучения.
3. Выполнение изображений по натуре. Обучение детей с нарушениями интеллекта предварительному обследованию предмета. Требования, предъявляемые к организации обследования.
4. Система работы по обучению детей способам восприятия и отображения формы предметов. Организация работы по развитию ориентировки в пространственных отношениях. Привести примеры конкретных игр с дидактическим материалом.
5. Последовательность работы, подготавливающая детей к выполнению изображений по представлениям в соответствии с собственным замыслом.
6. Виды работы и приемы, способствующие обогащению содержания детских рисунков, формированию выразительности образа. Ответ проиллюстрируйте примерами.
|
|
7. Разработать конспект занятия по предметному рисованию в группах II-III годов обучения.
Литература
- Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 1985.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1997. - С. 76-86, 153- 168.
- Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П.Носковой. М., 1993. – С. 159-162.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991.
- Программы воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста. - М., 1991.
Вопросы к зачету
1. Изобразительная деятельность ребенка как объект изучения. Краткая история становления методики обучения изобразительной деятельности.
2. Раздел «Изобразительная деятельность» в современных программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
3. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.
4. Развитие изобразительной деятельности в раннем возрасте. Доизобразительный период, его роль в становлении механизмов изобразительной деятельности.
5. Особенности изобразительной деятельности ребенка-дошкольника.
6. Особенности изобразительной деятельности различных категорий проблемных детей.
7. Особенности формирования изобразительной деятельности у детей с нарушениями интеллекта.
8. Коррекционно-развивающее значение изобразительной деятельности в обучении дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
|
|
9. Основные задачи обучения изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта.
10. Основные приемы обучения изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта.
11. Роль игры и игровых приемов в системе обучения дошкольников с нарушениями интеллекта изобразительной деятельности.
12. Работа по развитию речи умственно отсталых детей на занятиях по изобразительной деятельности.
13. Задачи и требования к организации занятий в подготовительный период.
14. Наблюдение за изобразительной деятельностью взрослого.
15. Работа, направленная на осознание детьми с нарушениями интеллекта замещающей функции изображений.
16. Подготовительные игры и упражнения по сенсорному воспитанию, развитию зрительно-моторной координации.
17. Самостоятельная деятельность детей с орудиями и средствами изобразительной деятельности в подготовительный период.
18. Подведение умственно отсталого ребенка к получению первых самостоятельных предметных изображений на первом году обучения.
19. Специфика предметного рисования. Основные задачи и приемы обучения.
20. Выполнение изображений по натуре после предварительного обследования.
21. Обучение способам восприятия и отражения формы предметов на занятиях по предметному рисованию.
22. Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространственных отношениях.
23. Подведение детей с нарушениями интеллекта к выполнению изображений по представлениям в соответствии с собственным замыслом.
24. Виды работы, способствующие формированию игровой направленности, выразительности детских рисунков.
25. Специфика и задачи сюжетного рисования. Комплекс условий, способствующий подведению детей с нарушениями интеллекта к отражению связного содержания.
26. Организация работы на занятиях по сюжетному рисованию.
27. Иллюстрирование сказки на занятиях по сюжетному рисованию.
28. Формирование композиционных навыков у умственно отсталых дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.
29. Коррекционно-развивающее значение декоративного рисования в обучении дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
30. Содержание работы по обучению детей с нарушениями интеллекта декоративному рисованию.
31. Коррекционно-развивающее значение лепки в системе обучения детей с нарушениями интеллекта.
32. Методика и организация работы по обучению лепке.
33. Методика и организация работы по обучению аппликации.
Литература к курсу
Основная литература
1. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 1985.
2. Гаврилушкина О.П. Социализация и развитие знаково-символической деятельности у дошкольников, отстающих в развитии / Сб. докл. Межреспубл. научно-практ. конф. - Минск, 1997, С. 24-32.
3. Гаврилушкина О.П. Развитие изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / под ред. Л.П.Носковой. - М., 1984. – С. 47-64.
4. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М., 1980.
5. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. – М., 1982.
6. Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П.Носковой. - М., 1993.
7. Перминова А.А. Эстетическое воспитание умственно отсталых дошкольников / Дефектология. 1990, № 2. – С. 69-72.
8. Программы воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста. М., 1991.
Дополнительная литература
1. Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. - М., 1974.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
3. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М., 1973.
|
|
4. Гаврилушкина О.П. Обучение изобразительной деятельности умственно отсталых дошкольников (2-ой год обучения) // Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях / под ред. Н.Г.Морозовой. – М., 1976. – С. 34-40.
5. Гаврилушкина О.П. Организация подготовительного периода к обучению умственно отсталых дошкольников изобразительной деятельности // Дефектология. – 1975. - № 3. – С. 79-85.
6. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.
7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1997.
8. Гусакова М.А. Аппликация. – М., 1988.
9. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 – 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М., 1992.
10. Екжанова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей с ЗПР 6-летнего возраста/ Дефектология, 1989, № 4.
11. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991.
12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.
13. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
14. Никашина А.И., Страунинг А.М. ТРИЗ в развитии творческого воображения дошкольников. - Вологда, 1993. С. 6-7.
15. Е.С.Романова, О.Ф.Потемкина Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992.
16. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.
17. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.С. Лепка в детском саду. – М., 1986.
18. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1972.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1