Рисование как один из видов изобразительной деятельности

Организация, содержание и методика обучения предметному рисованию

Вопросы и задания

1. Специфика и задачи предметного рисования как вида изобразительной деятельности. Изменение задач и требований к организации деятельности детей на разных этапах обучения.

2. Роль различных приемов в обучении умственно отсталых детей изображению предметов. Важность вопроса выбора адекватных приемов обучения.

3. Выполнение изображений по натуре. Обучение детей с нарушениями интеллекта предварительному обследованию предмета. Требования, предъявляемые к организации обследования.

4. Система работы по обучению детей способам восприятия и отображения формы предметов. Организация работы по развитию ориентировки в пространственных отношениях. Привести примеры конкретных игр с дидактическим материалом.

5. Последовательность работы, подготавливающая детей к выполнению изображений по представлениям в соответствии с собственным замыслом.

6. Виды работы и приемы, способствующие обогащению содержания детских рисунков, формированию выразительности образа. Ответ проиллюстрируйте примерами.

7. Разработать конспект занятия по предметному рисованию в группах II-III годов обучения.

 

Литература

 

  1. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 1985.
  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1997. - С. 76-86, 153- 168.
  3. Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П.Носковой. М., 1993. – С. 159-162.
  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991.
  5. Программы воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста. - М., 1991.

 

Вопросы к зачету

 

1. Изобразительная деятельность ребенка как объект изучения. Краткая история становления методики обучения изобразительной деятельности.

2. Раздел «Изобразительная деятельность» в современных программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

3. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.

4. Развитие изобразительной деятельности в раннем возрасте. Доизобразительный период, его роль в становлении механизмов изобразительной деятельности.

5. Особенности изобразительной деятельности ребенка-дошкольника.

6. Особенности изобразительной деятельности различных категорий проблемных детей.

7. Особенности формирования изобразительной деятельности у детей с нарушениями интеллекта.

8. Коррекционно-развивающее значение изобразительной деятельности в обучении дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

9. Основные задачи обучения изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта.

10. Основные приемы обучения изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта.

11. Роль игры и игровых приемов в системе обучения дошкольников с нарушениями интеллекта изобразительной деятельности.

12. Работа по развитию речи умственно отсталых детей на занятиях по изобразительной деятельности.

13. Задачи и требования к организации занятий в подготовительный период.

14. Наблюдение за изобразительной деятельностью взрослого.

15. Работа, направленная на осознание детьми с нарушениями интеллекта замещающей функции изображений.

16. Подготовительные игры и упражнения по сенсорному воспитанию, развитию зрительно-моторной координации.

17. Самостоятельная деятельность детей с орудиями и средствами изобразительной деятельности в подготовительный период.

18. Подведение умственно отсталого ребенка к получению первых самостоятельных предметных изображений на первом году обучения.

19. Специфика предметного рисования. Основные задачи и приемы обучения.

20. Выполнение изображений по натуре после предварительного обследования.

21. Обучение способам восприятия и отражения формы предметов на занятиях по предметному рисованию.

22. Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространственных отношениях.

23. Подведение детей с нарушениями интеллекта к выполнению изображений по представлениям в соответствии с собственным замыслом.

24. Виды работы, способствующие формированию игровой направленности, выразительности детских рисунков.

25. Специфика и задачи сюжетного рисования. Комплекс условий, способствующий подведению детей с нарушениями интеллекта к отражению связного содержания.

26. Организация работы на занятиях по сюжетному рисованию.

27. Иллюстрирование сказки на занятиях по сюжетному рисованию.

28. Формирование композиционных навыков у умственно отсталых дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.

29. Коррекционно-развивающее значение декоративного рисования в обучении дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

30. Содержание работы по обучению детей с нарушениями интеллекта декоративному рисованию.

31. Коррекционно-развивающее значение лепки в системе обучения детей с нарушениями интеллекта.

32. Методика и организация работы по обучению лепке.

33. Методика и организация работы по обучению аппликации.

 


Литература к курсу


Основная литература

1. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 1985.

2. Гаврилушкина О.П. Социализация и развитие знаково-символической деятельности у дошкольников, отстающих в развитии / Сб. докл. Межреспубл. научно-практ. конф. - Минск, 1997, С. 24-32.

3. Гаврилушкина О.П. Развитие изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / под ред. Л.П.Носковой. - М., 1984. – С. 47-64.

4. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М., 1980.

5. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. – М., 1982.

6. Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П.Носковой. - М., 1993.

7. Перминова А.А. Эстетическое воспитание умственно отсталых дошкольников / Дефектология. 1990, № 2. – С. 69-72.

8. Программы воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста. М., 1991.

 

Дополнительная литература

 

1. Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. - М., 1974.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

3. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М., 1973.

4. Гаврилушкина О.П. Обучение изобразительной деятельности умственно отсталых дошкольников (2-ой год обучения) // Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях / под ред. Н.Г.Морозовой. – М., 1976. – С. 34-40.

5. Гаврилушкина О.П. Организация подготовительного периода к обучению умственно отсталых дошкольников изобразительной деятельности // Дефектология. – 1975. - № 3. – С. 79-85.

6. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.

7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1997.

8. Гусакова М.А. Аппликация. – М., 1988.

9. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 – 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М., 1992.

10.  Екжанова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей с ЗПР 6-летнего возраста/ Дефектология, 1989, № 4.

11. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991.

12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990.

13. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.

14. Никашина А.И., Страунинг А.М. ТРИЗ в развитии творческого воображения дошкольников. - Вологда, 1993. С. 6-7.

15. Е.С.Романова, О.Ф.Потемкина Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992.

16. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.

17. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.С. Лепка в детском саду. – М., 1986.

18. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1972.



ПРИЛОЖЕНИЯ

 

                                                                                         Приложение 1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: