Из существующих 0, 6, 5, 4, 2 классов точности подшипников (ГОСТ 520 – 89) в общем машиностроении используются подшипники 0, 6,(5) классов точности. Устанавливаются следующие обозначения полей допусков на посадочные диаметры колец подшипников по классам точности:
а) для наружного диаметра – l 0, 6, l 5, l 4, l 2;
б) для диаметра отверстия – L0,L6, L5, L4, L2.
Диаметры наружного D и внутреннего колец d подшипника приняты за номинальные диаметры основного вала и основного отверстия. Поэтому посадки наружного кольца в корпус осуществляют по системе вала, а посадки внутреннего кольца на вал – по системе отверстия.
Выбор посадок подшипников качения проводят с учетом типа, размера, класса точности подшипника, характера нагружения и режима работы подшипникового узла.
Поля допусков валов и отверстий корпусов для установки подшипников качения приведены в таблице 1.8.
Таблица 1.8 – Поля допусков валов и отверстий корпусов для установки
подшипников качения
Класс точности | Поля допусков отверстий для посадок | Поля допусков валов для посадок | ||||||||||
с зазором | переходных | с на- тягом | с за- зором | переходных | с натягом | |||||||
0 и 6 | H7 | H8 | Js7 | P7 | f6 | h6 | h7 | h8 | k6 | m6 | ||
H9 | E8 | N7 | K7 | g6 | h9 | h10 | h11 | n6 | p6 | |||
G7 | M7 | js6 | r6 | r7 | ||||||||
5 и 4 | H6 | Js6 | K6 | P6 | g5 | h5 | k5 | m5 | ||||
G6 | M6 | N6 | js5 | n5 | ||||||||
2 | H5 | K5 | M5 | g4 | h4 | js4 | k4 | m4 | ||||
H4 | Js5 | Js4 | h3 | js3 | n4 | |||||||
Отверстия в корпусах, предназначенных для установки в них подшипников качения 0-го и 6-го классов точности, следует как, правило, обрабатывать по 7-му квалитету, а валы – по 6-му квалитету.
Пример обозначения посадок подшипников качения:
- подшипник класса точности 0 на вал диаметром 50 мм с полем допуска к6 – Ø50 L0/к6 или Ø50 L0 – к6 или Ø50 ;
- то же в отверстие корпуса диаметром 90мм с полем допуска К7 – Ø90 К7/ l0 или Ø90 К7 - l0 или Ø90 .
На сборочных чертежах подшипниковых узлов допускается посадку подшипника обозначать одним полем допуска – полем допуска сопрягаемой детали с подшипником качения. Например, обозначение Ø90К7 относится к отверстию корпуса и к наружному кольцу подшипника, а обозначение Ø50к6 означает посадку внутреннего кольца подшипника в соединении с валом.