Дидактические средства для организации

ОСТРЫЙ БРОНХИТ, ОСТРАЯ ПНЕВМОНИЯ В ПРАКТИКЕ

УЧАСТКОВОГО ТЕРАПЕВТА

 

Учебно-методическая разработка для студентов по поликлинической терапии

 

V курс

 

 

    Автор: к.м.н., доцент Е.Е.Линкевич  

 

 

ГОМЕЛЬ, 2012 г.


 

Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Ответы на вопросы темы. VII. Схема обследования больного. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX. Тестовый контроль.

 


I. Актуальность темы

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) составляют до 90% всей инфекционной патологии и являются одной из наиболее значимых медицинских и социально-экономических проблем. Общемировая практика свидетельствует о том, что, как минимум, каждый третий человек ежегодно переносит ОРВИ или грипп. Во время ежегодных эпидемий гриппом переболевают около 10% населения земного шара, во время пандемий число больных возрастает в 4–5 раз. ОРВИ и грипп опасны, прежде всего, развитием осложнений: бронхитов, пневмоний, синуситов и др. Учитывая факт, что грипп и ОРВИ поражают наиболее уязвимые группы населения (детей и пожилых), присоединение вторичной инфекции на фоне ослабленной иммунологической реактивности всегда опасно развитием летального исхода. Временная нетрудоспособность взрослого населения вследствие этих заболеваний ежегодно составляет 25–30% общей временной нетрудоспособности и наносит большой экономический ущерб. Известно, что на лечение гриппа и его осложнений ежегодно в мире расходуется около 14,6 млрд. у.е.

Таким образом, чрезвычайно широкая распространенность ОРВИ, их потенциальная опасность в плане развития вторичных острых и хронических бактериальных инфекций дыхательных путей, а также летальных исходов обусловливает поиск и создание лекарственных средств, эффективных для лечения ОРВИ и профилактики осложнений.

II. Цель занятия

Научить студентов диагностике, современному лечению в условиях поликлиники, экспертизе временной утраты нетрудоспособности больных с ОРВИ, гриппом, ангиной.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. Этиологию, патогенез, эпидемиологию ОРВИ, гриппа, ангины, острых бронхитов и острых пневмоний.

2. Клиническую характеристику гриппа, ОРВИ, ангины, острого бронхита и острой пневмонии.

3. Современную классификацию острого бронхита и пневмонии.

4. Методы инструментальных и лабораторных исследований для постановки диагноза ОРВИ, гриппа, ангины, острого бронхита и пневмонии.

5. Дифференциальную диагностику со сходными заболеваниями, обоснование диагноза, показания к госпитализации.

6. Лечение гриппа, ОРВИ, ангины, острого бронхита и острой пневмонии в амбулаторных условиях.

  1. Экспертизу трудоспособности, профилактические мероприятия, контроль за реконвалесцентами, реабилитацию больных, перенесших грипп, ангину, острый бронхит, острую пневмонию.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1. Составить рациональный план лабораторного и инструментального обследования больного с его обоснованием.

2. Интерпретировать результаты лабораторных исследований и инструментальных методов диагностики, в том числе методов люминесцентной микроскопии, иммунофлюоресценции, вирусологических и серологических методов диагностики больных с ОРВИ и гриппом.

3. Устанавливать диагноз, проводить лечение и восстановительную терапию больных с такими заболеваниями как грипп, ОРВИ, ангина, острый бронхит и острая пневмония.

4. Оказывать неотложную помощь на догоспитальном этапе при инфекционно-токсическом шоке, острой дыхательной недостаточности.

5. Проводить экспертизу временной утраты нетрудоспособности при ОРВИ, гриппе, остром бронхите и пневмонии.

6. Оформлять документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность согласно действующим: «Инструкции о порядке выдачи листов и справок о нетрудоспособности» и «Инструкции по заполнению листков нетрудоспособности».

7. Выписывать рецепты на основные лекарственные препараты, используемые в амбулаторных условиях при лечении ОРВИ, гриппа, ангины.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

1. Сбор анамнеза больного (жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни).

2. Объективное обследование больного по органам и системам.

3. Интерпретация рентгенограмм органов грудной клетки больных с острым бронхитом и пневмонией.

4. Интерпретация общих анализов крови, общих анализов мочи, биохимических показателей сыворотки крови.

5. Интерпретация методов люминесцентной микроскопии, иммунофлюоресценции, вирусологических методов диагностики, серологических методов диагностики больных с ОРВИ и гриппом.

6. Составление программ обследования больных с целью диагностики ОРВИ, гриппа, ангины острого бронхита, пневмонии.

7. Назначение лечения больным с ОРВИ, гриппом, ангиной, острым бронхитом, пневмонией.

 

III. Разделы, изученные ранее и необходимые

 для данного занятия (базисные знания)

1. Анатомо-физиологические особенности строения дыхательной системы.

2. Основы физикальной и инструментальной диагностики заболеваний дыхательной системы.

3. Правила оформления рецептурного бланка.

 

IV. Рекомендуемая литература по теме занятия

ОСНОВНАЯ:

1. Поликлиническая терапия: учебник для студентов высших учебных заведений / Б.Я. Барт [и др.]; под общ. ред. Б.Я. Барта. – М. Издательский центр «Академия», 2005. – 544 с.

2. Поликлиническая терапия: учебник / Г.И. Сторожаков, И.И. Чукаева, А.А. Александров. – 2-е изд., перерб. И доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 640 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Козловский, И.В. Поликлиническая работа врача терапевта / И.В. Козловский. – Мн. Высш. Школа, 2004 – 343 с.

2. Платошкин, Э.Н. Поликлиническая терапия: уч-метод. пособие для студентов 4 курса / Э.Н. Платошкин, Н.В. Василевич. – Гомель, 2009. – 32 с.

3. Клинические протоколы диагностики и лечения больных в амбулаторных условиях, утвержденные приказом МЗ РБ № 484 от 13.06.2006 г.

4. Постановление №21, 43 и 65 от 17.09.03г. «Об утверждении перечня основных лекарственных средств» Мн.2003.

5. Соринсон, С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. Руководство для врачей. – СП., 1993 г.

6. Бовбель, И.Э. Профилактика и лечение острых респираторных заболеваний у детей в амбулаторных условиях: учю-метод. Пособие / И.Э. Бовбель, В.Ю. Малюгин – Мн.: БГМУ, 2005. –40 с.

7. Справочник врача общей практики: в 2 т. Том 2 / Под ред. Н.А. Агаджаняна – М.: Эксмо, 2010. – 832 с.

 

V. Вопросы для самоподготовки:

  1. Грипп и ОРВИ. Этиология, патогенез, эпидемиология, Клиническая картина. Методы инструментальных и лабораторных исследований. Экспресс-диагностика. Серологическая диагностика. Дифференциальная диагностика со сходными заболеваниями, обоснование диагноза. Осложнения гриппа и ОРВИ. Лечение гриппа и ОРВИ на дому. Относительные показания к антибактериальной терапии. Показания к госпитализации. Временная нетрудоспособность. Профилактические мероприятия. Контроль за реконвалесцентами, реабилитация больных, перенесших тяжелые формы гриппа.
  2. Ангина. Определение понятия, этиология, патогенез. Клинические проявления, варианты течения. Инструментальные и лабораторные методы исследования. Дифференциальная диагностика с острым и хр. фарингитом. Хроническим тонзиллитом, перитонзиллитом, дифтерией зева, ангиной Симановского-Плаута-Венсана, грибковыми ангинами, скарлатиной, инфекционным мононуклеозом, аденовирусной инфекцией, герпангиной, туляремией, сифилисом. Лечение ангины. Временная нетрудоспособность. Профилактика. Диспансеризация.
  3. Острый бронхит. Определение понятия, классификация. Клиническая картина. Инструментально-лабораторные методы исследования. Дифференциальная диагностика с хроническим бронхитом, острой пневмонией, туберкулезом, плевритом, бронхиальной астмой. Осложнения. Показания к госпитализации. Принципы лечения. Временная нетрудоспособность. Реабилитация. Профилактика.
  4. Внегоспитальная пневмония в практике участкового терапевта. Определение понятия, классификация. Клиническая картина. Методы инструментального и лабораторного исследования больного. Дифференциальная диагностика. Осложнения. Понятия к экстренной и своевременной ранней госпитализации. Принципы лечения, временная нетрудоспособность, реабилитация, диспансеризация, профилактика.

Дидактические средства для организации

самостоятельной работы студентов:

· рентгенограммы органов грудной клетки

· результаты лабораторных исследований крови, мочи, мокроты, мазков из зева и носа

· амбулаторные карты больных

· фонендоскопы

 

Темы для УИРС

1. Грипп. Осложнения: геморрагический токсический отек легких и мозга.

2. Ангина: этиология, патогенез, классификация, клиника, дифференциальный диагноз, врачебная тактика в амбулаторных условиях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: