Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств (экологические, экономические и культурно-экономические) окружающей природной среды.
Форма природопользования осуществляется в двух видах: общем и специальном.
Общее природопользование не требует специального разрешения, оно осуществляется гражданами на основании естественных прав.
Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения государственных органов. Оно всегда носит целевой характер и подразделяется на: землепользование, пользование недрами, водопользование, пользование животным миром и растениями, использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование регулируется законодательством РФ. Это:
1) Земельный кодекс; закон о недрах, Водный кодекс; Закон об охране и использовании животного мира; Закон об охране атмосферного воздуха.
Порядок лицензирования на природопользование регулируется постановлением правительства РФ от 27 мая 1993 года.
|
|
Лицензирование природопользования – это проявление административно-правового регулирования экологических отношений методами запрета, разрешения и уполномачивания. Лицензия на природопользование имеет 3 признака:
1) является актом собственника природного ресурса
2) является формой проявления контроля государства за рациональностью использования природного ресурса.
3) является средством регулирования рационального природопользования.
Лицензия выдается на каждый вид деятельности сроком на 1 год.
Классификация лицензий:
1. Природо-ресурсная лицензия. Это разрешение на ведение определенного вида деятельности, связанной с использованием какого-либо ресурса. Этот вид лицензии решает 2 задачи: контроль и регулирование. Таких лицензий свыше 30 видов.
2. Лицензия на использование земель: выдается администрацией края или города в виде земельно-отводного акта. Земельный акт всегда строго регламентирован.
3. Лицензия на использование недр выдается на следующие виды деятельности: на геологическую разведку недр, на добычу полезных ископаемых, на строительство подземных сооружений; на захоронение вредных отходов; на сброс сточных вод и на образование особоохраняемых территорий по указу президента России.
Пользование недрами может быть представлено юридическому лицу, либо группе юридических лиц, либо иностранному юридическому лицу.
4. Лицензия на использование вод – водный кодекс РФ различает общее и специальное водопользование, а также обособленное водопользование. Кроме того, водное законодательство устанавливает следующие атрибуты/требования к данным лицензиям: цели использования, пространство, лимиты, сроки, условия платежа, требования рационального использования и охраны вод. Отдельно регламентируются поверхностные и подземные воды. Право пользования лицензией может быть досрочно прекращено по субъективным или объективным причинам.
|
|
5. Лицензии на использование лесов. Есть 2 вида лесопользования: прямое (основное) и побочное.
Основное использование леса - добыча древесины и живицы. Побочные: ягоды, лекарственные растения, охота и т.д. При основном лесопользовании учитывается потребность страны в древесине, потребности экспорта (вывоза) и разрабатывается лимит вырубки на год. Для этого выписываются лесорубочные билеты – это разновидность лицензии, применяемой в лесном хозяйстве. В нем указывается объем вырубки, сроки и место. (Лесной билет – тоже разновидность лицензии на заготовку живицы (смолы), а в развитых странах – на побочные лесопользование.
6. Лицензии на использование животного мира. Регламентируются следующие виды деятельности: охота на птиц и животных.
Использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных. Пользование животным миром в научных, культурно-просветительских целях.
Кроме того, лицензии выдаются в случае продажи животных за границу и при вывозе лекарственного сырья.
7. Лицензии на использование атмосферного воздуха. Как экологический ресурс, воздух используется при складировании газообразных отходов или выбросов вредных веществ в атмосферу.
Суть лицензии состоит в следующем:
1. инвентаризация выбросов вредных веществ производственными объектами
2. определение на основании действующего ПДК предельно–допустимых норм выбросов для конкретного объекта.
3. Установление суточного и годового лимитов выбросов для конкретного объекта по конкретному веществу
4. Выдача разрешения на выброс, в котором указывается лимит и норма выброса вредных веществ и срок действия.