Нетипичная форма правления

Наряду с названными существуют и иные виды монархий и республик. Особая разновидность монархий - выборные монархии. В Малайзии Верховный правитель избирается на 5 лет Советом правителей. В состав Совета правителей входят 9 наследственных султанов штатов-монархий из 13 штатов, и только из их числа избирается Верховный правитель (главы 4 штатов султанами не являются, это штаты-республики). Действует принцип ротации: султаны избираются на должность Верховного правителя поочередно.

В Объединенных Арабских Эмиратах глава государства (нередко именуют Президентом) избирается сроком на 5 лет Советом эмиров из числа образующих Совет 7 эмиров (в состав ОАЭ входят семь княжеств Персидского залива). Очередность занятия поста отсутствует. По сложившейся традиции Президентом ОАЭ становится султан крупнейшего эмирата Абу-Даби.

Советская республика. Ее основные признаки: отрицание принципа разделения властей, жесткое следование принципу единства власти трудового народа в лице Советов — представительных органов, действующих на общественных началах, непрофессиональной основе. Советы сочетают как представительную (законодательную), так и исполнительную власть (через свои исполнительно-распорядительные органы). Реальная власть в такой республике принадлежит правящей коммунистической (рабочей) партии. В настоящее время такой вид республики со своими национальными особенностями сохраняется в современных социалистических государствах (КНР, КНДР, Вьетнам, Куба).

Клерикальная республика. Главный признак клерикальной республики — придание духовной власти статуса государственной и сосуществование духовной и светской власти в качестве двух взаимосвязанных ветвей государственной власти. Такой вид республики сложился в Исламской Республике Иран. В этой стране в соответствии с Конституцией 1979 г. имеются избранные президент и парламент (Меджлис), но главную роль играет Руководитель государства — высшее духовное лицо. Руководитель Ирана подбирается и избирается Советом экспертов из представителей высшего духовенства страны.

Своеобразны и такие нетипичные (маргинальные) республики, как республики с пожизненной должностью президента. Так, например, в Гаити в период с 1957 по 1986 гг. наблюдалась передача государственной власти по наследству, аналогично в Малави до 1994 г. Подобного рода республики возникают, как правило, в результате военных, революционных переворотов и, как правило, недолговечны.

 

 

50.Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Юридический иммунитет.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

уровня государственного органа, принявшего данный акт;

юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:

на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);

на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);

на территорию, указанную в самом нормативном акте;

на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

51.Причина и условия совершения правонарушений в российском государстве.

Правонарушения совершались на всём протяжении человеческого существования. Проблема причин и условий деликтов (правонарушений) представляет собой острейший вопрос современности. Существует специальная наука, изучающая причины и условия правонарушений и меры борьбы с ними - криминология. Жизненные обстоятельства, вызывающее правонарушения делятся на две группы:
Условия деликтов - социально-негативные обстоятельства, которые облегчают производство правонарушений или формируют их причины (безработица, несовершенное законодательство, алкоголизм и наркомания, низкий уровень правовой культуры граждан и т.п.).
Причины деликтов - негативные явления, непосредственно вызывающие их совершение.
Некоторые выводы современной криминологии:
Традиционно различают причины индивидуальных деликтов и причины всего конгломерата правонарушений, совершаемых в обществе за определённый период времени.
В криминологии все взгляды на причины правонарушений генерируются на две школы (или направления): 1) социологическую (противоправные деяния объясняются действием социально-экономических причин); 2) генетическую (из-за генетической предрасположенности отдельного лица к производству деликтов).


Учёные не оставляют попыток вычленить основную или базовую причину правонарушений. В советские времена ответ звучал так: коренная причина всех правонарушений - объективная невозможность общества удовлетворить все требования и притязания живущих людей. Сегодня на этот вопрос отвечают несколько иначе: единая причина всех эксцессов - социальные противоречия.
Несмотря на спорность и трудность проблем причин и условий правонарушений можно отметить определённый консенсус учёных по ряду воззрений:
а) Мир правонарушений познаваем.
б) Общество и власть в состоянии влиять на девиантное (отклоняющееся) поведение своих граждан.
в) Причины и условия правонарушений в обществе коренятся в нём самом, и не могут быть предметом экспорта.
г) Обстоятельства социального характера влияют на возможность правонарушений сильнее биологических предрасположенностей.
д) Борьбу с правонарушениями нельзя сводить к ремонту законодательства и обновлению кадров - нужны более серьёзные общесоциальные решения.
е) Государство, власть - основная сила, блокирующая рост правонарушений, а потому должна опираться на знание причин и закономерностей человеческого поведения

 

 

52.Формы государственного устройства: понятие и виды.

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);

2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;

3) смешанные;

4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

Признаки федерации:

1) наличие самостоятельности у субъектов государства;

2) союзное государство;

3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4) двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

1) национально-государственная;

2) административно-территориальная;

3) смешанная.

В зависимости от юридической основы различают федерации:

1) договорные;

2) конституционные.

Конфедерация это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

Империя это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

 

53. Понятие и признаки норм права.

Норма права – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Признаки:

1. Норма права имеет общеобязательный характер (адресована широкому кругу лиц и обязательна для исполнения Н: совершил кражу- будет привлечен к уголовн.ответственности)

2. имеет формальную определенность (т.е. четко сформулирована и имеет формальное закрепление – напечатана)

3. является государственно-властным предписанием – только государство в лице уполномоченных органов при соблюдении определенной процедуры способно их принимать

4. принимается уполномоченными органами

5. охраняется принудительной силой государства (в случае их неисполнения применяются меры гос.принуждения – уголовная ответственность, гражданская, административная и др.)

6. имеет внутреннюю структуру – т.е. состоит из взаимосвязанных элементов.

7. действует многократно (во всех случаях, когда возникает необходимость ее применения – до тех пор, пока в установленном порядке не будет изменена или отменена соответствующими гос.органами)















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: