Экспериментальные исследования и их место

Место патопсихологии

Патопсихология - одна из самых старых и важнейших составляющих медицинской психологии, сводится к определению структуры нарушений познавательных процессов, закономерностей их распада в сопоставлении с нормой в понятиях современной психологии, диагностике особенностей личности, поведения, общения и адаптации к изменяющимся условиям функционирования, защитных приспособительных механизмов личности в связи с психическими расстройствами.

Б. В.Зейгарник: патопсихология исследует структуру нарушений психической деятельности, закономерности ее распада в их сопоставлении с нормой, при этом она дает классификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии. Патопсихология использует клинические критерии, так как без постоянного соотнесения с ними она бы утратила свое практическое значение. Данные патопсихологического исследования должны соотносится с психическим статусом больного, со стадией течения заболевания, с его динамикой.

 

Основная цель патопсихологии - диагностика изменений психики человека по отношению к норме.

 

 

Патопсихология - раздел медицинской психологии – науки, возникшей на стыке медицины и психологии.


2. Предмет, задачи патопсихологии. Междисциплинарные связи

Предмет: нарушения психической деятельности, возникающие вследствие болезни мозга.

К основным задачам патопсихологического исследования в психиатрической клинике В. М. Блейхер и его сотрудники относят следующие шесть:

1. Получение данных для диагностики.

2. Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией.

3. Участие в экспертной работе.

4. Участие в реабилитационной работе.

5. Участие в психотерапии.

6. Исследование недостаточно изученных психических заболеваний.

 

Патопсихология - раздел медицинской психологии – науки, возникшей на стыке медицины и психологии.

 

Патопсихология Психопатология
Входит в раздел ψ-ких наук, ψ-ие м-ды (наблюдение, эксперимент, беседа, диагностика). Клин. понятия + ψ-ие понятия. Патоψ классифицирует ψопатологические явл-ия в понятиях психологии. Явл-ия нарушения исследуют ψ-ую стр-ру этого нарушения (неск. закономер. распада психики, стр-ру, сопоставл. С нормой). Внимание на стр-ре симптомообразования – то, сто предшествует ψопатологическому явл-ию, образованию. (Стереотипы развития болезни). Объект – расстройства ψ. Наука медицинская, раздел общей психиатрии; использует м-ды клинико описательные (беседа, наблюдение). Оперирует клин. понятиями («этиология», «симптом», «синдром»). Описывает психические заболевания (признаки заболевания – явл-ия, клин. описания признаков болезни, он их описывает в течении болезни). Объект – расстройства ψ. (!) Понятийный аппарат особенно близок.


3.Принципы патопсихологического  исследования

  • Системный качественный анализ форм распадов психики(изучение механизмов нарушений)
  • Исследование должно отражать сохранность и нарушение психических процессов.
  • Результаты эксперимента должны давать количественную и качественную оценку распада.
  • Экспериментальные данные должны быть надежды
  • Один и тот же симптом может быть обусловлен различными механизмами
  • Патопсихологическое исследование может просматриваться как модель или как некая функциональная проба. В условиях патопсихологической экспериментальной пробы важную роль играют задачи, которыми чесловек пользует в жизни.
  • Эксперимент должен актуализировать умственные и личностные особенности.
  • Патопсихологический эксперимент является взаимной деятельностью общения экспериментатора и испытуемого.
  • Построение экспер. приемов должно предоставить возможность учитывать поиск решений больного.


Экспериментальные исследования и их место

  • Контролируемость условий
  • Относительная объективность
  • Удобство передачи проф. опыта
  • Высокая степень формализации и оценки


5. Деонтологические проблемы

 Этический кодекс:

· Конфиденциальность

· Компетентность

· Уважение (беспристрастность)

· Осведомленность и согласие клиента

· Ответственность

· Честность

Ятрогения- нарушения, которые возникли по вине врача.

 

 


6. Понятие сознания в психологии и психиатрии

Психология: -высшая форма психической деятельности, регулирует деятельность человека, связано с речью.

Психиатрия: -фон, на котором происходит смена различных психических феноменов.


7. Нарушения сознания

1. выключенное сознание:

· оглушение(замедленные движения, молчаливость, безучастность)

· сопор(глубокое угнетенное состояние при сохранности рефлексов)

· кома (нарушение деятельности сознания, нет реакции на боль)

2. Помраченное сознание

· Онероид (Отражение реального мира+ всплывающие яркие представления)

· Делирий(наплывы ярких представлений, непрерывно возникающие обрывки воспоминаний.

· Аменций(спутанность и полный развал самосознания

· Сумеречное помраченное сознание(дезориентировка с автоматизмами)

Критерии состояния помраченного сознания

1. дезориентировка во времени, месте, ситуации;

2. отсутствие отчетливого восприятия окружающего:

3. разные степени бессвязности мышления;

4. затруднение воспоминаний происходящих событий и субъективных болезненных явлений.

Для определения состояния помраченного сознания решающее значение имеет установление совокупности всех вышеперечисленных признаков. Наличие одного или нескольких признаков не может свидетельствовать о помрачении сознания

 

 


8. Признаки расстройства сознания по Ясперсу

Все 5 признаков - помраченное сознание(Ясперс)

 

1. нарушается восприятие внешних объектов

2. нарушена ориентировка в пространстве и времени

3. расстройство мышления

4. происходящее не фиксируется в памяти

5. отрешенность от реального мира

 


9. Нарушения самосознания

Самосознание - осознание собственной личности.

Деперсонализация. Характеризуется чувством отчуждения собственных мыслей, аффектов, действий, своего "Я", которые воспринимаются как бы со стороны. Частым проявлением деперсонализации является нарушение "схемы тела" ("дисморфобии"), могут возникать при разных заболеваниях — при эпилепсии, шизофрении, после черепно-мозговых травм и др.

формы деперсонализации:

аллопсихическую(ощущение раздвоенности)

аутопсихическую(потеря индивидуальной специфичности)

соматопсихическую(отчуждение тела)

анестетическую.побледнение высших эмоций с последующей утратой)

Дереализация – искаженное восприятие объективной реальности в целом без нарушения восприятия отдельных ее параметров
10. Выключенное сознание

выключенное сознание:

· оглушение(замедленные движения, молчаливость, безучастность)

· сопор(глубокое угнетенное состояние при сохранности рефлексов)

· кома (нарушение деятельности сознания, нет реакции на боль)


11. Эмоции

Эмо́ция— эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Р.М. Грановская выделяет среди эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс.

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

 

Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия.

 

Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства.

 








Функции эмоций

1.   Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

2.   Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

3.   Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

4.   Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

5.   Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции "успеха — неуспеха" обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.

 


12. Продуктивыне и негативные эмоциональные состояния

Эмоциональные расстройства по симптоматологии делятся на продуктивные и негативные.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: