Вопрос 15. Эмпиризм и рационализм Нового времени

Переходный период между эпохой Возрождения и Новым временем является научной революцией. И 17 век начался с поиска метода научного философствования. И произошло выделение вфилософии эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм - направление в философии, считающее чувственный опыт основным источником знаний. Основной принцип эмпиризма: нет ничего в разуме, чего не было бы в первоначальныхчувствах.Родоначальником эмпиризма был английский философ и политический деятель Френсис Бэкон. Главное затруднение в познании природы, по мысли Бэкона, находится не в предмете,не во внешних, не зависящих от человека условиях, а в его уме, в его употреблении иприменении. Ошибки возникают из-за несовершенства органов чувств, воспитания, социальной жизни и веры в авторитеты. Познание нужно начинать с выделения в вещи элементарных форм и познавать этиформы, сопоставляя их с фактами и данными опыта. Путь истинного познания –индукция.

Рационализм – философское направление, утверждающее главенствующую рольразума в познании. Декарт–основоположенник рационализма. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практическихделах людей.Результаты чувственного опыта, согласно его философии, сомнительны. В этом убеждаютмногочисленные факты обманов чувств. Согласно Декарту, можно сомневаться вообще вовсем, однако никак нельзя подвергнуть сомнению сам факт нашего мышления, с которымнеразрывно связано убеждение в нашем существовании. «Я мыслю, следовательно, существую».Как рационалист, Декарт настаивал на исключительной роли дедукции в процессепознания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверныеисходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логическихвыводов.

С целью научиться хорошо применять ум, он разработал свойметод. В нем четыре правила:

1)Истинно лишь то, что очевидно и не вызывает сомнений

2)Анализ: сложную вещь надо делить на простые

3)Синтез: располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметовпростейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познаниянаиболее сложных

4)Контроль и систематизация знания: На этом этапе проверяется полнота анализа икорректность синтеза.

Вопрос 16. Проблема субстанций в философских учениях Спинозы иЛейбница

На протяжении многих лет развития философии разные мыслителиприводили различные учения о субстанции. В эпоху Нового времени ярким примеромпротивостояний различных пониманий субстанции являлись учения Спинозы и Лейбница.

В качестве субстанции всего сущего Спиноза выделил природу. Она, по его мнению,есть причина самой себя. Природа рассматривается мыслителем, с одной стороны, как природа творящая, а с другой — природа сотворенная. Природа творящаяотождествляется с субстанцией или Богом. Спиноза растворяет Бога в природе, так же,как и пантеисты в эпоху Возрождения. Субстанция обладает свойствами, которыемыслитель называет атрибутами.Субстанция абсолютна, бесконечна, независима. Она – причина самой себя; она есть то,что делает вещи реальными.

Немецкий философ Лейбниц увлекался философией больше Спинозы, но считал,что таким образом осмыслена субстанция не позволяет нам понять, почему мир являетсяподвижным и многообразным. В отличие от Спинозы, Лейбниц подчеркивал, чтомногообразие, подвижность и неповторимость следует считать характеристикамисубстанции. Первый принцип его философии - принцип "всеобщих различий": в мире нетни одной вещи, которая была бы тождественна другой. Лейбниц выдвинул теорию о монадах (илио множественности субстанций). В основе всех вещей лежат духовные единицы (монады). Предметы, по Лейбницу, есть проявления монад. Но при этом он настаивает, что тела никак не связаны с монадами, как и они сами между собой. Лейбниц говорит о предустановленной гармонией. Бог при творении мира создал независимыемонады такими, что они действуют в полном согласии.

Вопрос 17. Философские учения эпохи Просвещения (Вольтер, Дидро,Гольбах, Руссо)

Возникло движение Просвящения во многих странах, особенно ярко проявилось воФранции.Предпосылки: французское общество (недовольство государством, религией).Цель: освобождение людей от суеверий, обрядности.Основная идея - вера в разум.Характерная черта: деизм - это учение, которое признает существование Бога, он создал мир, но после создания мир развивается сам.

Представители:

1) Дидро - убежденный деист. В зрелом возрасте - атеист. Мир -это материя в движении она разнородна, множество элементов. Идеясамодвижения материи.

2) Гольбах – философ-материалист. Был богат, устраивал званные обеды с дискуссиями. Человек – творение природы. Ничего не может быть внеприроды. Всему есть объяснение в виде естественных причин. Человек стремится к счастью.

3) Вольтер: был очень популярен, критиковал абсолютизм: говорил, что историю творятлюди. Высокообразованные люди могут изменить судьбы народа. Исключал элемент сверхъестественного.

4) Жан-Жак Руссо: выдвигает концепцию естественного человека (от природы человек неплохой и не хороший). Главная причина озлобленности - оторванность от природы. Человека делает общество, в котором он живѐт.Против частной собственности - она вызывает вражду и недоверие, расслоение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: