Вопрос 18. Теория познания и трансцендентная диалектика Канта

Родоначальник немецкой классическойфилософии Иммануил Кант.Сначала Кант интересовался природой, его первые работы носилиестественнонаучный характер. Затем переключил внимание на человека.

Теория познания. Наука медленно развивалась: узость горизонта, однобокость мышления; отсутствие великой, достойной цели. Есть всеобщие, необходимые суждения - априорные (доопытные) знания. Они не дают нового знания. Аналитические суждения. Апостериорное (после опытное) знание - синтетическое суждение.  Они продуктивны, обогащают знания.Основанием науки должны служить какие-тодругие, третьи суждения, которые бы объединяли априорно-синтетические суждения.Не интеллект вырабатывает понятия, способные выразить субъект, наоборот,предметы, как только они помыслены, начинают регулироваться и согласовываться спонятиями интеллекта.

По Канту вещи двойственны. Вещь - является феноменом (являющаяся), вещь такая,какой она нам является, какой мы ее видим. В то же время, любая вещь есть ноумен -вещь, которая она есть сама по себе, и мы до конца познать ее не можем.В трансцендентной диалектике исследуется разум, требующий абсолютнойзавершѐнности опыта, и даѐтся критика его иллюзий и ошибочных заключений возникающих из-за отрыва от чувственного основания и стремления к познанию сверхчувственного – души, мира как целого и Бога.Трансцендентальный - не подвластныйчеловеческому сознанию, мышлению (например, существование Бога).

Сформулировал 4 антиномии. Антиномии -это противоположные суждения об одном и том же, одинаково доказуемые.

1) Мир имеет начало во времени и пространстве.Мир во времени и пространстве безграничен.

2) Все в мире состоит из простого. Нет ничего простого, всѐ сложно.

3) Над человеком природа невластна, человек свободен.Никакой свободы нет, всѐ есть природа.

4) В ряду мировых причин есть некая необходимость (детерминизм). В этом ряду нет ничего необходимого, всѐ случайно.

Вопрос 19. Философия Гегеля

Гегель – создатель философской системы абсолютного идеализма. Большой его заслугой свляетсяразработака диалектики как метода философского исследования. Гегель представил весь природный, исторический и духовный мир в виде прогресса.Абсолютный идеализм заключается в том, что первопричиной всего Гегель считал Абсолют. Существует три стадии его развития: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Философская система делится на три части: логика, философия природы и философия духа.Философский метод – диалектика. Гегель утверждал, что невозможно понять явление, не узнав всего его пути развития. Развитие происходит поступательно от низших форм к высшим. Источник развития – противоречия.

Гегель сформулировал три закона диалектики:

закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот

закон единства и борьбы противоположенностей

закон отрицания отрицания

Гегель также занимался политико-правовыми вопросами. Он был сторонников естественного права и считал, что люди должны следовать законам ради общего блага.

Вопрос 20. Материализм Фейербаха.

Философия Людвига Фейербаха считается завершающим этапомнемецкой классической философии.Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классическогоидеализма и обоснование материализма.Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха. Однако предшествующие ему материалистические философские школыбыли под сильнымвлиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями исуществованием Бога.

Материализм Фейербаха характеризуется как антропологический, так как в центревнимания Фейербаха человек как единство души итела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическуютрактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего, как духовноесущество. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние, -обладает подлинной реальностью. Не признавалникакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность отвлеченного познания с помощью разума.

Философия Людвига Фейербаха обладает такими чертами:

• полный разрыв с религией

• попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения

• материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблемокружающего мира и человека;

• большой интерес к социально-политическим вопросам;

• убеждение в познаваемости окружающего мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: