История электроакустической музыки

 

Электроакустическая музыка начала утверждаться в середине 20-го века как естественное продолжение конкретной музыки в общем контексте «мутации» европейской школы академической музыки в сторону иного композиторского мышления, связанного с резким усилением в нём роли и значения сонорики, алеаторики, стохастики, сериальной техники (включая додекафонию), сериализма (структурализма), пуантилизма и т.д.

В середине 70-х годов XX века к электроакустической музыке, наряду с конкретной, примкнула также и «компьютерная музыка» (англ. Computer music).В определённой степени к эстетической концепции, характеризуемой термином «электроакустика», приблизились также и некоторые экспериментальные и альтернативные направления «молодёжной» музыки («индастриал», «саундскэйп» и т. п.), которые развивались в контексте различных авангардных движений (футуризм, дадаизм и сюрреализм) и опирались прежде всего на работу с шумами и тембрами. Начиная с 1900 года, в обиходе были низкокачественные аппараты магнитной записи на сплошном носителе. Фотооптические записи звуков появились только в начале 1930-х. Применялись они для озвучивания фильмов в киноиндустрии. В эти годы немецкой электронной компанией AEG был разработан первый аппарат магнитной записи, представленный летом 1935 года на Берлинской международной радиовыставке. Вскоре Уолтер Вебер, инженер компании AEG, получил патент на высокочастотное подмагничивание с помощью переменного тока. Эта технология значительно улучшила качество записи и воспроизведения.

Именно благодаря ей, в 1941 году компания AEG выпустила новую модификацию магнитофона, а вскоре провела ряд экспериментов по записи звуков в формате стерео.

Магнитная пленка стала великим открытием, которым пользовались музыканты, композиторы, продюсеры, инженеры. Она была относительно дешевой, надежной и звучала на порядок лучше, чем любые другие звуконосители тех времен. Самым важным было то, что с ней можно было проводить те же самые действия, что и с кинопленкой: вырезать нежелательные части и склеивать нужные, создавать эффекты зацикливания, изменять скорость вращения, перематывать и т.д. А с появлением усилителей сигнала и монтажного оборудования стало возможно размножать звукозаписи, создавать эффекты эхо и реверберации. Следует отметить, что реверберацией называется процесс постепенного уменьшения интенсивности звука. Такие эффекты было невозможно создать при помощи механических устройств.

Когда производство аппаратов магнитной записи было поставлено на поток, началось распространение новой формы «электроники» - электроакустической музыки.Первую пьесу нового музыкального жанра написал египетский студент Халим Эль-Дабх в 1944 году. Во время присутствия на древнем мистическом очистительном ритуале он решил записать его, воспользовавшись громоздким магнитофоном на сплошном носителе. Этот материал он обработал в радиостудии, наложив эффекты эхо и реверберации. Пьеса была названа «Музыкальный образ церемонии заар» и представлена публике в 1944 году.

 

Электроакустическая музыка (англ. Electroacoustic music) — вид электронной музыки, создаваемой путём манипуляций с предварительно записанными или генерируемыми звуками[1]. Обычно такая музыка хранится на электронных носителях информации и воспроизводится при помощи громкоговорителей, то есть без непосредственного участия человека-исполнителя, хотя вполне допустимо и её «живое» исполнение непосредственно на какой-либо концертной сцене.

Понятие «электроакустическая музыка» традиционно ассоциируется с теми академическими формами «технической музыки»[2], которые имеют выраженную экспериментальную специфику и альтернативную направленность[3].

В среде музыкантов, поле профессиональной деятельности которых включает в себя различные жанры и формы электронной музыки, электроакустическую музыку относят к одному из направлений академической электронной музыки[4].

Электроакустическая музыка начала утверждаться в середине 20-го века как естественное продолжение конкретной музыки в общем контексте «мутации» европейской школы академической музыки в сторону иного композиторского мышления, связанного с резким усилением в нём роли и значения сонорики, алеаторики, стохастики, сериальной техники (включая додекафонию), сериализма (структурализма), пуантилизма и т. д.[

В отличие от обычной акустической музыки, в музыке электроакустической чрезвычайно важное (если не первостепенное) значение имеет работа над самим звуковым материалом: над созданием с помощью различных электронных устройств и современных компьютерных технологий новых, «искусственных» музыкальных звуков, сонорных состояний, сложных звуковых текстур и т.д.[6].

При этом в качестве «музыкальных» в электроакустической музыке могут рассматриваться звуки любой природы и любого происхождения[7].

В середине 70-х годов XX века к электроакустической музыке, наряду с конкретной, примкнула также и «компьютерная музыка» (англ. Computer music)[8].

В определённой степени к эстетической концепции, характеризуемой термином «электроакустика», приблизились также и некоторые экспериментальные и альтернативные направления «молодёжной» музыки («индастриал», «саундскэйп» и т. п.), которые развивались в контексте различных авангардных движений (футуризм, дадаизм и сюрреализм) и опирались прежде всего на работу с шумами и тембрами[8].

В значительной степени (с некоторыми оговорками) синонимом термина «электроакустическая музыка» является широко распространённый в академических кругах[9][10] термин «акусматическая музыка» (фр. Musique acousmatique, англ. Acousmatic music) — музыка, источник звука которой скрыт от слушателя[9][11]. Среди музыкантов существуют некоторые разногласия, связанные с тем, относить ли данный термин к стилю музыкальной композиции или к виду восприятия музыки[12].

Разновидностью электроакустической музыки, получившей наибольшее распространение в США, является «магнитофонная музыка» или «музыка для плёнки» (англ. Tape music)[13].

К наиболее известным композиторам, работавшим в области электроакустической музыки, с той или иной степенью творческой причастности к ней, относятся: Эдгар Варез,Лучано Берио, Джон Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен, Янис Ксенакис, Бруно Мадерна, Луиджи Ноно, Дьёрдь Лигети, Макс Мэтьюс, Милтон Бэббитт, Анри Пуссёр, Дитер Кауфман, Пьер Булез, Эдисон Денисов, Эдуард Артемьев и другие.

с Look at me

Электро — жанр электронной музыки созданный гением германской электронной группы Kraftwerk. Первый электро трек, с тем самым спотыкающимся, пульсирующим ритмом, который позже назовут электро, появился на альбоме «Trans Europa Express», который вышел в 1977 году.

На следующем альбоме Die Mensch-Maschine / The Man-Machine 1978 года, было уже 2 электро трека:

Kraftwerk - The Robots, Kraftwerk - The Man-Machine

На альбоме Computerwelt / Computerworld 1981 года, состоящем на 90% из электро, с более энергичным, танцевальным ритмом, появился хрестоматийный трек «Numbers»

Начиная с этого альбома, электро музыка стала неотъемлемой составляющей творчества Крафтверк.

В 1982 году В США, электро музыка получает новое развитие - Electro Funk (Electro Boogie), направление возникшее на стыке хип-хопа, фанка, электропопа (Гэри Ньюман) и электро музыки группы Kraftwerk, представляя из себя электро с влиянием фанка. Не следует путать electro-funk с электронным фанком, т.е. фанком сыгранном на электронных инструментах.

Одной из первых и наиболее влиятельных композиций жанра стал сингл Африки Бамбаты «Planet Rock», вышедший в июне 1982 года, напрямую цитировавший мелодию «Trans-Europe Express» и ритм «Numbers» Kraftwerk.

Расцветом электро были 1982—85 гг. Электро способствовалo освобождению хип-хопа из ритмической зависимости от диско.

Характерной особенностью электро является применение драм-машин для создания ритмческой основы композиций - наиболее узнаваемое звучание электро придает драммашина Roland TR-808.

"Roland TR808 — это драм-машина со своим уникальным звуком, который может заставить танцевать людей на любой вечеринке и в любом времени — будь-то начало 80-х или же начало 21-го века. И она до сих пор активно используется в наше время. Сэмплы от 808-ой есть практически в любом семплерном банке, даже программные TR808 существуют. Я впервые услышал её в треке «Planet Rock» от Afrika Bambaataa и с тех пор не могу с неё «слезть». Когда я узнал, откуда этот звук, немедленно купил себе и целыми днями программировал биты. И я до сих использую TR808 как в студии, так и во время выступлений. По правде сказать я очень благодарен этой драм-машине — ведь именно благодаря ей мне удалось сделать свой вклад в историю музыки." The Egyptian Lover

Саунд электро характерен использованием аналогового синтеза звука для написания трэков, и обильного вкрапления эффектов эхо, задержки, реверберации, обработанного вокодером вокала и лирики на научно-фантастическую и футуристическую тематику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: