Педагогичка здоровья
Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья.Образовательные программы по валелогии. - СПб.,1994.
Цель: Пропаганда здоровья в образовательных учреждениях.
Книга предназначена для педагогов - валеологов и других работников учреждений образования.
Среди учащихся в образовательных учреждениях ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани(болезни позвоночника), психические расстройства (за счет невротических расстройств) и отклонение в развитии органов чувств(аномалии рефракции и аккомодации). Одной из причин снижения здоровья учащихся является их переутомление в школе. Из 150 учащихся, всего лишь у 15% доминирует в школе позитивное настроение, 85% учащихся находятся в школе в состоянии разной степени психического неблагополучия. Психическая напряженность, фрустрация, другие негативные настроения, которые служат причиной психических расстройств, возникают у учащихся вследствие авторитарной позиции учителя и формирования дидактогении. Такая система образования с валеологической точки зрения является ущербной. Она не занимается формированием здоровья учащихся, а только лишь оказывает негативное влияние практически на все компоненты здоровья подрастающего человека: замедляет его развитие, вызывает переутомление и психические расстройства, деформирует его мотивационную и смысловую сферы, снижает резистентность организма и провоцирует хронические заболевания.
Авторы утверждают, что формирование соматического и физического здоровья детей в процессе образовательной деятельности возможно только при условии учета их базовых потребностей(неудовлетворение этих потребностей приводит к замедлению развития и ослабляет здоровье в целом).
В качестве примера приведена методика, разработанная коллективом авторов, для проведения уроков по литературе и истории. Опыт проведения занятий по данным методикам показывает, что у подростков значительно повышается интерес к образовательной деятельности.
Вывод: систему образования, в рамках которой обеспечивается реализация базовых потребностей человека на каждом этапе созревания можно считать валеологически обоснованной. В этом случаи он полно развивает свои способности, познает собственную уникальность, безошибочно самоопределяется в жизни и в процессе самоактуализации у него непроизвольно формируются основные компоненты здоровья.
Здоровье: факт, норма, ценность
Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма, ценность // Фельдштейн Д.И.// Мир психологии №1.-2000.
Цель: Определение места и значения здоровья.
Статья может быть интересно психологам, психотерапевтам, врачам, и многим другим.
Понятие «здоровье» используется в разных научных дисциплинах, с его помощью решаются специфические задачи, что ведет к расширению спектра его значений.
Юдин Б.Г. описывает несколько подходов и концепций, затрагивающих проблематику здоровья. Тематика здоровья выходит на одно из центральных мест в повестке дня современного человечества. Проблематика индивидуального и общественного здоровья актуализируется под влиянием глубоких и болезненных преобразований, которые претерпевает общество на протяжение последних десяти-пятнадцати лет.
Понятие «здоровье» объединяет разнородные пласты:
- характеристика реального положения дел- факт;
- здоровье –норма (болезнь- отклонение от нормы);
- здоровье- ценность.
Ж.Буржуа-Пища(1950) выдвинул концепцию, основывающуюся на различении двух типов смертности- традиционного(обусловлено экзогенными факторами), и современного(обусловлено экзогенными факторами).
Причины экзогенной смерти поддаются воздействиям, направленным на ослабление их влияния. При современном типе смертности более существенную роль играют эндогенные факторы, связанные с процессами старения организма, а причинами смерти чаще оказываются неинфекционные хронические заболевания(сердечнососудистые, онкологические).Отмечается, что в последнее время болезни молодеют.
В России смертность от внешних причин растет.
Здоровье человека в большей степени начинает пониматься как то, что определяется изнутри(эндогенно). Множество людей пользуются возможностью выбора: массовый отказ от курения.
Вывод: Разрушаются устойчивые стереотипы, которые привязывали здоровья к медицине. Утверждается роль отдельного индивида в контексте здоровья. Разрывается привязка здоровья к болезни.
Здоровье - основная жизненная ценность
Какорина Е.П. Здоровье- основная жизненная ценность // Фельдштейн Д.И.// Мир психологии №1.-2000.
Цель: Определение здоровья как ценности.
Статья может быть интересно психологам, психотерапевтам, врачам, и многим другим.
Проблема ценности здоровья в наши дни сохраняет свою актуальность и требует углубления исследований. В рейтинге жизненных ценностей в 1991 году на первом месте стояла семья, на втором-здоровье. Через семь лет в числе основных жизненных ценностей на первом месте оказалось здоровье, независимо от уровня дохода, возраста, пола и образования опрашиваемого населения. По данным ВОЗ: «Здоровье- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», особое значение приобретает самооценка состояния здоровья индивидуума. Самооценка состояния здоровья - это устойчивый показатель. Закономерностью является связь оценки здоровья с полом (мужчины более высоко оценивают свое здоровье, чем женщины), так же наблюдается связь между оценками состояния здоровья с показателями удовлетворенности различными сторонами жизнедеятельности. При наличии хронической патологии респондент отмечает у себя низкий уровень здоровья.
Автор указывает, что среди лиц страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, самолечением занимаются 80%.
Спортом регулярно занимаются лишь 18-19%.Эти люди отличаются высокими показателями здоровья и отношения к жизни.
Возрастает престижность здорового образа жизни. Достаточно убедительно прослеживается тенденция роста внимания к своему здоровью, ориентация на хорошее здоровье. Появилась мода на здоровый образ жизни. Модно заниматься спортом, правильно питаться, следить за весом и т.д. Но не все могут себе это позволить. При назначении лекарственных средств и процедур врач вынужден обсуждать с пациентами их стоимость и для 60-90% населения, это оказывается дорого.
Выводы:
Население не всегда может получить медицинскую помощь, которая удовлетворяла бы его. Вследствие этого более 40% населения ничего не делают для укрепления своего здоровья.
При этом около 50% населения активно занимаются своим здоровьем (проходят профилактические осмотры, занимаются спортом, правильно питаются и т.д.).
отсутствие болезни.
6. Чудо голодания Брегг П.С. Чудо голодания/пер. с англ. С.Б.Шенкмана, С.Б.Шенкмана.- Мн.:Беларусь. 1991.Цель: призвать людей совершенствовать свои физические возможности и вести здоровый образ жизни.
Книга будет интересна всем, кто хочет вести здоровый образ жизни.
В книге описан метод естественного образа жизни.Самое большое открытие человека - это сила, умение омолодить себя физически, умственно и духовно рациональным голоданием". "Используя научное голодание, можно забыть о своем возрасте". "Голоданием человек может предотвратить преждевременную старость!" - так пишет Поль Брэгг в своей книге. Он рекомендует сократить объем съеденной пищи, ограничить некоторые пищевые вещества, потребление соли. П.Брэгг говорит о том, как правильно питаться, объясняет чем полезно голодание и сбалансированное питание; говорит о том, как набрать или сбросить вес с помощью голодания. Режим питания: ограничить прием пищи до двух раз в день, садиться за столтолько после предварительной физической нагрузки, которую автор обосновывает тем, что пища может усваиваться лишь на совершенно пустой желудок и при сильном чувстве голода. П. Брэгг рекомендует также отказаться и от раннего плотного завтрака. Очень большое место в своей системе Поль Брэгг отводит оздоровительному голоданию. Лечение голоданием не является специфическим методом для какого-нибудь одного заболевания или группы заболеваний. Это общеукрепляющий метод, мобилизующий защитные силы организма и поэтому имеющий очень широкий круг показаний. Отмечено положительное влияние лечебного голодания при болезнях обменавеществ (ожирение, подагра), заболеваниях сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, начальные стадии атеросклероза, стенокардия,облитерирующий эндартериит), заболеваниях аллергической природы (бронхиальная астма, ревматоидный артрит, отек Квинке, крапивница),заболеваниях системы органов пищеварения (острый панкреатит, язвенная болезнь), нервно-психических заболеваниях (шизофрения, навязчивые состояния, затяжные психогенные реакции, затяжные неврозы, эпилепсия), диэнце-фальном синдроме, протекающем с эндокринными нарушениями, расстройством жирового, углеводного и водно-солевого обмена. Лечебное голодание может проводиться лишь при детальном всестороннем обследовании больных, поскольку оно имеет много противопоказаний. К их числу относится туберкулез легких, злокачественные заболевания системы крови, злокачественные опухоли, многие эндокринные заболевания (сахарный диабет инсулинозависимый и неинсулинозависимый тяжелого точения, аддисонова болезнь, выраженный тирсотоксикоз и др.), цирроз печени, гипотоническая болезнь, выраженный атеросклероз, беременность, период лактации, паразитарные и требующие хирургического лечения заболевания, глубокая степень истощения, склонность к гипогликемическим реакциям, пожилой возраст и т.д.Никакой самостоятельности при длительном голодании быть но должно. Выводы: П. Брэгг считает, что каждый человек сам в ответе за свое здоровье, у каждого есть выбор. Для тех, кто выбрал здоровый образ жизни, в книге приводится пошаговое описание подготовки, проведения и выхода из голодания, перехода на оздоровительное питание и работы над своим сознанием.