Эстетические приоритеты Александра I

Александр Павлович получил, казалось бы, лучшее образование: естествознание ему преподавал академик П.-С. Паллас; физику - академик Крафт; русский язык, историю и нравственную философию - М.Н. Муравьев, а политические воззрения с 6 до 18 лет формировал Ф.-Ц. Лагарп. Он не развивал умения и интеллектуально-волевые качества ребенка, а лицедействовал, подавая историю и политику сквозь призму эстетики. Определяющее влияние на характер будущего императора оказал генерал-аншеф гр. Н.И. Салтыков, отвечавший за начальную военную подготовку, поведение и здоровье. Будущий император говорил на четырех языках, но «не мог вести по-русски обстоятельного разговора о каком-нибудь сложном деле». Однако «двуличие» - слишком примитивное слово для обозначения того непрестанного лицедейства, за которое Александр I удостоился прозвищ «актер на троне» (Ключевский), «сущий прельститель» (Сперанский), «истинный византиец» (Наполеон), «сфинкс, не разгаданный до гроба» (Вяземский), «лукавый», «в лице и в жизни Арлекин» (Пушкин), «либеральный деспот» (Вигель), «северный Тальма». Император пользовался лорнетом. Это не портило внешности, но затрудняло чтение и письмо. При таких физических недостатках для Александра I фактически не существовало художественной литературы и музыки. не известно ни одного случая, когда император поощрил бы русского литератора по своей инициативе. Всякий раз этому предшествовали доклады приближенных, вроде М.Н. Муравьева, А.С. Строганова, А.Н. Оленина, А.Н. Голицына, А.А. Аракчеева, или знаки внимания со стороны императриц. Многие авторы действительно мечтали поднести государю свои сочинения, но это его раздражало. Придворный историограф Н.М. Карамзин, прибывший в мае 1816 г. в Петербург для представления Александру I плодов 13-летней работы, ждал аудиенции полтора месяца. Врожденная фрунтомания делала царя невосприимчивым к поэзии. Актер от природы, он чувствовал условность и фальшь классицистических трагедий. Эгоизм и себялюбие порождали равнодушие к сентиментальной драме. Из театральных жанров он предпочитал французскую комическую оперу и водевиль. К изобразительному искусству Александр I был равнодушен. За четверть века он посетил Академию художеств только раз: 14 января 1809 г. в связи с приездом в Петербург короля прусского с семьей. При Александре I вместе с М.И. Козловским (1802) и Ф.И. Шубиным (1805) умерла должность придворного скульптора. Сохранялась должность придворного гравера, которую с 1819 г. занял Н.И. Уткин. Благодаря Александру I состоялась карьера лучшего европейского медальера XIX в. – гр. Ф.П. Толстого. Император не вмешивался непосредственно в литературную, театральную, музыкальную жизнь, а предоставил это якобы компетентным чиновникам - цензорам, директорам императорских театров, президентам Академии художеств. Он их не опекал, но, в случае чего, строго взыскивал.     В сочетании с плодами Просвещения личность и политика Александра I вели к разрушению интеллектуально-духовной монополии двора и снижению его влияния на художественную культуру. Под контролем двора остались виды и жанры искусств непосредственно им финансируемые: сценическое, столичная архитектура и градостроение, монументальная скульптура, академическая живопись, продукция Императорских фарфорового, стеклянного и чугунолитейного заводов. Благодаря вкусам Александра I здесь господствовал ампир. Вне контроля остались неподцензурная поэзия, неакадемическая живопись и скульптура, продукция частных художественных заводов и мастерских, популярная музыка. Эти виды и жанры, стали «заповедником» романтической, позднее – реалистической эстетики, развивались более быстрыми темпами и к концу эпохи по своей общественной и эстетической значимости заняли в иерархии искусств лидирующее место. От бабушки Александр I унаследовал страсть к архитектуре и украшению Петербурга, заслужив прозвище «северный Перикл». Во-первых, потому, что искусство греческой классики оставалось одним из художественных эталонов эпохи. Во-вторых, при Перикле, благодаря Акрополю и другим сооружениям, Афины превратились в идеологический и культурный центр Эллады, а при Александре I сложился ампирный облик Петербурга. На своих архитекторов – Ч. Камерона, Л. Руска, Ж.-Ф. Тома де Томона Александр I взвалил непомерный объем работ, в том числе таких, которые раньше не входили в обязанности придворного архитектора: строительство казарм, санитарных, хозяйственных и промышленных сооружений, составление типовых проектов для провинции. Его архитектурным фаворитом до 1817 г. был Л. Руска, умевший обходиться минимальными средствами и избегавший дорогостоящего ампирного декора. В архитектуре Александр I был последовательным поклонником ампира и одной из его составляющих – египтизирующего стиля. Эклектические, неоготические, неорусские и мавританские проекты Ж.-Ф. Тома де Томона, А.Н. Воронихина, А.-Ф. Модюи, О. Монферрана, А. Менеласа в черте Санкт-Петербурга он неизменно отвергал. Его ампирные пристрастия стали тормозом развития романтической тенденции в русской архитектуре. Причем, ампирный масштаб мышления Александр I проявлял только в официально-парадной части города.

20. Императорская семья и художественная культура.

Второй после императора фигурой, оказавшей влияние на парадно-официальную сторону русской художественной культуры, являлась вдовствующая императрица Мария Федоровна. Сентиментальная строгость. Владелица Павловска и Елагина острова - шедевров русского искусства, где в полной мере проявились ее художественные вкусы. Для многих в России резиденции императрицы являлись образцом дворцовой и усадебной жизни. Мария Федоровна стремилась создать собственный мирок, особую художественную среду, во многом противоположную официально насаждаемому классицизму. В развитии ансамбля можно выделить ряд этапов: 1779-1786 – «палладианский» период. Павловск замышлялся Марией Федоровной как мирок, напоминающий ее родной Этюп. Воспитанная в духе сентиментализма, она обожала названия типа Храм уединения, Долина слез, Храм Любви, Хижина Отшельника. Однако облик Павловска определяла не сентиментальщина, а палладианские сооружения Ч. Камерона, ставшие образцом изящества, чувства меры, гармонии природы и архитектуры: Дворец, храм Дружбы, храм Аполлона, Собственный садик, Горбатый и Китайский мостики. 1786-1801 – эклектический период, связанный с деятельностью В. Бренны, готовым строить все, что угодно и в каком угодно вкусе. 1801-1828 – ампирный период, связанный с творчеством А.Н. Воронихина (1803-1814), К.И. Росси (1815-1828) и П. Гонзага. Заказчица произведений и покровительница мастеров искусств. На досуге, наряду с рукоделием, императрица занималась миниатюрной живописью и медальерным делом под руководством академического резчика К. Либрехта. Подобно тому, как в облике Павловского парка сентиментальные черты сменялись ампирными, в живописных предпочтениях Марии Федоровны сентиментализм (Ж.-Л. Вуаль, Э. Виже-Лебрен, И.-Б. Лампи, В.Л. Боровиковский) уступил место ампирному академизму. В архитектурных пристрастиях Марии Федоровны просматриваются два подхода: 1) личный - привлечение к строительству и оформлению ее резиденций лучших мастеров (Камерон, Бренна, Воронихин, де Томон, Росси), оплата их дорогостоящих затей; 2) служебный - привлечение к сооружению зданий для учреждений ее ведомства архитекторов с противоположными качествами – склонных к суровой простоте, дешевизне, функциональности, врагов ампирного декора (Кваренги, Михайлов-первый, Стасов). Охладев к В.Л. Боровиковскому, Мария Федоровна заказала у модного О.А. Кипренского портреты вел. кн. Николая и Михаила. На фоне творческого кризиса художника эти работы были вполне удачны, но больше заказов от царского семейства Кипренский не получал. К Д. Доу она тоже не проявляла интереса, то ли по причине неприятия его свободного романтического письма, то ли из-за дороговизны его портретов. Любимым портретистом императрицы был мастеровитый немец Г. Кюгельхен. Хозяйка самого престижного литературно-художественного салона. В 1801-1825 гг. в Павловске изредка выступала с балетами и комическими операми придворная французская труппа. В 1804 г. Марии Федоровне прислал свои сочинения балетмейстер Ж.-Ж. Новерр. Музыка постоянно звучала «по вечерам в летнее время», за обедами, на балах и приемах. Во время пышных прогулок Марии Федоровны со свитой играли «польские» О.А. Козловского. Отечественная война и заграничные походы породили у нее идею-фикс войти в историю в качестве матери «Агамемнона Европы», «восстановителя царств» и «сокрушителя Наполеона». Ей нужны были мастера искусств, способные достойно эту идею воплотить. В 1812-1815 гг. она настойчиво приглашает ко двору или оказывает знаки внимания Н.И. Гнедичу, К.Н. Батюшкову, И.А. Крылову, В.А. Жуковскому, Г.И. Угрюмову, А.Е. Егорову, В.К. Шебуеву, В.П. Стасову, И.Г. Гомзину. Ее фрейлинами стали дочь Н.М. Карамзина, жена П.А. Вяземского, девица Матильда Бетанкур. В 1815 г. императрица месте с вел. кн. Анной Павловной нанесла визит в Академию художеств. В последующие годы все вернулось на круги своя с той разницей, что французской и итальянской опере Мария Федоровна стала предпочитать дивертисменты и русские песни в исполнении русской оперно-балетной труппы и ППК. Русской литературы она не знала и не интересовалась ею. В сравнении с Марией Федоровной жена Александра I Елизавета Алексеевна отличалась скромностью, тактом и обаянием. стала законодательницей античной моды в российской столице, первой «Психеей» при дворе Екатерины II. Елизавета Алексеевна была музыкальна, обладала хорошим голосом, пела французские романсы и оперные арии на своих придворных вечерах. Покровительствовала Тропинину, Кипренскому, Ф.П.Толстому. Общей для императриц была приверженность к сентиментализму. Они благосклонно восприняли 5 марта 1804 г. премьеру оперы А. Буальдье «Алина, королева Голконская». Обе императрицы синхронно поощрили ценными подарками издателей «Полярной звезды» и П.И. Шаликова - издателя «Дамского журнала»**. Общность их вкусов продлила жизнь русскому сентиментализму. В заслугу Константину Павловичу следует поставить протекцию талантливому музыканту Ф. Гаазе. Этот немецкий волонтер французской армии в 1812 г. был взят в плен и остался в России. Великий князь отметил его музыкальные способности, поселил у себя в Стрельне и взял с собой в Варшаву. Там Гаазе был капельмейстером русских войск, руководил обучением военных музыкантов, а позднее стал капельмейстером Гвардейского и Гренадерского корпусов, крупным музыкальным издателем. Другой заслугой цесаревича является многолетняя поддержка первого романтика-бунтаря русской живописи А.О. Орловского. Великий князь сделал его официальным баталистом своего двора, дал большое жалование и квартиру в Мраморном дворце. В основе интереса Константина к романтикам лежала не любовь к искусству, а уважение к сильным личностям. По тем же мотивам он сделал своим адъютантом М.С. Лунина, после того, как тот вызвал его на дуэль, утонченно оскорбив при этом. Вопреки матери, художественные вкусы Николая Павловича, не без влияния его жены Александры Федоровны и ее учителя В.А. Жуковского, склонялись к англо-немецкому романтизму с его тягой к рыцарскому средневековью. Позднее романтические вкусы императора проявились в расцвете архитектурной неоготики и египтизирующего стиля; в интересе к ориентальной тематике в живописи, поэзии, балетном искусстве; в упорных попытках «приручить» и поставить в казенный фрунт ведущих романтиков (А.С. Пушкин, братья Брюлловы, И.К. Айвазовский, П.К. Клодт, К.А. Тон, М.И. Глинка); в гонениях на классицистов (К.И. Росси, А.А. Михайлов-второй, И.П. Мартос, С.С. Пименов, А.И. Иванов, А.Е. Егоров, В.К. Шебуев). Отсутствие вкуса у Михаила Павловича. Заметными художественными способностями обладала Мария Павловна. Мария Павловна внесла весомый вклад в развитие культуры, но не русской, а немецкой. В 1803 г. она вышла замуж за принца Саксен-Веймарского Карла-Фридриха. Наибольший интерес у мемуаристов и исследователей вызывала личность Екатерины Павловны. Любимая сестра Александра I единственная в семье знала, помимо других языков, английский, старательно училась говорить и писать по-русски, что для женщин ее круга было редкостью. Резиденцией великокняжеской четы стала Тверь, превратившаяся благодаря этому в третью столицу России. Екатерина Павловна уговорила брата назначить главным архитектором города К.И. Росси. Именно при дворе Екатерины Павловны сформировалась индивидуальная манера зодчего, превратившая центр Твери в шедевр ампирной архитектуры, взятый с 1815 г. за эталон Петербургом. Вокруг Екатерины Павловны на антисперанской платформе объединились ранние западники в лице Н.М. Карамзина и славянофилы в лице Ф.В. Ростопчина.

21. Реформы народного образования и императорские учреждения культуры

в период «либерального курса»

22. Императорская Академия художеств в 1801-1812 гг.

В 1799-м Баженов, назначенный на должность вице-президента, внес проект улучшения образования учащихся и упразднения воспитательного училища. Из за смерти автора проект не был реализован. Дело Баженова продолжил следующий президент — граф А. С. Строганов, К 1801 г. В АХ за казенный счет обучалось 300 воспитанников, разд. на 4 возраста: 9-12 лет, 12-15 лет, 15-18 лет, 18-21 год. Обучались также 12 лет, прием осущ. Раз в 3 года после перевода первого возраста во второй. Учащ. первого и второго возрастов содерж. в Воспит.училище при ИАХ. (при наборе склонности и способности не учитывались, поэтому там было достаточно лентяев). В 3-4 возрастах велось спец.обучение в классах живописных (ландш., перс., истор., батал., портр., миниатюрный), арх-м, медальером, скульптурном, гравировальном, литейной и чеканной мастерской. Зачисление происх. с учетом интереса ученика и соц.заказа. 1802 – доп.статьи к Уставу ИАХ; согл.ему вводились нов.дисциплины: История художеств и худ-в, история арх-ры и арх-в, теория изящных искусств. Сохр.преподавание «смежных искусств». Уровень преподавания был очень высок. Худож.-бытовая среда Академии подготовили «золотой век» рус.арх-ры и монум.скульптуры. В 1800-1811 пост президента ИАХ занимал А.С. Строганов – золотой век Академии. Строганов подарил АХ 150 рисунков с плафонов Версальской галереи, откомандировал Ф.Алексеева в Москву, благодаря чему родилась серия моск.пейзажей. Президент заботился о присвоении подчиненным чинов, неустанно ходатайствовал о них перед имп-ром; всегда разбирался в реальных обстоятельствах. Президент имел тесные связи с ведущ.эстетиками своего времени – М.Н. Муравьевым и А.А. Писаревым. 1800 – звание вольного общника АХ впервые получила женщина – Э.Виже-Либрен. 1802-статья 25, согл.кот. публичн.здания гражданские и священные должны украшаться и строиться воспитанниками АХ предпочтительно перед иностранцами. Благодаря этой статье расцв.рус.арх-ра и ск-ра, но потухла живопись и ухудшилось положение мастеров, не связ. с Академией. При Павле Строганов вернул в Академию Ф.И. Шубина, помогал ему и Д.Левицкому. Строганов сосредоточил в АХ лучш.архитек.силы. Он помог Воронихину быстро получить звание арх-ра, был введен в Совет А.Д. Захаров, приглашенный Строгановым Ж.Ф. Тома де Томон стал проф.перспективы. За скульп. отвечал И.П. Мартос. Во время наполеоновских войн резко сократилось кол-во пенсионеров Академии за границей. Жалование служащих АХ значительно уступало жалованию ведущих артистов. Из препод. и служащих АХ лишь единицы имели собственные дома и квартиры: К.А. Головаческий, А.А.Анисимов, П.А. Иванов. Самые лучшие жил.усл.имел Воронихин и А.Ф.Бестужев. В акад.иерархии жанров главное место по-прежнему отводилось истор.живописи, где все большее значение приобретала национ.тематика. Самым низким искусством оставалась графика. В период вицепрезидентсва П.П.Чекалинского (1811-1817) АХ пришла в упадок, но в 1817 г. А.Н. Оленин был назначен президентом ИАХ. «..вся Академия как будто в испуге проснулась..во все вникал сам; доверял только самому себе». Оленин понял, что АХ должна сама заботиться о своем матер.благополучии – провел разумное сокращение штатов, что позв. увеличить жалование нужным чиновникам. Сокр. Число воспитанников до 240 человек; увеличил плату за обучение; провел капит.ремонт академ.здания. Был построен нов.учебн.корпус по проекту А.А, Михайлова-второго. Оленин подарил АХ свою коллекцию оружий, заним.составлением «Полного живописного курса археологии и этнографии для художников». Дал согласие на создание любительского театра. Ввел строгую регламентацию всей академ.жизни, повседневн.контроль за ходом занятий каждого ученика, отмечая ленивых и не знавших урока. Усилилось преподавание теор.курсов и было исключено преподавание смежных искусств. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: