Общественные культурно-художественные организации 1801-1812

25. Крупнейшие меценаты и художественные салоны 1761-1812 гг.

XVIII век – Шувалов Знаток и ценитель наук и искусств, Шувалов использовал свое влияние для оказания помощи М.В.Ломоносову, Ф.С.Рокотову, А.П.Лосенко, И.А. Акимову, А.П.Антропову и многим другим. Без книги в руках. Он был основателем и попечителем Московского университета. В советской историографии эта заслуга приписывается Ломоносову, который был душой проекта, вдохновителем и автором идей. Но воплотиться в жизнь эти идеи смогли исключительно благодаря активной поддержке Шувалова. Татьянин день (12 января) - день основания Московского университета (1755 г.), который был приурочен ко дню ангела матери И.И.Шувалова Татьяны Родионовны. Шувалов поддержал А.П.Сумарокова и Ф.Г.Волкова при основании в Санкт-Петербурге общедоступного Российского театра. По его инициативе возобновилось обучение русских пенсионеров за границей. Основание в 1757 г. Петербургской Академии художеств (Трех знатнейших искусств) - одна из главных заслуг Шувалова. до1764 г. она размещалась в доме И.И.Шувалова на Итальянской улице, построенном С.И.Чевакинским (ныне Дом санитарного просвещения). Задачу Академии её основатель видел в том, чтобы воспитывать "своих художников, вместо иностранцев, которые, обогатясь, уезжа-ют". Создание Академии позволило отечественному искусству, быстрее преодолев период ученичества и подражания, выйти к концу ХVIII в. по техническому и художественному уровню на самые передовые рубежи в Европе и мире. Первая половина XIX века: Екатерина Павловна. Любимая сестра Александра I, знала иностранные языки, пела, разговаривала и читала на русском. Жена принца Г. Ольденбургского, чтобы не выходить за Наполеона. Ее двор стал центром антитильзитской и антисперанской оппозиции. Принц Ольденбургский был назначен генерал-губернатором Тверской, Ярославской и Новгородской губерний, директором Департамента путей сообщения. Принц ревностно относился к своим обязанностям. Резиденцией великокняжеской четы стала Тверь, превратившаяся благодаря этому в третью столицу России - главным архитектором города К.И. Росси. В 1812 г. Екатерина Павловна сформировала батальон (712 ратников) из крестьян своих имений. После смерти Г. Ольденбургского от тифа в декабре 1812 г. она навсегда покинула Тверь. 24 января 1816 г. великая княгиня вышла замуж за принца В. Вюртембергского и уехала в Штутгарт. Благотворительная деятельность – от крепостных крестьян Тверской, после отъезда - ничего не осталось от былого могущества. ОПХ было создано по инициативе столичных меценатов – сенатора кн. И.А. Гагарина, статс-секретаря Александра I П.А. Кикина, художника-любителя гр. А.И. Дмитриева-Мамонова, флигель-адъютанта и гравера-любителя Л.И. Киля, топографа Ф.Ф. Шуберта. В 1821 г. Общество насчитывало всего 10 членов. Активными участниками стали Ф.П. Толстой и В.И. Григорович. Одна из сторон деятельности - спонсорско-благотворительная. В 1820-1823 гг. ОПХ выплатило 71724 руб. 98-ми художникам Почти треть этой суммы досталась действительно талантливым мастерам. В 1825 г. премии от ОПХ получили 4 пейзажа братьев Чернецовых. По решению Комитета Общества некоторым художникам назначались целевые пособия. Так, Ф.А. Бруни получил 100 червонцев для создания рисунков на темы из русской истории. Г.Г. и Н.Г. Чернецовы были посланы в Костромскую губернию для снятия видов, благодаря чему позднее возникла их знаменитая панорама Волги. Противоречие с Академией, так как она не занималась благотворительностью. За 40 лет на средства Общества было выкуплено из крепостной неволи 10 художников, в том числе В.А. Тропинин, А.И. Иванов, В.Е. Раев. Стипендии и пенсии ОПХ позволили уехать на стажировку в Италию А.А. Иванову и П.К. Клодту, встать на ноги малоимущим Н.Г. и Г.Г. Чернецовым, Т.Г. Шевченко, И.С. Щедровскому. Именно Общество разоблачило махинации Д. Доу. В.А. Голике с помощью ОПХ был зачислен в Академию художеств, а А.В. Поляков освободился от крепостной зависимости, получил ежемесячную 30-рублевую стипендию и поселился на квартире, снимаемой Обществом. Строганов. В 1800-1811 гг. пост президента ИАХ занимал гр. А.С. Строганов - «золотым веком Академии»: «золотым веком» ампира и академизм. Строганов подарил Академии 150 рисунков с плафонов Версальской галереи; откомандировал в Москву Ф.Я. Алексеева, благодаря чему родилась знаменитая серия московских пейзажей; перевел на казенное содержание 11 своекоштных учеников, в том числе талантливых портретистов К.С. Павлова и П.Ф. Соколова. Президент заботился о присвоении подчиненным очередных чинов, неустанно ходатайствовал о них перед императором, быстро для сановника такого уровня реагировал на их нужды. При этом граф не был «добрячком», всегда стремясь разобраться в реальных обстоятельствах их службы и частной жизни. Строганов заключил договор с Г.И. Клостерманом о продаже произведений учащихся Академии, что помогало им материально.: Румянцев – организовал кругосветную экспедицию Коцебу (1813), открыл 1-ую ланкастерскую школу для крепостных, в особняке на английской наб кружок любителей российских древностей, коллекция русской живописи, одна из лучших в России библиотек, городской музей (всех пускали 1 раз в неделю) - (коллекции проданы в Москву в 1860 г. Корфом). М.С. Воронцов – юг России, В Одессе он был попечителем театра, содействовал организации сельскохозяйственного общества, музея древностей, публичной библиотеки, покровительствовал профессору Бларамбергу – первому археологу края и создателю школы краеведов, при нем в Одессе ампирный центр города. Первый общедоступный Русский музеум основал в своей квартире П.П. Свиньин в 1819 г. Музеум включал собрание живописи, рукописей, книг, монет, оружия, бытовой утвари, предметов из малахита, яшмы, серебра, фарфора. Из-за материальных сложностей был вынужден продать музей, но казна не купила коллекции – разошлась с молотка. Разочарование в идее просвещенного абсолютизма средствами удушения российского Просвещения «сверху» привело к «Аракчеевщине» - переходному периоду от Просвещения к декабризму - революционному движению с целью насильственного изменения общественно-политического Строя в соответствии с идеалами Просвещения, пропущенными сквозь призму романтизма. Мария Федоровна – не была меценатом и благотворительницей – опровергаются ее определения, такие как: 1. Мать, озабоченная воспитанием (в том числе эстетическим) своих детей, повлиявшая на их художественные вкусы. Деспотична. 2. Теневой и «превосходный», по мнению Н.М. Карамзина, «министр народного просвещения», «министр благотворительности», «мать всех сирот» (М.И. Богданович). После смерти Екатерины II государственные женские учебные заведения, институты глухонемых и слепых, воспитательные дома и приказы общественного призрения перешли в ведение Марии Федоровны. На ее личные средства Д. Кваренги построил в столице здание Мариинской больницы для бедных. Цель женских учебных не в создании «особой породы» дворянок, интеллектуальной и высоконравственной, а в воспитании примерных жен, матерей и хозяек ("kinder, kuche, kirchen"). За неопрятность наказывали строже, чем за невыученные уроки. Классные дамы хранили и по своему усмотрению распоряжались деньгами учениц, контролировали каждый их шаг, круг чтения, имели право вскрывать и читать их письма. Воровство администрации имело такой масштаб, что бывшие смолянки всю жизнь с содроганием вспоминали мерзкую пищу и холод спальнях. 1797 г. был основан Институт cв. Екатерины. В него принимали по 150 девиц дворянского и купеческого сословий. В отличие от Смольного, здесь всегда говорили по-русски. Обучение длилось 3 года. Из преподавания исключили геральдику, архитектуру и физику, сократились программы по чистописанию, географии, истории. Вместо этого: Закон Божий, литература французская, иностранным языкам, рукоделию, музыке, танцам. Готовили учительниц, гувернанток и экономок, вышивальшиц, нянь. При воспитании сыновей Мария Федоровна взяла на вооружение один из принципов «пруссачества» - ни минуты свободного времени с целью отучить его от самостоятельного мышления и «дурных» наклонностей. 3. Владелица Павловска и Елагина острова - шедевров русского искусства, где в полной мере проявились ее художественные вкусы. 4. Заказчица произведений и покровительница мастеров искусств. В архитектурных пристрастиях Марии Федоровны просматриваются два подхода: 1) личный - привлечение к строительству и оформлению ее резиденций лучших мастеров (Камерон, Бренна, Воронихин, де Томон, Росси), оплата их дорогостоящих затей; 2) служебный - привлечение к сооружению зданий для учреждений ее ведомства архитекторов с противоположными качествами – склонных к суровой простоте, дешевизне, функциональности, врагов ампирного декора (Кваренги, Михайлов-первый, Стасов). Вопрос о роли Марии Федоровны как мецената остается открытым. 5) Хозяйка самого престижного литературно-художественного салона. Карамзиных, Муравьевых, Олениных, Е.И. Голицыной, З.М. Волконской. Возникновение художественных школ А.В. Ступина в Арзамасе (1802), А.Г. Венецианова в Сафонкове (1823), рост количества и активности провинциальных театров означали начало культурного пробуждения провинции. Этот процесс был проигнорирован императором и его двором.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: