Основные понятия: экспертиза, эксперт, экспертная оценка, экспертные исследования, товарная экспертиза, товарная политика

Эксперт -квалификационный специалист в определенной области, привлекаемый для исследования, консультирования, выработки суждений, заключений, предложений.

Экспертиза товара – исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в областях науки, техники, экономики, торговли различными видами товаров с последующей выдачей заключений.

Товарная экспертиза - оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.

Экспертная оценка - совокупность операций по выбору комплекса или единичных характеристик потребительских товаров или других объектов, определению их действительных значений и подтверждению экспертами соответствия их установленным требованиям и/или товарной информации.

Экспертные исследования – набор определенных действий, производимых с целью всестороннего изучения объекта экспертизы.

Товарная политика – совокупность мероприятий и стратегий, ориентированных на постановку и достижение предпринимательских целей, которые включают выход нового товара или группы товаров на рынок, модернизацию уже находящихся на рынке товаров или вывод из производственной программы выпускаемого товара, а также ассортиментную политику.

Структура экспертной деятельности.

Недооценка значения качества продукции и необходимости систематической работы по его повышению приводит к потере позиций промышленности любой страны во многих отраслях. Среди эффективных средств для выполнения этой задачи важное место занимает экспертиза качества товаров.

Экспертиза качества промышленных товаров – специфический вид деятельности по анализу и оценке потребительского качества товара с целью совершенствования качества и структуры ассортимента.

Цель экспертизы качества – на основе анализа качества товаров определить их потребительскую ценность, т.е. социальную эффективность, удобство пользования, безопасность потребления, эстетическое совершенство и т. д.

Рассмотрим структуру экспертизы потребительских свойств товаров.

Субъект экспертной деятельности – обычно группа квалифицированных специалистов-экспертов, систематизирующих ценностные предпочтения потребительских групп и проводящих анализ и оценку потребительских свойств изделий.

Объектом экспертизы являются потребительские свойства изделий, проявляющиеся при эксплуатации продукции человеком. Совокупность потребительских свойств изделий подразделяется на семь основных групп: социальные, функциональные, эргономические, эстетические, надежности потребления, безопасности и экологические.

Критерии, используемые при анализе и оценке потребительских свойств изделий, подразделяются на общие и конкретные. Общие критерии – это сложившиеся в обществе ценностные представления, традиции и нормы. Конкретные кри терии – это реальные требования к качеству изделий данного вида, регламентируемые ТНПА и технической документацией, а также базовые образцы и показатели, принятые за исходные при сравнительном анализе и оценке потребительских свойств.

Ведущим методом, применяемым при анализе потребительских свойств и при получении итоговых оценок, является экспертный, основанный на учете мнений специалистов-экспертов.

К методам оценки показателей качества товаров относятся экспертный, социологический, измерительно-расчетный, экспериментальный и комбинированный. Выбор методов осуществляется с учетом оптимального их соотношения, т.е. не за счет замещения объективных методов (измерительно-расчетного, экспериментального) на субъективные (экспертный, социологический), а за счет их совмещения для подтверждения или контроля точности оценки.

К методам оценки уровня качества товаров относят дифференциальный, комплексный и смешанный.

К техническим средствам экспертизы относятся различные приборы, установки, инструменты, шкалы, вспомогательные материалы – анкеты, таблицы и т.д.

Специфическим средством экспертной деятельности являются профессиональные знания эксперта, его опыт и интуиция.

Результатом экспертной деятельности является оценка качества изделий, а в конечном счете – тот полезный эффект который получает потребитель от пользования изделием.

Принципы экспертизы.

При проведении экспертизы эксперты должны соблюдать принципы объективности, компетентности, независимости, системного подхода, эффективности, безопасности для потребителей и окружающей среды. Большинство указанных принципов являются общими с другими видами профессиональной деятельности и рассматриваются в таких учебных дисциплинах, как "Основы стандартизации, метрологии и сертификации", "Теоретические основы товароведения". В связи с этим остановимся только на важнейших для эксперта принципах. Объективность заключается в предупреждении и/или устранении субъективизма при проведении экспертных оценок. Соблюдать этот принцип непросто, так как в основе экспертных оценок, осуществляемых отдельными экспертами, изначально заложены элементы субъективизма. Каждый эксперт отличается индивидуальными вкусами, взглядами, определенной профессиональной компетентностью и другими особенностями личности, что неизбежно влияет на характер и уровень экспертных оценок. Для преодоления субъективизма применяются определенные средства и методы, обучение которым имеет чрезвычайно важное значение. К приемам, направленным на преодоление субъективизма, относится формирование экспертных комиссий по определенным признакам, например, введение в их состав специалистов одного профиля или наоборот — разных, взаимно дополняющих друг друга профилей. Независимость экспертов является важнейшим принципом, на котором базируется их объективность. Сущность принципа состоит в том, что эксперт должен быть независим от любых заинтересованных в результатах экспертизы сторон. Заинтересованной стороной могут быть и изготовители, и продавцы товаров, и потребители. Компетентность экспертов обеспечивается их подготовкой в определенной области товароведных знаний и опытом работы с товаром. Для проведения товарной экспертизы необходимо в первую очередь глубокое знание товаров, их химических, физических и физико-химических свойств, а также процессов, влияющих на эти свойства. Кроме того, эксперт должен хорошо разбираться в вопросах технологии производства товаров, организации и учета товародвижения, коммерческой деятельности, ценообразования, документоведения, маркетинга, менеджмента, права. Поэтому они включены в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин образовательных стандартов и учебных планов по специальностям "Товароведение и экспертиза потребительских товаров" (для высшей школы) и "Товароведение" (для средних специальных учебных заведений). Любая учебная информация через определенное время забывается и/или устаревает. Поэтому эксперты должны постоянно повышать квалификацию путем самостоятельного изучения научной, учебной и справочной литературы, а также на курсах или семинарах по повышению квалификации. Системный подход необходим эксперту при любых экспертных оценках. Сущность его заключается в обобщении, группировке и приведении в определенную систему данных, необходимых для проведения экспертизы. Например, при экспертной оценке товаров очень важно уметь отнести их к определенной группе, подгруппе, виду, разновидности или типу. Такая систематизация должна основываться на правильном выборе признаков группировки и/или классификации. При этом очень важно, чтобы эти признаки носили принципиальный, а не случайный характер. Примером сможет служить отнесение крахмала и крахмалопродуктов к группе кондитерских товаров. По нашему мнению, такая группировка носит случайный характер, так как по большинству принципиальных признаков (состав, пищевая ценность, сырье, назначение) крахмал не похож на основные подгруппы кондитерских товаров. Более правильно относить крахмал и крахмалопродукты к зерномучным товарам, с которыми крахмал объединяет общность основного питательного вещества — крахмала, высокое его содержание в товарах этой группы, а также основные виды сырья для производства (кроме картофеля). Второй пример: жевательная резинка — сравнительно новый вид товара на нашем рынке. До сих пор в курсе товароведения он не изучался. К какой группе пищевых продуктов его отнести? Если рассмотреть состав, пищевую ценность и назначение жевательной резинки, то вывод напрашивается один: к вкусовым товарам. Основанием для этого служит назначение "жвачки" — вкусовой продукт с тянущейся консистенцией. В состав ее входят пищевые добавки — вкусовые, ароматические, а также резина (латекс). Из всех свойств пищевой ценности жевательной резинки значение имеют только органолептическая ценность и безопасность, так как Сведения о физиологической ценности (бактерицидности, восстановлении кислотно-щелочного баланса) сильно преувеличены. Более того, для определенной категории потребителей (с больными или запломбированными зубами, желудочными заболеваниями и т. п.) жевательная резинка противопоказана. В работе эксперту довольно часто приходится сталкиваться с необходимостью применения системного подхода для отнесения нового вида, наименования или торговой марки товара к определенной группе. Принцип эффективности заключается в том, что окончательные результаты товарной экспертизы должны способствовать рациональному использованию товара, организации оптимального товародвижения и сокращению расхода сырья, материалов, электроэнергии, затрат труда, а также материальных и товарных потерь. Например, при проведении экспертной оценки новых товаров эксперты учитывают увеличение или сокращение расхода сырья, затрат на производство, распределение и реализацию, после чего на основе принципа эффективности принимают решение о возможности серийного или опытного производства. Безопасность товаров или связанных с ними торговых услуг является одним из важнейших принципов, на котором базируется их экспертиза. "Безопасность — состояние, при котором риск вреда или ущерб ограничен допустимым уровнем" (МС ИСО 8402, п.2.8). При проведении товарной экспертизы эксперты обязательно должны учитывать реальную и/или предполагаемую степень вреда, который наносят или могут нанести в дальнейшем товары и связанные с ними торговые услуги жизни, здоровью и имуществу потребителей, а также окружающей среде. Принцип безопасности положен в основу экологической экспертизы, в задачи которой входит оценка безопасности товаров для потребителя и окружающей среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: