Расспрос и осмотр больного с патологией пищеварительной системы. Пальпация живота. Поверхностная ориентировочная и глубокая методическая скользящая по Образцову-Стражеско. Пальпация печени и селезенки. Перкуссия живота. Определение асцита. Размеров печени и селезенки по Курлову. Аускультация живота.
Основные клинические синдромы при патологии пищеварительной системы: синдром дисфагии, синдром желудочной и кишечной диспепсии, синдром мальабсорбции, синдром пищеводно-желудочно-кишечного кровотечения, синдром желтухи, синдром печеночной недостаточности, синдром внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы.
Лабораторные и инструментальные методы обследования больного с патологией желудочно-кишечного тракта, интерпретация полученных результатов.
Краткое содержание модуля «Кроветворная система»
Расспрос больного с патологией кроветворной системы.
Осмотр кожи и ее дериватов, видимых слизистых оболочек, живота. Оценка походки.
Пальпация лимфатических узлов, печени, селезёнки.
|
|
Перкуссия печени, селезёнки, костей. Возрастные особенности. Диагностическое значение лимфаденопатии, гепато-, спленомегалии, оссалгии.
Основные клинические синдромы при патологии органов кроветворения: анемический, геморрагический, миелопролиферативный, лимфопролиферативный.
Лабораторные и инструментальные обследования больного с патологией кроветворной системы, интерпретация полученных результатов. Диагностическое значение количественных и качественных изменений элементов периферической крови. Диагностическое значение времени кровотечения, времени свёртывания крови, частичного тромбопластинового времени, уровня фибриногена, протромбинового индекса. Понятие о пункции костного мозга, лимфатических узлов, трепанобиопсии.
Тематический план занятий по дисциплине:
Тематический план лекций:
№ | Наименование темы | Форма проведения | Часы | Компетент ность | ||
Кредит №1 | ||||||
Модуль «Дыхательная система»
| ||||||
1. | Сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни у больного с заболеванием органов дыхания. Методы физикального исследования дыхательной системы. | проблемная | 1 | 2,3,4,6 | ||
2. | Синдром уплотнения легочной ткани. Причины. Симптомы. Методы диагностики. | проблемная | 1 | 1,2,3,4 | ||
3. | Синдром нарушения бронхиальной проходимости. Синдром дыхательной недостаточности. Причины. Симптомы. Методы диагностики. | проблемная | 1 | 2,3,4 | ||
Кредит №2 | ||||||
Модуль «Сердечно-сосудистая система» | ||||||
1. | Артериальная гипертензия: этиология, патогенез, клиника, диагностика, принципы антигипертензивной терапии. | симпозиум | 1 | 2,3,4,6 | ||
2. | Синдром поражения клапанного аппарата сердца. Причины. Гемодинамика. Симптомы. Методы диагностики. | проблемная | 1 | 2,3,4,6 | ||
3. | Синдром острой и хронической сердечной недостаточности. Синдром острой сосудистой недостаточности. Причины. Симптомы. Методы диагностики. | проблемная | 1 | 2,3,4,6 | ||
Кредит №3
| ||||||
Модуль «Опорно-двигательная система» | ||||||
1. | Суставной синдром при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Методы диагностики. | проблемная | 1 | 2,3,4,6 | ||
Кредит №4 | ||||||
Модуль «Пищеварительная система» | ||||||
1. | Язвенная болезнь: этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика, особенности фармакотерапии. | симпозиум | 0,5 | 2,3,4,6 | ||
2. | Синдромы внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы. Причины. Симптомы. Методы диагностики. | проблемная | 1 | 2,3,4,6 | ||
3. | Синдромы: желтухи, печеночной недостаточности. Причины. Симптомы. Методы диагностики. | проблемная | 1 | 2,3,4,6 | ||
Кредит №5 | ||||||
Модуль «Мочеполовая система» | ||||||
1. | Иммуновоспалительные заболевания гломерулярного аппарата почек: этиология, патогенез, патоморфология, основные клинические синдромы, особенности фармакотерапии | симпозиум | 1 | 2,3,4,6 |
Тематический план практических занятий
№ | Наименование темы | Форма проведения | Кол- во часов | Компетентность | |||
Кредит №1 | |||||||
Модуль «Дыхательная система» | |||||||
1. | Методы исследования дыхательной системы: осмотр и пальпация грудной клетки. Сравнительная и топографическая перкуссия легких. | практич занятие | 4 | 2,3,4,7 | |||
2. | Правила и техника аускультации легких. | практич занятие | 4 | 2,3,4,8 | |||
3. | Сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни у больного с заболеванием органов дыхания. PBL. Фрагмент истории болезни | практич занятие | 3 | 2,3,4,6,8 | |||
Кредит №2 | |||||||
Модуль «Сердечно-сосудистая система» | |||||||
1. | Методика осмотра области сердца, крупных и периферических сосудов. Пальпация прекардиальной области, крупных и периферических сосудов. Методика и техника перкуссии сердца. Границы сердца в норме. | практич занятие | 4 | 2,3,4,8 | |||
2. | Методика и техника аускультации сердца и сосудов. Тоны сердца в норме. | практич занятие | 4 | 2,3,4,8 | |||
3. | Расспрос и осмотр больных с патологией сердечно-сосудистой системы. Диагностическое значение пальпации и перкуссии сердца PBL (клинический случай) | практич занятие | 4 | 2,3,4,8 | |||
4. | Аускультация сердца: тоны и шумы сердца в патологии. Диагностическое значение. РBL (клинический случай) | практич занятие | 4 | 2,3,4,6,8 | |||
Кредит №3 | |||||||
Модуль «Опорно-двигательная система» | |||||||
Методы обследования опорно-двигательного аппарата, кожи и придатков кожи. СBL (клинический случай) | практич занятие | 4 | 2,3,4,8 | ||||
Модуль «Эндокринная система» | |||||||
1. | Сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни у больного с заболеванием эндокринной системы. Общий осмотр. Пальпация щитовидной железы. Методы диагностики. | практич занятие | 4 | 2,3,4,8 | |||
2. | Синдром гипер- и гипофункции щитовидной железы. Причины. Симптомы. Методы диагностики. СBL (клинический случай) | практич занятие | 1 | 2,3,4,8 | |||
Модуль «Нервная система» | |||||||
1. | Методы обследования неврологического статуса. | практич занятие | 4 | 2,3,4,8 | |||
Кредит №4 | |||||||
Модуль «Пищеварительная система» | |||||||
1. | Поверхностная и глубокая пальпация живота. Перкуссия, аускультация живота. Пальпация, перкуссия печени. | практич занятие | 4 | 2,3,4,8 | |||
2. | Расспрос и осмотр больных заболеваниями пищевода, желудка и кишечника. Методы диагностики. | практич занятие | 4 | 2,3,4,8 | |||
3. | Расспрос и осмотр больных с заболеваниями поджелудочной железы и гепато-билиарной системы. Пальпация поджелудочной железы, желчного пузыря. Пальпация и перкуссия печени. | практич занятие | 4 | 2,3,4,8 | |||
Кредит №5
| |||||||
Модуль «Мочеполовая система» | |||||||
1. | Методы физикального обследования мочевыделительной системы и наружных половых органов | практич занятие | 4 | 2,3,4,8 | |||
2. | Методы лабораторной диагностики патологии мочевыделительной системы. | практич занятие | 4 | 2,3,4,8 | |||
Модуль «Кроветворная система» | |||||||
1. | Методы клинического обследования больных с патологией органов кроветворения. СBL (клинический случай) | практич занятие
| 2 | 2,3,4,8 | |||
2. | Геморрагический синдром. Причины. Симптомы. Методы диагностики. | практич занятие
| 3 | 2,3,4,8 | |||
Тематический план СРСП
№ | Наименование темы | Форма проведения | Кол- во часов | Компетентность | ||
Кредит №1 | ||||||
Модуль «Дыхательная система» | ||||||
1. | Синдром уплотнения легочной ткани. Синдром наличия полости в легком. Синдром нарушения бронхиальной проходимости. РBL (клинический случай) | Фрагмент истории болезни | 4 | 2,3,4,7,8 | ||
2. | Аускультации легких. Основные и побочные дыхательные шумы. | Обучение основанное на симуляции с использованием клинического случая | 4 | 1,2,3,4,6,8 | ||
3. | Синдром скопления жидкости в плевральной полости. Синдром скопления воздуха в плевральной полости. | Рещение ситуационных задач | 4 | 1,2,3,4,6,8 | ||
4. | Синдром дыхательной недостаточности (острая и хроническая). Итоговый контроль. | Мини-клинический экзамен | 1 | 1,2,3,4,8 | ||
Кредит №2 | ||||||
Модуль «Сердечно-сосудистая система» | ||||||
1. | Синдром эссенциальной артериальной гипертензии. Причины, симптомы. Методы диагностики. | Фрагмент истории болезни | 4 | 2,3,4,7,8 | ||
2. | Синдром поражения клапанного аппарата сердца: недостаточность и стеноз митрального клапана. Причины. Гемодинамика. Симптомы. Методы диагностики. | Обучение основанное на симуляции с использованием клинического случая | 4 | 1,2,3,4,8 | ||
3. | Синдром поражения клапанного аппарата сердца: недостаточность и стеноз клапанов аорты. Причины. Гемодинамика. Симптомы. Методы диагностики. | Обучение основанное на симуляции с использованием клинического случая | 4 | 2,3,4,7,8 | ||
4. | Синдром коронарной недостаточности (стенокардия, инфаркт миокарда). Причины. Симптомы. Методы диагностики. | Фрагмент истории болезни | 4 | 2,3,4,6,7,8 | ||
5. | Синдром острой и хронической сердечной недостаточности (левожелудочковой и правожелудочковой). Острая сосудистая недостаточность (обморок, коллапс, шок). Причины. Симптомы. Итоговый контроль | Мини-клинический экзамен | 3 | 2,3,4,6,7,8 | ||
Кредит №3
| ||||||
Модуль «Опорно-двигательная система» | ||||||
1. | Воспалительные заболевания опорно-двигательного аппарата | Фрагмент истории болезни | 4 | 2,3,4,7,8 | ||
2. | Дистрофические заболевания опорно-двигательного аппарата. Итоговый контроль | Мини-клинический экзамен | 1 | 2,3,4,7,8 | ||
Модуль «Эндокринная система» | ||||||
1. | Синдром гипер- и гипогликемии. Причины. Симптомы. Методы диагностики. Итоговый контроль. | Мини-клинический экзамен | 4 | 2,3,4,7,8 | ||
2. | Синдром гипер- и гипокортицизма. Причины. Симптомы. Методы диагностики. | Решение ситуационных задач | 1 | 1,2,3,4, 8 | ||
Модуль «Нервная система» | ||||||
1. | Основные неврологические синдромы. Синдром геморрагического и ишемического инсульта. Итоговый контроль. | Мини-клинический экзамен | 4 | 1,2,3,4, 8 | ||
Кредит №4 | ||||||
Модуль «Пищеварительная система» | ||||||
1. | Синдромы: дисфагии, желудочной диспепсии. Причины. Симптомы. Методы диагностики. | Фрагмент истории болезни | 4 | 2,3,4,7,8 | ||
2. | Синдром желтухи, синдром печеночной недостаточности. Причины. Симптомы. Методы диагностики. | Рещение ситуационных задач | 3 | 1,2,3,4, 8 | ||
3. | Синдром внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы. Причины. Симптомы. Методы диагностики. | Фрагмент истории болезни | 4 | 1,2,3,4,8 | ||
4. | Синдром кишечной диспепсии. Причины. Симптомы. Методы диагностики. Итоговый контроль. | Решение ситуационных задач. Мини-клинический экзамен | 4 | 1,2,3,4, 8 | ||
Кредит №5 | ||||||
Модуль «Мочеполовая система» | ||||||
1. | Синдромы нефритический и нефротический. Причины. Симптомы. Методы диагностики.ТBL (клинический случай) | Решение ситуационных задач. | 4 | 2,3,4,7,8 | ||
2. | Синдром хронической почечной недостаточности. Причины. Симптомы. Методы диагностики. | Фрагмент истории болезни | 4 | 2,3,4,7,8 | ||
3. | Синдром острой почечной недостаточности. Причины. Симптомы. Методы диагностики. Итоговый контроль. | Мини-клинический экзамен | 1 | 2,3,4,8 | ||
Модуль «Кроветворная система» | ||||||
1. | Миело- и лимфопролиферативный синдромы. Симптомы. Методы диагностики. | Решение ситуационных задач | 1 | 2,3,4,7,8 | ||
2. | Анемический синдром. Причины. Симптомы. Методы диагностики.Итоговый контроль. | Мини-клинический экзамен | 4 | 1,2,3,4,8 |
*Задания для СРСП: задания СРСП, требования к их выполнению - см. УМКД, папка «Metod.rekomend», подпапка «SRSР» (http://kgmu.kz/ru/contents/view/396 - Учебно-методические комплексы). Электронный вариант УМКД можно получить на кафедре пропедевтки внутренних болезней у дежурного лаборанта (с собой иметь флеш-карту).
Время консультаций:
с 1000 по 1300 час. – по субботам
«График консультаций» кафедры пропедевтики внутренних болезней
№ | Дни дежурства Ф.И.О. сотрудников | 05.09.15 | 12.09.15 | 19.09.15 | 26.09.15 | 03.10.15 | 10.10.15 | 17.10.15 | 24.10.15 | 31.10.15 | 07.11.15 | 14.11.15 | 21.11.15 | 28.11.15 | 05.12.15 | 12.12.15 | 19.12.15 | 26.12.15 |
1. | Аширбекова Б.Д. | |||||||||||||||||
2. | Умирбаева А.И. | |||||||||||||||||
3. | Мамашалиева С.Б. | |||||||||||||||||
4. | Турханова Ж.Ж. | |||||||||||||||||
5. | Мадиева Л.С. | |||||||||||||||||
6. | Оспанова Л.С. | |||||||||||||||||
7. | Жумагулова Н.Е. |
Заведующий кафедры пропедевтики внутренних болезней Бакирова Р.Е.
График рубежного контроля: в соответствии с расписанием отдела департамента учебно-методического отдела, по завершению изучения модуля http://www.kgmu.kz/ru/timetables.
Время итогового контроля: согласно академическому календарю и расписанию экзаменов по окончании практических занятий по дисциплине, (летняя экзаменационная сессия) http://www.kgmu.kz/ru/contents/view/395