Момент | контрольная группа | основная группа | |||||||
исследования | девочки | мальчики | девочки | мальчики | Р1-2 | ||||
жел | кист сила | жел | кист сила | жел | кист сила | жел | кист сила | ||
1. До исследования | 0,45 | 4,9 | 0,65 | 5,2 | 0,44 | 5,0 | 0,63 | 5,3 | <0,5 |
2. 6 месяц | 0,49 | 5,1 | 0,68 | 5,7 | 0,52 | 5,6 | 0,71 | 5,9 | <0,05 |
3. 9 месяц | 0,51 | 5,6 | 0,72 | 6,1 | 0,64 | 6,2 | 0,77 | 6,5 | <0,05 |
4. 12 месяц | 0,55 | 6,0 | 0,75 | 6,8 | 0,72 | 7,1 | 0,81 | 7,7 | <0,01 |
При сравнении полученных данных (табл. 4), можно с уверенностью сказать, что по показателям жизненной емкости легких и кистевой силы мальчики и девочки основной группы на много опережают детей из контрольной группы.
В настоящей работе выявлено повышение устойчивости воспитанников ДОУ № 45 г. Краснодара к простудным заболеваниям за счет активизации двигательного режима. За период с 2002 по 2004 гг., занимающихся упражнениями повышенной координационной сложности, заболеваемость снизилась в 3 раза, в контрольной - в 1,5 раза. Снижение заболеваемости происходило на базе повышения физического и моторного развития, сочеталась с увеличением физической работоспособности. Это согласуется с положением, что расширение двигательной активности стимулирует иммунологическую реактивность (С.И.Гальперин, 1965).
|
|
Из шестнадцати человек, обследуемых до расширения двигательного режима, низкий и ниже среднего уровень физического развития обнаруживали 7 человек, средний - 6 человек, высокий и выше среднего - 3 человека.
К концу периода наблюдений низкий и ниже среднего уровень физического развития имели 2 человека, средний - 10 человек, высокий - 4 человека. Расширение двигательного режима положительно влияет на темпы физического развития, обеспечивая быструю динамику его к среднему и высокому уровню.
Приведенные данные показывают, что сложнокоординационные упражнения (перекаты, кувырки, стойки на лопатках, мост, шпагаты), преимущественно влияющие на скоростно-силовые и координационные способности, формируют адекватное телосложение и осанку, стимулируют развитие гибкости, ловкости, ориентировки в пространстве, т.е. активно развивают опорно - двигательный аппарат. Дети г. Краснодара имеют высокий уровень развития моторики. В целом, все они выполняют контрольные нормативы в прыжках, метании, беге.
Эффективны по воздействию на организм, также общеразвивающие упражнения. Новизна в решении двигательных задач различной сложности в координационных упражнениях тренирует мозг и другие отделы нервной системы в плане способности управлять движениями, обогащают двигательный опыт ребенка.
Применение в дошкольном возрасте (6-7 лет) психомоторных игр-эстафет способствует эмоциональному закреплению основных видов движений (бег, прыжки, метание, ползание, лазанье). Психо-моторные игры-эстафеты имеют преимущество перед беговыми упражнениями в чередовании с ходьбой по причине большой экономичности, создания оптимальных условий для развития скорости на фоне высокой эмоциональности. Последнее отдаляет развитие процесса утомления (Ю.А.Зузик, М.В.Малука, 1996).
|
|
Занятия акробатическими упражнениями доступны для дошкольников, создают оптимальные условия для раннего проявления и полноценного развития двигательных способностей. При переходе в общеобразовательную школу дети имеют прочную спортивную ориентацию и активно занимаются спортом в секциях. Из выпускников ДОУ № 45 4 человек основной группы посещают секцию художественной гимнастики, 2 человека акробатикой, 2 человека большим теннисом, 1 ребенок бальными танцами.
В целом следует отметить, что систематическое использование координационных упражнений, как одного из средств физического воспитания в ДОУ дает хороший эффект в плане развития, моторики, оптимизации координации движений. Дети самопроизвольно включают в игры упражнения повышенной координационной сложности, используют карточки с изображением видов движений составления игр-эстафет.
Расширение двигательного опыта детей за счет акробатики способствует более полному раскрытию потенциальных физических возможностей, оказывает стимулирующее действие на развитие мышечной силы, координации, быстроты, гибкости. Регламентированная в режиме ДОУ двигательная активность приводит к снижению возбудимости детей с чрезмерной подвижностью, стимулирует активность малоподвижных детей (Е.М.Бердичевская, Н.В.Зайцева, Ю.А.Зузик, 1998).
В свете вышеизложенного занятия с включением упражнений повышенной координационной сложности можно квалифицировать, как одно из эффективных средств физической подготовки детей дошкольного возраста.