Примеры стопперов новизны

Наверняка вы встречали людей, переодетых в особые костюмы, олицетворяющие тот или иной товар (кулеры, мобильные телефоны или сосиски в тесте). Это так называемые сэндвич-мены. Они находятся или в местах продаж, или просто в людных местах. Вариации этого подхода – люди, одетые в «униформу», олицетворяющую ту или иную фирму, или люди – «живые щиты». Их задача – привлекать к себе внимание и раздавать листовки.

Бликфавг – специальный предмет, задача которого – привлечь внимание покупателя, прохожего, посетителя выставки. Образцом такого решения могут быть вынесенные вовне (магазина, выставки) автомобили (иногда специально подготовленные и украшенные), манекены и куклы, гирлянды или «букеты» надувных шаров и т.п.

Шоу-стоппер – по большому счету, не вдаваясь в споры автолюбителей, вообще все на свете, что может привлечь повышенное внимание. На автосалоне это будет ультрамодный концепт-кар, на кинофестивале – участие звезды кино или эстрады, на сцене – странное и атипичное поведение участника (группа «Тату» не так давно элегантно напомнила о себе, просто написав на своих майках фразу «X.. войне», уж извините за буквальность), на улице– сэндвич-мен или ретро-автомобиль, на выставке или презентации– фотомодель или манекенщица и т.д. и т.п.

Необычные образы в рекламе: персонажи инопланетян или «снежного человека» («Папа, а инопланетяне есть?»), крокодилы красного цвета; морфинг объектов (предмет перетекает из одного в другое); искажение пропорций (преувеличение или приуменьшение размеров).

Г. Движение в поле зрения. Реакция на движение запрограммирована биологически, она обеспечивает нам внимание ко всем объектам новизны или потенциальной опасности (подкрадывающимся хищникам, неожиданно двинувшемуся в нашу сторону человеку с пасмурным выражением лица). На все это необходимо посмотреть, чтобы оценить обстановку и принять нужное решение.

Реакция на новизну (исследовательское поведение, как вы уже забыли) дает возможность изучать окружающий мир и быстрее к нему приспосабливаться, а реакция на все объекты потенциальной опасности дает нам шанс: убежать, занять оборону или даже атаковать. В любом случае при движении в поле зрения наше внимание будет привлечено.

Не удивительно, что эта особенность эксплуатируется в рекламе, особенно в рекламе телевизионной. Телереклама с движущимися элементами привлекает примерно в полтора раза больше внимания, чем статичная реклама (Любимов). К киоску с «бегущими огнями» («бегущей строкой») подойдет в среднем в полтора раза больше посетителей, чем к киоску со статическим освещением (С. Горин).

В статических рекламных носителях (билборды, оригинал-макеты) художник (дизайнер) не может показать движение, но он может показать признаки движения и все изменения, которые символизируют движение. И благодаря этому «изображение воспринимается как мгновенная фотография динамического процесса. Неустойчивые, схваченные в падении формы, диагонально ориентированные, как бы летящие в пространстве предметы и множество признаков реального движения (завихрения снега или пыли, клубы дыма или выхлопных газов и т.д.) – вот тот испытанный арсенал художественных средств, который позволяет художнику изобразить физическое движение» (Кудин, Ломов, Митькин и др. «Реклама: внушение и манипуляции»).

Данный прием, конечно, не может привлечь непроизвольное внимание, но он помогает рекламе заметно выделиться среди других макетов – за счет психологической ориентации человека на движение.

В аудиальной рекламе движение может имитироваться наборами сигналов, обозначающих приближение или удаление (эхо, постепенное нарастание или угасание источника звука). В рекламе крема для бритья Argo в момент показа самого товара как бы издали истошно и пронзительно кричит мальчик.

Д. Сексуальные раздражители. Эволюцию эротики в рекламе можно условно разделить на три этапа. Первый из них был ознаменован приходом психоанализа, перевернувшим с головы на ноги представления о сексе и его значении в жизни и повседневном мышлении людей. Именно психоанализ, по мнению большинства исследователей, стал фундаментом для сексуальной революции 1960-х годов.

Второй этап эволюции связан с легализацией стриптиза в Америке в 1930-х годах. После этого в массовом порядке на рекламных фотографиях замелькали обнаженные женские ножки. И, наконец, третий этап был связан с сексуальной революцией 1960-х, которая также нашла свое отражение в рекламе.

«Как правило, эротика в рекламе – это не мотив позиционирования, а лишь средство привлечь внимание, обеспечить начальное запоминание, – то, что теоретики рекламы называют "eyestopper" ("ловушка для глаза"). Это очень важная задача– ведь ежедневно на человека обрушивается до пяти тысяч рекламных сообщений» (Крылов).

«Понятно, что если на рекламном снимке размещают в автомобиле десяток полуголых девиц, то это делают не для того, чтобы дать потенциальному покупателю представление о количестве пассажиров, которых он сможет увезти на пикник. Изготовитель рекламы обращается здесь к глубинным подсознательным мотивам потребителя: "Мы знаем, что ты хочешь иметь сексуальный контакт со многими женщинами. Мы вообще знаем, чего ты хочешь, – мы и сами такие..."» (С. Горин).

Сексуальные стопперы могут быть:

образными (сексапильная красотка, рекламирующая утюги, клей или зубную пасту),

вербальными (слоганы и рекламные девизы:Хочешь меня?, Возьми, я вся твоя! и т.п.).

сигнальными (различные стоны, охи и вздохи явно эротического содержания),

символическими (рекламная композиция или сообщение с явным сексуальным подтекстом: У меня самый маленький, и я этим горжусь – реклама принтеров; Он такой большой – реклама Чупа-Чупс).

Так как чарующее влияние обнаженных женских ног на озабоченные сердца покупателей мнится делом давно доказанным, то не удивительно, что обнаженную натуру мы можем встретить везде, где иногда сложно даже предположить.

В рекламе автомобильных покрышек, строительных услуг или оптовой продажи рыбы, словно сирены, завлекающие мореходов своими сладкими песнопениями, современные сказочные богини «поют» нам про возможность прикупить бетон или кирпичи, электропроводку и колбасу.

Но, как вся команда Одиссея, залившая себе уши воском и так и не услышавшая этого пения, наш современный потребитель тоже далеко не всегда слышит эти «звуки».

Так что давайте попробуем понять, в каких случаях нам этого делать явно не следует. А случаев таких предостаточно.

1. Объект сексуального внимания в рекламе и само рекламное предложение никак не связаны между собой.

В рекламе есть понятие «образ-вампир», когда используемый образ отодвигает на второй план ваше рекламное предложение или «убивает» его вовсе. Клод Хопкинс, автор книги «Реклама: научный подход», поучительно замечает, что «все, что отвлекает внимание от темы, уменьшает впечатление».

Потребитель интересуется не вашим товаром, а образом, который вы использовали. Он изучает его и переключается на другие рекламные сюжеты. И «удачно» использованные голые женщины, умильные собачки и кошечки, очень необычные образы будут хорошо запомнены, а все остальное – нет.

2. Объект сексуального внимания является самым сильным аргументом в вашей рекламе.

В большинстве случаев, как уже говорилось выше, использование эротической символики и образов необходимо лишь для привлечения внимания. Если предъявленное содержание и есть ваш основной аргумент, а во всем остальном, как говорится, «глазу не за что будет зацепиться», то быть эффективной такая реклама не может. Как говорится, на фоне петуха любые яйца покажутся слишком бледными.

3. Все делают то же самое, что и вы, то есть тоже внедряют в свою рекламу сексапильных дамочек или фокусируются на сексуальных мотивах.

В этом случае «стоппер» перестает работать, ибо у потребителя формируется готовность к такой рекламе, психологическая рамка эротического содержания в рекламе, фрейм. Могу привести в пример рекламу женского нижнего белья, которая почти на все сто процентов содержит полуобнаженное женское тело.

Цветное пятно выигрывает, если оно одно на странице. Но если так начинают делать все, то рекламный эффект начинает стремиться к нулю. О том, как этого избежать и как с этим бороться, мы поговорим в подразделе 3.7 «Репрезентативные системы в рекламе».

4. Объект сексуального внимания является основным доводом в вашей рекламе.

Помнится, в одном из анекдотов два грабителя – один рослый и крупный, второй мелкий и щуплый – вошли в автобус, и рослый сказал: «Сейчас всех будем грабить и насиловать!», а мелкий сказал: «Сейчас будем всех грабить!» «Сейчас будем грабить и насиловать!» – повторил рослый, а щуплый опять: «Сейчас будем всех грабить!» Тут одна пассажирка в автобусе не выдержала и говорит: «Ты, маленький, помолчи!»

По крайней мере, весьма наивно, помещая на первый план красивую машину и красивую женщину, иллюстрировать композицию призывами в духе: «Хочешь ее?», «Возьми ее!» и т.п.

Даже в своем психоанализе Зигмунду Фрейду не удалось все объяснить одними только сексуальными пассажами, а уж в рекламе покупка автомобилей, квартир или кофемолок явно не исчерпывается одними лишь сексуальными мотивами.

Из любопытства я исследовал примерно 500 современных реклам автомобилей (это BMW, Toyota, Ford, Nissan и т.п.) –и не обнаружил в них ни одной эротической ноты. Ни одной! Что уже само по себе весьма символично.

Конечно, если вы покупаете квартиру в этом доме исключительно потому, что у вашей соседки предполагаются очень красивые длинные ноги, то я беру свои слова назад. Но я думаю, что назад мне их брать не придется, не так ли?

5. Чем буквальнее эротический мотив, тем хуже будет реклама.

Как вы помните, наше сознание в основном озабочено различного рода калькуляторными функциями (анализ, расчет, сравнение, оценка и т.д.), так что эротическим сигналам в его жернова лучше не попадаться. И чем четче сформулирован посыл, согласующийся с эротически окрашенным сигналом, тем больше вероятность, что он будет отвергнут.

Сексуальный контекст в рекламе или опережает истинный, или довлеет над ним. Образцом ошибки рекламиста является реклама «Московской кофейни на паях», где долгий обыгрыш ягодиц камергера и сексуальных переживаний на этот счет трансформируется в желание пить строго определенный кофе. Или реклама принтеров: «У меня – самый маленький, и я этим горжусь».

6. Ключевым компонентом вашей рекламы становятся явные или хороню замаскированные сексуальные призывы, символы или метафоры, оказывающие на потребителя сильнейшее подсознательное побуждающее влияние.

Примеры я уже приводил, но не поленюсь еще раз: слово «секс» из кубиков льда, колбаса, напоминающая половой член, или пельмени, рифмующиеся с женской попкой.

Если это и есть ключевое звено вашего рекламного предложения, его суть и самое главное, без чего нет и не может быть вашей рекламы, – то такую рекламу лучше похоронить сразу, пока вы не потеряли много денег почем зря.

Сильнейшее влияние на потребителя практически всегда оказывает одна и та же вещь – аргументы и факты. Если фаллос или оголенные филейные части и есть ваши факты и аргументы, то я вам очень и очень сочувствую.

Эталонная реклама с использованием эротики должна соответствовать следующим критериям:

1. Закадровая, то есть сама по себе не несет никакого ясного и явного смысла, содержания. Привлекает внимание (что, собственно, и нужно), украшает и возбуждает. Например, реклама телефона стандарта DECT: мужчина сидит за столом, а рядом с ним стоят три красивые «фигурные» женщины, у каждой в руке по трубке.

А смысл примерно тот же, как в ироничной надписи на билборде одной американской фирмы: «Секс! Секс! Секс! А теперь, когда мы привлекли ваше внимание, как насчет того, чтобы купить наш автомобиль?».

2. Молчаливая, то есть эротический подтекст никак не разъясняется потребителю, а ему предоставляется полная и безусловная возможность самому все додумать на свой вкус или цвет. Фразы типа «Хочешь меня?» или «Возьми меня!» –сведут на нет самый элегантный и безупречный визуальный замысел.

3. Ассоциативная. В одном из анекдотов про психоаналитиков пациент во всех картинах (круги, квадраты, овалы, треугольники) все время видел только сцены спаривания. И этот человек – более здоров, чем тот, кто предлагает увидеть в сценах спаривания овал, квадрат или треугольник.

4. Синтонная. Масса вещей при всем, даже самом больном, воображении, не может иметь никакого эротического оттенка. Джип не может быть эротичным, и средство от запоров не может быть соблазнительным. Электропроводку, автомобили БелАЗ, пенобетон, сетки от комаров и массу других товаров лучше рекламировать каким-нибудь другим способом, не обращаясь к эротическим мотивам вовсе и никак не пытаясь их обыгрывать.

5. Эстетическая. Во-первых, никаких открытых гениталий: в 99,999999 случаев из ста это ничем не оправдано и не приведет ни к чему хорошему. Во-вторых, эротические моменты должны радовать глаз, а не заставлять потеть ладони и нервно оглядываться по сторонам.

В качестве вывода: сексуальное заигрывание с потребителем – это игра высшего класса, искусство, которым владеет далеко не каждый.

Бездумно и наобум этим приемом лучше не пользоваться вообще. Или вы точно знаете, что вы делаете, избегая при этом логики типа «голая женщина привлекает внимание», или не делаете вовсе, а ищете иные средства и возможности. Благо, что их более чем достаточно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: