Категория земель – группирование ЗУ, площадей по каким-либо устойчивым признакам, которые в совокупности определяют правовой режим данной земли.
Для распределения земельного фонда по категориям за основу берется целевое назначение земли.
Целевое назначение – определение параметров рационального использования и охраны ЗУ для лиц, обладающих ЗУ на любом легальном титуле.
Для каждой категории земель устанавливается свой уникальный дифференцированный правовой режим.
Правовой режим – установленные нормами права специальный режим, который устанавливает правила пользования для собственника, которые направлен на рациональное использование земли, сохранение и улучшение пользования земли.
С.С. Алексеев: правовой режим – порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание дозволений, запретов, обязываний, создающих особую направленность правового регулирования. Всегда направлен на решение соц-эконом задач.
Малько: правовой режим – это комплекс соц взаимосвязей некоторого объекта или вида деятельности, закреплённых юридическими нормами и обеспечены совокупностью юридико-организационных средств.
Влияет на правовой режим:
- разрешенное использование
- титулы
- экономическая роль
- целевое назначение
- вид права на ЗУ: у собственника больше полномочий, чем у арендатора
- приоритеты межотраслевые и приотраслевые
Содержание правового режима:
- экономический фактор
- экологический
- природный ресурс
- основа жизнедеятельности граждан
Правовой режим нужен для:
- целевое назначение
-включения земли в гражданский оборот
- обеспечение правовой охраны земли
Единые цели и задачи, единые принципы и единые органы управления.
Ст. 7 ЗК: правовой режим определяется исходя из принадлежности земель к той или иной категории, исходя из категорий и разрешенного использования.
В соответствии с зонированием территорий разрешенное использование определяется путем территориального зонирования.
В рамках одного общего режима земель любой категории установленного ЗК и ГрК может выделяться определенное кол-во суб режимов, которые будет определяться по территориальному критерию, например, который означает установление дифференцированного правового режима для земель, расположенных в разных территориальных зонах. Правовой режим земель определяется целевым назначением и разрешенным использованием.
Правовой режим устанавливается градостроительным регламентом. Он устанавливает в пределах территориальной зоны виды разрешённого использования ЗУ в процессе их застройки и послед.эксплуатации объектов капитального строительства.
Эти регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, водного фонда, для земель, занятых водными объектами, для земель запаса, особо охраняемых природных территорий, с\х угодий в составе земель с\х назначения.
Такая конкретизация ЗУ происходит в результате принятия МПА – правил землепользования застройки, составной частью которых и является градостроительный регламент.
Существуют 3 вида разрешённого использования ЗУ и объектов капитального строительства:
- основные
- условно разрешенные
- вспомогательные
Основные и вспомогательные выбираются самостоятельно собственником без доп. соглашений и согласований.
Принадлежность ЗУ к определенной категории не является «вечной», а может быть изменена по процедуре, указанной в законе о переводе земель из 1 категории в другую. В делении ЗУ можно выделить и то, что экологическое законодательство предусматривает основания и порядок придания отдельным категориям 2 разновидностей особого эколого-правового статуса: особо охраняемые природные территории с уникальными невосполнимыми природными комплексами и зона экологического бедствия (деградировавшая под влиянием антропогенных факторов).
Деление земли дано для того, чтобы ее проще было охранять, согласно которой земли и природ.ресурсы используются и охраняются в РФ.
Использование земель должно осущ. способами, обеспечивающими сохранения экологических систем, способности земли быть средством производства и основой осущ. хоз. деятельности.
Экологическая система – любое сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между экологическими компонентами.
Цели охраны написаны в кодексе.
Деградация – совокупность природных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств и снижению природно-хозяйственной значимости земель.
Загрязнение – ухудшение в результате антропогенной деятельности качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (каменистые поверхности), характеризующиеся увеличением химич. веществ и увеличением радиации
Захламление земель - размещение в неустановленных местах предметов хоз. деятельности, твердых производственных и бытовых отходов и т.д.
Нарушение земель – механическое разрушение почвенного покрова.
Другие негативные вредные воздействия: нерациональное использование с\х земель. Нерациональное использование – экономически малоэффективное и экологически необоснованное использование земельных ресурсов, которое приводит к нарушению плодородия почв и ухудшения состояния окр. среды.
2 цель охраны: обеспечение улучшения восстановления земель: П. 4 ст. 13, ст. 45, п.2 ст. 62 ЗК.
Охрана земли – система правовых организационных технических, экономических и других мероприятий, направленных на охрану земли как природного комплекса, на рациональное использование земель, предотвращение необоснованного изъятия наиболее ценных земель и с\х и лесохозяйственного оборота, а также на восстановление и повышение плодородия почв.
Правовая охрана – совокупность норм и возникающих на их основе правоотношений, которые направлены на обеспечение охраны и рационального использования земель.
Правовая охрана – система предусмотренных в законе требований по охране земель и мер по их реализации, направленных на решение задач. Требования – принципы, задачи, приоритеты.
Содержание правовой охраны:
- требования: ст. 13, 42 ЗК + регламенты, СНИПы, санитарное правила
- меры по их реализации:
1) организационно-правовые: учет земель, мониторинг, ведение кадастра, реестра земель;
2) экономико-правовые: принятие целевых программ, налоговые льготы;
3) идеологические: экологическое просвещение, воспитание, пропаганда;
- гос. контроль: Росреестр, Росприроднадзор
- меры ответственности:
Виды правовой охраны:
- по категории земель
- в процессе природопользования: лесо, водо, недро пользование, пользование животным миром
- с точки зрения охраны окр. среды: при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий.
19.11.11
Земли НП
- единственные места, где проживают граждане; у них особенная охрана;
ФЗ 131: в зависимости от расположения, численности населения, целей земли НП: сельские и городские поселения, МР, ГО с внутригородскими территориями городов фед. значения, МО и режимные территории, межселенные территории.
Земли НП – земли, используемые для застройки и развития городских и сельских НП и отделенные границей от земель иных категорий.
Особенность: земля как пространственный базис для застройки, для проживания и благополучия граждан, обеспечивая их жизнедеятельность и предполагая надлежащее землепользование, благоустройство и озеленение.
Благополучие граждан: создание соответствующей инфраструктуры, включая предоставление земель под строительство гаражей, оборудование автостоянок, должны предоставляться не в ущерб паркам и т.д.
Земли подлежат охране с учетом их особого правового статуса; земли НП и ЗУ могут быть изъяты в целях застройки в соответствии с ген. Планами и правилами землепользования и застройки; в случае сноса жилых домов в связи с изъятием ЗУ предоставляются квартиры согласно установленным нормам;
Предоставление ЗУ: в соотв. с ФЗ № 191 (ГрК): для жилищного строительства ЗУ предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования мест размещения объекта и на аукционе.
Ст. 38.1, 38.2 ЗК: аукцион.
Правовой режим земель городов:
Действует в городских сельских НП;
Установление границ производиться на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации, при этом границы НП должны устанавливаться в границах ЗУ, предоставленных гражданам и ЮЛ; не влечет прекращение прав землепользователей, владельцев и арендаторов;
Правовой режим использования и охраны земель внутри НП определяются территориальными и функциональными зонами;
В состав земель НП в соотв. с градостроительным регламентом входят след.территориальные зоны и при этом для каждой будет установлен свой правовой режим:
- жилые зоны
- общественно деловые
- производственные
- зоны инженерных и транспортных инфраструктур
- рекреационные
- сельхоз использование зоны
- специального назначения: для мусора
- военные объекты
- иные территориальные зоны: список не закрытый
П.3 ст. 85 ЗК; для ЗУ которые находиться в одной территориальной зоне – единый градостроительный регламент; он определяет основы правового режима ЗУ и всего что находиться на нем и под ним:
В состав территориальных зон могут включаться и не подлежащих приватизации: земли общего пользования: площади, скверы, дороги, бульвары, пляжи;
Красная линия – градостроительная черта, которая определяет, где не должно быть застройки.