В соответствии с ФЗ № 131 в зависимости от расположения, численности населения и целей, земли НП подразделяются на:
сельские
1. городские поселения
2. муниципальные районы
3. городские округа
4. внутригородские территории городов федерального значения
5. муниципальные образования
6. межселенные территории
Земли НП- земли, используемые для застройки и развития городских или сельских НП и отделенные границей от земель иных категорий.
Особенность: земля как пространственный базис для застройки, для проживания и благополучия граждан, обеспечивая их жизнедеятельность и предполагая надлежащее землепользование, благоустройство и озеленение – создание соответствующей инфраструктуры, включая предоставление земель под строительство гаражей, оборудование автостоянок: многоэтажных или подземных, не в ущерб зеленым зонам.
Земли подлежат охране, с учетом их правового статуса. Земельные участки могут быть изъяты путем выкупа для государственных и муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами и правилами землепользования и застройки. При сносе жилых домов, предоставляются квартиры согласно установленным нормам.
Предоставление з/у. В соответствии с ФЗ о введение в действии градостроительного кодекса, для жилищного строительства, з/у предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования о размещения объекта и на аукционе. Статьи 38 прим 1, прим 2 предусматривают особенности договора аренды в связи с участием в аукционе. Эти нормы закона не подлежат расширительному толкованию.
Правовой режим земель городов.
В границах городских и сельских НП, установление границы НП проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. При этом границы НП должны устанавливаться в границах з/у, предоставленным гражданам и юридическим лицам. При этом не влечет прекращения прав землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов.
Правовой режим использования и охраны земель внутри НП определяется территориальными функциональными зонами. В Состав земель НП в соответствии с градостроительным регламентом могут входить следующие зоны, для каждой будет свой правовой режим:
1. жилые зоны
2. общественно-деловые зоны
3. производственные зоны
4. зоны инженерных и транспортных инфраструктур
5. рекреационные зоны
6. с/х использования зоны – сельхоз использования
7. специального назначения (для мусора, кладбищ)
8. военные объекты
9. иные территориальные зоны.
П 3 ст 85 Градостроительного кодекса- градостроительный регламент.
И для з/у, которые будут находиться в одной территориальной зоне, будет единый градостроительный регламент, который определяет основы режимы з/у, равно как и над ЗУ и под ЗУ.
В состав территориальных зон могут включаться и неподлежащие приватизации ЗУ: земли общего пользования:
1. площади
2. скверы
3. дороги
4. бульвары
5. пляжи.
«красная линия» - градостроительная черта, которая определяет где не должно быть застройки - это и есть земли общего пользования.
Ограничения землепользования.
В п.1 ст 85 ЗК упоминаются зоны специального назначения, с которыми связны специфические ограничения.
Ограничения землепользования в городах действуют чаще, чем на землях иных категорий ввиду плотности застройки и скученности проживания населения. Например, согласно воздушному кодексу, вокруг аэропортов не допускается строительство высоких зданий, которые могут создавать опасность полета воздушных судов.
Градостроительное законодательство предусматривает правила землепользования и застройки: документ градостроительного зонирования, который утверждается НПА органов местного самоуправления. Требования к землеустроительной документации предусматривается в ст 68 ЗК и в ФЗ «о землеустройстве». Само же законодательство по градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объекта, их реконструкции- все это является градостроительными отношениями. Из этого определения можно сделать вывод о комплексности данной отрасли.
Над отраслевой уровень законодательства о градостроительной деятельности позволяет ему использовать нормы ЗП, но не дополнять, изменять их, а лишь учитывать и применять к отношениям.
Чем больше численность населения и промышленность городов тем боль их потребности в формировании примыкающих к городам зон, призванных обеспечивать благоприятную среду обитания и надлежащее обслуживание городского и сельского населения. В состав пригородных зон входят земли за границами НП, но которые составляют с ним единую социальную сеть. Эти пригородные зоны не находятся в АП подчинении данного НП, но составляют с ним единую природную, хозяйственную территорию. Природоохранных задачи этих зон- экологические и рекреационные функции, схожи с регулируемыми главой 17 ЗК.
*Латифундии. (крупные поместья) Принцип воспрепятствования создания латифундий в землях с/х назначения, предельная норма устанавливается законом субъекта.